Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве

При изучении программных произведений на уроках литературы нет времени на просмотр и анализ иллюстраций, портретов писателя, прослушивание музыкальных произведений, просмотр экранизаций, нет времени на чтение мемуарной литературы.   На уроке это сделать невозможно, так как время ограничено. Программа элективного курса «А. П. Чехов в жизни и творчестве» восполняет эти недостатки. Цель курса – расширить рамки изучения творчества А. П. Чехова, познакомить учащихся с темами, не рассматриваемыми в ос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеПрикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 1 ___________________

Тема: А. П. Чехов и его окружение.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.

Наглядность: слайды «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово

Задачи курса: осмыслить творчество А. Чехова в контексте русской культуры; уделить особое внимание характеристике его личности.

Курс рассматривается как интегрированный, так как предполагает сопоставительный анализ произведений А. Чехова и театральных постановок его пьес, экранизаций его рассказов, иллюстраций к его произведениям, заочное посещение чеховских мест

III Мини-лекция

Семья.

Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

Отец - Павел Егорович Чехов купец III гильдии.

Мать - Евгения Яковлевна Чехова (Морозова) дочь купца - суконщика

Братья А. Чехова - Александр, Николай, Иван, Михаил.

Сестра Мария Павловна Чехова.

Любовь в жизни Чехова

МИЗИНОВА Лидия (Лика) Стахиевна (1870-1937), близкая знакомая семьи Чеховых.

АВИЛОВА Лидия Алексеевна (1864 - 1943), писательница. В 1889 состоялось её знакомство с Чеховым. Детская писательница Л.А. Авилова утверждала, что в рассказе "О любви" отражены ее взаимоотношения с Чеховым - "роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет". Опубликованные воспоминания писательницы "А.П. Чехов в моей жизни" переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа "О любви" написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь "фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа". Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней "правдивость, ум, талантливость", полагает, что с воспоминаниями Авиловой "биографам Чехова придется считаться".

КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна (1868-1959), российская актриса, народная артистка СССР (1937). Жена А. П. Чехова. С 1898 в МХТ. Обладала высокой артистической культурой, большим сценическим обаянием. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская - «Три сестры», «Вишневый сад»), М. Горького (Настя - «На дне»). Государственная премия СССР (1943).

IV Просмотр слайдфильма «Жизнь и творчество А. П. Чехова»



Домашнее задание:

сообщения учащихся о Ф. Шаляпине, И. Левитане, К. Станиславском,

В. Немировиче-Данченко, В. Комисаржевской.





































Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 2 ___________________

Тема: А. П. Чехов и его окружение.

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы с мемуарной литературой, навык составления синхронистической таблицы

воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.

Наглядность: слайды «Литературные связи Чехова»

Ход урока:

I Оргмомент

II Мини-лекция «Литературные связи Чехова» с показом слайдов.

БУНИН Иван Алексеевич [1870-1953,], русский писатель; прозаик, поэт, переводчик.

1895 г - знакомство с Чеховым.

ГОРЬКИЙ Максим (Алексей Максимович Пешков) [1868-1936], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы.

1898 - Начало переписки с Чеховым.

«Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость (…), умел найти плесень пошлости там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском..» М. Горький.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [1828-1910], граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

1995 - первая встреча с Чеховым.

«Ваша «Душечка» - прелесть! Толстой читал её четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи…»

КУПРИН Александр Иванович [1870 -1938], русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

1901 - знакомство с Чеховым.

III Выступления учащихся

1. ЛЕВИТАН Исаак Ильич [1860-1900], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее».

2. ШАЛЯПИН Федор Иванович (1873-1938), русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Представитель русского реалистического исполнительского искусства.

3. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна [1864-1910], русская драматическая актриса. За шесть лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А. Н. Островского), Нину Заречную («Чайка» А. П. Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор).

4. СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936). Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишневый сад», 1904).

5. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-1943), режиссер, народный артист СССР (1936). С 1970-х гг. критик, с 80-90-х гг. писатель, драматург, педагог. Реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским в 1898 основал Московский Художественный театр. Утверждал передовой современный репертуар, привлек в Московский Художественный театр (МХТ) А. П. Чехова.

IV Составление синхронистической таблицы

Год

Событие в жизни Чехова

Важнейшие политические и культурные события. Научные открытия.

Литература. Театр.

Изобразительное искусство. Архитектура.

Музыка.

1860

Рождение писателя



Домашнее задание:

завершить работу над таблицей;

прочитать 2-3 юмористических рассказа Чехова

(представить в виде инсценировки фрагмента).

Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 3 ___________________

Тема: Кто он, Антоша Чехонте? (Весёлые рассказы Чехова)

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать интерес к классической литературе.

Наглядность: иллюстрации к юмористическим рассказам

Ход урока:

I Оргмомент

II Повторение теоретического материала

КОМИЧЕСКОЕ (греч. kуmikуs - веселый, смешной, от kуmos - веселая процессия; так назывались ряженые на дионисийских празднествах), в широком смысле - вызывающее смех над кем-то или чем-то.

ЮМОР (англ. humour - причуда, настроение, нрав, комизм, юмор), вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой.

САТИРА - способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

ИРОНИЯ - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его; вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

САРКАЗМ (греч. sarkasmos, от sarkazo, букв. - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».

III Мини-лекция «Начало творческого пути А. Чехова»

К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д.

Подписывает свои рассказы псевдонимами: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдастов…, а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя.

В 1884г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены»

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

IV Представление прочитанных рассказов.

Просмотр творческих заданий



Домашнее задание:

Задание по группам (3 гр.)

«Смерть чиновника»

«Толстый и тонкий»

«Злой мальчик»





















Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 4 ___________________

Тема: Кто он, Антоша Чехонте? (Весёлые рассказы Чехова)

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык анализа эпического произведения;

воспитывать интерес к классической литературе.

Наглядность: иллюстрации к юмористическим рассказам

Ход урока:

I Оргмомент

II Беседа по вопросам

  1. Перечислите виды комического.

  2. Что такое юмор?

  3. Что такое сатира?

  4. Чем отличаются юмор и сатира?

  5. Что такое ирония?

  6. Что такое сарказм?

  7. В каких юмористических журналах сотрудничал молодой Чехов?

  8. Какими псевдонимами подписывался начинающий писатель?

  9. Кто первый назвал Чехова «Чехонте»?

  10. Как называется первый сборник рассказов Чехова?

  11. Как пренебрежительно называл автор свою юмористическую продукцию?

III Анализ ранних рассказов Чехова

  1. Групповая работа

1 группа. Рассказ "Смерть чиновника".

- С какой целью Червяков хотел написать письмо?

- Объясните роль следующих художественных деталей: "Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко". "Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему: она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась. "- А всё-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь"; "На другой день Червяков надел вицмундир, подстригся…"; "…подумал Червяков, бледнея"; "Червяков шагнул за ним и забормотал…"; "Что-с? - спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса".

- С какой целью автор даёт своему герою "говорящую фамилию"?

- Как закончил Чехов рассказ?

- От чего умер экзекутор Червяков?

- Что высмеивает автор?

- Какие чувства вызвал рассказ?

2 группа. Рассказ "Толстый и тонкий".

- Кто встретился в начале рассказа?

- Как звали главных героев?

- Подумайте, какой смысл вложил А. П. Чехов в следующую деталь описания: от толстого пахло "хересом и флер-д оранжем", от тонкого - "ветчиной и кофейной гущей". Почему при известии о том, что толстый - уже тайный советник, не только сам тонкий "съёжился, сгорбился, сузился", но произошли и другие изменения: "Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фронт и застегнул все пуговки своего мундира…"? Объясните значение этих деталей.

- Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете?

- Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов?

- Смешным или грустным показался рассказ? Почему?

3 группа. Рассказ "Злой мальчик".

- Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?

- Есть ли в рассказе серьёзные мысли или это просто забавная зарисовка?

- Чем отличается этот рассказ от предыдущих?

2. Обобщение

Какой вывод можно сделать в соответствии с темой урока?

Выступление учащихся из каждой группы.

Определить: сатирические или юмористические рассказы А. П. Чехова.

Таблица на доске.

Сатирические

Юмористические

1. Толстый и тонкий.

1. Злой мальчик

2. Смерть чиновника.



IV Рефлексия.

1. Назовите общее в прочитанных вами рассказах А. П. Чехова?

2. В чём особенность чеховского юмора?

3. При помощи чего мы видим позицию автора?

4. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения.



Домашнее задание:

индивидуальные задания - сообщения

«Особенности прозы Чехова»

«Чеховский подтекст»

«Проблема жизни в рассказе «Чёрный монах»

Путь к самому себе, к своему духовному началу в повести А. Чехова «Дуэль»

Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 5 ___________________

Тема: «Белый свет» чеховской прозы

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы с текстами научно-популярной литературы;

воспитывать интерес к классической литературе.

Наглядность: слайд-фильм «Мир Чехова»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово «Мир чеховской прозы» с показом слайдов.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903).

III Выступления учащихся


«Особенности прозы Чехова»

«Чеховский подтекст»

«Проблема жизни в рассказе «Чёрный монах»

Путь к самому себе, к своему духовному началу в повести А. Чехова «Дуэль»

IV Обсуждение сообщений. Выбор наиболее интересного.

Домашнее задание:

прочитать рассказы

«Анна на шее»

«Попрыгунья»

«Душечка»















Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 6 ___________________

Тема: «Белый свет» чеховской прозы. «Женские образы в рассказах Чехова».

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык анализа эпического произведения;

воспитывать нравственные принципы.

Наглядность: слайд-фильм «Женские образы в рассказах Чехова»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А. П. Чехова. Предметом нашего разговора будут рассказы, написанные Чеховым в 90-годы ХIХ века: «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее». В этих рассказах нет общих героев и сюжет, и композиция также различны, но в каждом из этих рассказов автор создал удивительный женский образ, узнаваемый не только современниками Чехова, но и нами, читателями ХХI века. Тема нашего урока «Женские образы в рассказах Чехова».

Чехов писал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Мы и есть те самые читатели, на которых рассчитывал Чехов. Говоря сегодня о чеховских рассказах, о героинях, мы выскажем своё мнение о рассказах, охарактеризуем героинь, обсудим, встречаются ли сегодня героини чеховских рассказов, то есть, говоря словами писателя, «подбавим субъективные элементы».

III Работа с записными книжками Чехова

А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки, мы уже обращались к ним. Иногда из этих небольших записей рождались рассказы. И сейчас мы, прочитав несколько фраз из записных книжек Чехова, попробуем предположить, заготовками каких рассказов они могли бы быть. Аргументируйте своё предположение.

Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо.

Изменившая жена - это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой.

Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

IV Работа с рассказом «Анна на шее»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Как Чехов в этом рассказе показывает нам характер главной героини: сразу говорит о всех его особенностях или постепенно?

  3. В каких эпизодах характер героини раскрывается:

… чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной.

… она кокетливо прищурила глаза и заговорила громко по-французски, и оттого, что её собственный голос звучал так прекрасно и что слышалась музыка и луна отражалась в пруде… её убедили, что она будет счастлива непременно, несмотря ни на что.

… слушала его, боялась и не могла есть…

… ни с кем не советовалась, а поговорила только с отцом и постаралась вообразить себе…

… гордая, самоуверенная…

… глаза её горели задором…

… с восторгом, с негодованием, с презрением.

  1. Прослушайте фрагмент музыки к балету В. Гаврилина «Анюта». Какой эпизод иллюстрирует этот музыкальный фрагмент? Удалось ли передать состояние героини?

  2. Что добавляет последняя сцена в характер героини?

V Работа с рассказом «Попрыгунья»

  1. Портрет героини (выступление учащейся).

  2. Работа с иллюстрациями. Что хотели подчеркнуть художники?

  3. Подтверждает ли Ольга Ивановна свою яркость и талантливость?

  4. «Она считала всех дам, кроме актрис и портних, скучными и пошлыми». А сама?

  5. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?

VI Работа с рассказом «Душечка»

  1. Обратите внимание на построение рассказа. Какой уже прочитанный чеховский рассказ напоминает композиция «Душечки»?

  2. Чем отличаются эти рассказы?

  3. Портрет героини (выступление учащейся).

  4. Известный русский писатель очень любил «Душечку». В одном из писем Чехову мы можем прочесть: «Ваша «Душечка» - прелесть! … читал её четыре вечера подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи…» Кто же этот поклонник «Душечки»?

Объясните своё предположение.

Лев Толстой говорит, что душечка, жена многих мужей, не изменяла своей жизни, она принимает их, как лес зимой принимает человека на лыжах.

VII Устное рецензирование

Какой из рассказов, какая героиня вам понравились?

Какой из рассказов, какая героиня вам не понравились?

Домашнее задание:

прочитать рассказ

«Дама с собачкой»

Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 7 ___________________

Тема: «Белый свет» чеховской прозы. «Каких только не бывает в жизни встреч!»

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык характеристики литературного героя;

воспитывать чувство сопереживания.

Наглядность: слайд-фильм «Женские образы в рассказах Чехова», фильм Дама с собачкой»

Ход урока:

I Оргмомент

II Вступительное слово

Мы продолжаем говорить о любви. Каждый писатель, поэт раскрывает это чувство по-своему, но мы, как читатели, прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Поговорим об этих "роковых вопросах".

"История, рассказанная в "Даме с собачкой" - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена".

III Просмотр фрагмента кинофильма «Дама с собачкой»


1.Каково настроение рассказа? Можно ли говорить об общем настроении?

2.Просмотр фрагмента фильма «Дама с собачкой» Удалось ли режиссёру Иосифу Хейфицу передать атмосферу рассказа языком кино? Какие детали вы могли бы отметить?

IV Характеристика главных героев

Основное задание урока - характеристики героев рассказа " Дама с собачкой". Ученикам предлагается рассказать о судьбе и характере Гурова и Анны Сергеевны. Ученикам предлагается основа для ответов: биографические сведения, история знакомства и описание отношений, реплики героев, внутренний анализ Гурова. При этом важно обратить внимание на подтекст, ключевые цитаты, развитие отношений героев.

План характеристики литературного героя

Место, занимаемое героем в произведении

Образование

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет

Манера держаться, внешность, особенности костюма

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих

Понимание героем целей жизни, его основные интересы

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам

Отношение других действующих лиц к данному герою

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

V Письменная работа по рассказу «Дама с собачкой»

Перечитайте финал рассказа. Почему "… самое сложное и трудное только еще начинается"?

Домашнее задание:

словарная работа -

книжная графика

иллюстрация

рисунок

гравюра

литография

лубок

репродукция























Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 8 ___________________

Тема: Иллюстрации русских художников к рассказам Чехова

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык самостоятельной работы со справочной литературой;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: иллюстрации к рассказам Чехова

Ход урока:

I Оргмомент

II Словарная работа

ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительностью. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.

РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углем и т. д.) с помощью контурных линий, штрихов, в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге.

ГРАВЮРА (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углубленную, когда краска заполняет углубления (гравюра на металле). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации).

РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и лат. produco - произвожу), воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т. п.).

ЛУБОК (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и «графия»), способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом.

III Мини-лекция «Русские художники иллюстрировавшие чеховские рассказы»

ДУБИНСКИЙ Давид Александрович (1920-1960), российский график, член-корреспондент АХ СССР (1958). Психологически тонкие иллюстрации к произведениям советской и классической литературы («РВС» А. П. Гайдара; «Поединок» А. И. Куприна, рассказы А. П. Чехова). Государственная премия СССР (1951).

КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.

В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [1903 -1991], Порфирий Никитич Крылов [1902-1990] и Николай Александрович Соколов [1903 -2000]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (1921-29), они с той поры постоянно работали втроем.

Внесли значительный вклад в искусство книги: замечательные рисунки тушью к «12 стульям» И. Ильфа и Е. Петрова; к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, «Сказкам» и «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина,).

Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького.), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова.


IV Просмотр и анализ иллюстраций к чеховским рассказам

Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве

Домашнее задание:

нарисовать иллюстрацию к полюбившемуся рассказу


Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 9 ___________________

Тема: Иллюстрации русских художников к рассказам Чехова

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык сопоставительного анализа;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: иллюстрации к рассказам Чехова, выставка иллюстраций учащихся.

Ход урока:

I Оргмомент


II Экскурсия по выставке.

Представление свое иллюстрации.

Устный отзыв о выставке.


III Сопоставление иллюстраций к рассказам «Дом с мезонином», «Душечка» (на выбор).



Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчествеЭлективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве

Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве Элективный курс А. П. Чехов в жизни и творчестве


Домашнее задание:

Сообщения учащихся «Режиссёры, экранизирующие произведения А. Чехова»

И. Анненский

С. Самсонов

И. Хейфиц

Н. Михалков

А. Кончаловский









Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 10 ___________________

Тема: Экранизация произведений А. Чехова

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать самостоятельной работы с дополнительной литературой;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: кинофильм «Попрыгунья».

Ход урока:

I Оргмомент


II Словарная работа: кто и как делает кино.

Повторение изученных терминов.

ЭКРАНИЗАЦИЯ, интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.

СЦЕНАРИЙ (от итал. scenario), литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.

РЕЖИССЕР (от лат. rego - управляю), постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой всех участников - актеров, художника, композитора, в кино - и оператора.

ОПЕРАТОР, в кино - специалист, производящий киносъемку, точнее - кинооператор.

ПРОДЮСЕР (англ. producer, от produce - производить), владелец или глава кинокомпании, а также ее доверенное лицо, осуществляющее постановку фильма и финансовый контроль над ней.

III Сообщения учащихся о режиссёрах,

снимавших фильмы по произведениям А. Чехова.

АННЕНСКИЙ Исидор Маркович (1906-1977), российский режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Окончил музыкальную школу, и один курс литературного факультета университета в Одессе; в 1934 - режиссерский факультет ГИТИСа, в 1936 - режиссерский факультет при ГИКе. Работал актером и режиссером в театрах Одессы, Баку, Архангельска, Москвы. Получил известность благодаря удачным экранизациям рассказов А. П. Чехова («Медведь», «Человек в футляре», «Свадьба», «Анна на шее»). Почти во всех своих фильмах выступал автором сценария.

ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (1905- 1995), российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премий СССР (1941, 1946).

Учился в Ленинградском техникуме экранных искусств, на кинофакультете Института истории искусств.

В 1928-1950 работал совместно с А. Г. Зархи, с ним были поставлены все фильмы Хейфица. Среди них наиболее известны «Горячие денечки» (1935), «Депутат Балтики» (1936), «Член правительства» (1939), в 1950-е годы появились «Большая семья»(1954) и «Дело Румянцева» (1955).

В 1960-70-е годы, а затем в 1980-е концепция киногероя у Хейфица заметно усложнилась, может быть, поэтому его привлекла чеховская и тургеневская проза, произведения современников П. Ф. Нилина и Б. Л. Васильева. Удивительно удачной оказалась экранизация чеховской «Дамы с собачкой» (1960). Грустный фильм, пронизанный очищающим чувством, оставлял впечатление необыкновенной глубины проникновения в материал. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость ее жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения стали главным предметом художественного интереса режиссера. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссером, - «Плохой хороший человек». Действительно, такими мы видим Лаевского в исполнении О. Даля и фон Корена (В. С. Высоцкого). «Упрощенные мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» - это высказывание Хейфица по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.

Дважды был лауреатом Каннского кинофестиваля (1955, 1960).

МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей (Андрон) Сергеевич (1937) , российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972).

В 1957 окончил музыкальное училище при Московской консерватории, в 1957-1959 учился в Московской консерватории. Кинематографическое образование получил в 1965, окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма).

В своих экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук) и Войницкий (И. М. Смоктуновский ) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной почве, с большим трудом нащупывают ее, а то и утрачивают навсегда.

САМСОНОВ Самсон Иосифович (1921 -2002), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1991). С 1955 на «Мосфильме». Фильмы: «Попрыгунья» (1955, приз «Серебряный лев Святого Марка» Венецианского кинофестиваля), «Оптимистическая трагедия» (1963, специальный приз Каннского кинофестиваля), «Три сестры» (1965), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984), «Милый друг давно забытых лет» (1996); телефильм «Чисто английское убийство» (1976).

IV Просмотр фрагментов фильма С. Самсонова «Попрыгунья».

Домашнее задание:

Письменная работа -

сопоставительный анализ литературного источника и экранизации


Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 11 ___________________

Тема: Экранизация произведений А. Чехова

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать самостоятельной работы с дополнительной литературой;

воспитывать художественный вкус.

Наглядность: кинофильм «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Ход урока:

I Оргмомент


II Сообщение учащихся о кинорежиссёре Н. Михалкове.


МИХАЛКОВ Никита Сергеевич (р. 1945), российский актер и кинорежиссер, народный артист России (1984), Государственная премия (1993, 1995, 2000).

Поставил фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Без свидетелей» (1983), «Очи черные» (1987; итало-советский, приз Каннского кинофестиваля), «Урга» (1992, приз «Золотой лев» Международного кинофестиваля в Венеции, премия «Ника-92», премия «Феликс-93»), «Утомленные солнцем» (1994, Гран-при Каннского кинофестиваля, премия «Оскар-95» за лучший иноязычный фильм), «Сибирский цирюльник» (1998), «12 разгневанных мужчин» (2006). Актерские работы: «Я шагаю по Москве» (1963), ««Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Утомленные солнцем» (1994), «Статский советник» (2005), «12 разгневанных мужчин» (2006) и др.

В 1997 был избран первым секретарем Союза кинематографистов.

III Просмотр фрагментов фильма Н. Михалкова

«Неоконченная пьеса для механического пианино».


Домашнее задание:

Прочитать пьесу «Чайка»







Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 12 ___________________

Тема: Чехов и театр

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать навык анализа драматического произведения

воспитывать интерес к классической литературе.

Наглядность: Слайдфильм «А. Чехов и МХТ».

Ход урока:

I Оргмомент


II Вступительная лекция «Чехов и театр» с просмотром слайдов.

В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. М. Горького (МХАТ), основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актеры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. Н. Грибов, А. П. Кторов, П. В. Массальский, А. П. Зуева и др. После 1917 в репертуаре пьесы М. А. Булгакова, В. Иванова, Л. М. Леонова, Н. Ф. Погодина и др. Социально-углубленное истолкование получила классическая драматургия (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.). Спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898), «Чайка» Чехова (1898), «На дне» Горького (1902), «Вишневый сад» Чехова (1904), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Дни Турбиных» Булгакова и «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Три сестры» Чехова (1940). С 1970 главный режиссер О. Н. Ефремов. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова, сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького; сцена на Тверском бульваре).

КАЧАЛОВ Василий Иванович (1875-1948), российский актер, народный артист СССР (1936). С 1900 в МХТ. Актер высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов был исполнителем ряда ролей в пьесах А. П. Чехова (Тузенбах - «Три сестры», Трофимов - «Вишневый сад»).

ТАРАСОВА Алла Константиновна (1898-1973), российская актриса, народная артистка СССР (1937), Герой Социалистического Труда (1973). С 1916 во 2-й Студии МХТ, с 1924 в труппе МХАТа. Среди ролей: Негина, Тугина («Таланты и поклонники», «Последняя жертва» А. Н. Островского), Анна («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому), Маша («Три сестры» А. П. Чехова).

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938-1980), русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша - «Пугачев» по С. А. Есенину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин - «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.)

ЛЕОНОВ Евгений Павлович (1926-94), российский актер, народный артист СССР (1978). В 1948-68 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. С 1972 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). Роли: Иванов («Иванов» А. П. Чехова), Тевье-молочник («Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему) и др.

III Вопросы и задания для обсуждения пьесы «Чайка»


  1. В чем смысл названия пьесы? Какой символический образ создан писателем?

  2. Каково общее настроение пьесы?

  3. Какова, по мнению Чехова, роль искусства и его влияние на человека? Какие проблемы творческого характера приходится решать героям пьесы?

  4. В чём суть дискуссии героев о проблемах современного театра в пьесе?

  5. Почему герои пьесы не находят ответных чувств в любви? Какими причинами вы можете это объяснить?

  6. Какую роль в пьесе играют ремарки и паузы?

  7. Какую роль в пьесе играет револьверный выстрел? Почему Треплев не находит другого решения для своих проблем?


Домашнее задание:

Прочитать пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня»,

выучить монолог из пьесы Чехова





Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 13 ___________________

Тема: Чехов и театр

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать творческие способности, письменную речь учащихся;

воспитывать чувство сопереживания.

Наглядность: кинофильм «Дядя Ваня»

Ход урока:

I Оргмомент


II Просмотр фрагмента кинофильма «Дядя Ваня» (финал).


III Парад героев.

Чтение монологов.


IV Развёрнутый письменный ответ на вопрос

«В чём особенность психологизма чеховской драматургии (на примере одной из пьес)?



Домашнее задание:

Составить вопросы по биографии и творчеству Чехова.


















Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 14 ___________________

Тема: В гостях у Чехова (заочные экскурсии по чеховским местам)

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес к классической литературе.

Наглядность: слайдфильм «Чеховские места»

Ход урока:

I Оргмомент


II Викторина по биографии и творчеству А. Чехова.

(примерные вопросы)


  1. Где и когда родился Чехов?

  2. Как звали отца и мать Чехова, кем они были по происхождению?

  3. Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте?

  4. Кто из русских писателей сказал: «Чехов - это Пушкин в прозе»?

  5. Кто из русских писателей посвятил Чехову свою первую большую повесть? М. Горький «Фома Гордеев»

  6. Кто из знаменитых художников был другом Чехова и какие две картины были им подарены Чехову? «Река Истра», «Дуб и берёза»

  7. На занавесе какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр?

  8. Кто из героев Чехова отправил письмо с адресом: «На деревню дедушке»?

  9. Как звали трёх сестёр из пьесы Чехова «Три сестры»?

  10. Герой какого рассказа ездил на свидание с любимой на кладбище?

III Мини-лекция «Таганрога я не миную…» с просмотром слайдов.


ТАГАНРОГ, город в Российской Федерации, Ростовская обл., расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского моря, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. Морской порт. Железнодорожная станция. Население 282,1 тыс. человек (2001). Основан в 1698. Город с 1775.

Таганрог известен как родина великого русского писателя А. П. Чехова, художника-передвижника К. А. Савицкого, актрисы Ф. Г. Раневской; поэта-песенника М. Танича, актера З. Высоковского.

Образовательные, научные и культурные учреждения: Таганрогский государственный радиотехнический университет; институты: государственный педагогический, бизнеса и информационных технологий, управления и экономики. Проектно-конструкторский и технологический институт кузнечно-прессового роботостроения. Драматический театр. Картинная галерея (в экспозиции - полотна С. Ф. Щедрина, Ф. С. Рокотова, А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, З. Е. Серебряковой и др.). Музеи: краеведческий, градостроительства и быта, литературный и историко-архитектурный музей-заповедник А. П. Чехова.

Среди памятников архитектуры - Дворец Алфераки (1848, по проекту архитектора Штакеншнейдера). Владельцем дворца был купец Н. Д. Алфераки, один из богатейших людей Таганрога. В июле 1863 в доме Алфераки останавливался великий актер М. С. Щепкин. В конце 1870-х Алфераки разорились, и дворец с садом стал купеческим клубом. В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. В клубе бывали Чайковский и Чехов, который запечатлел его в рассказах «Ионыч», «Маска» и «Моя жизнь».

В таганрожском императорском дворце не раз останавливался Александр I, чья загадочная смерть в Таганроге послужила основой различных версий и слухов. В этом же дворце останавливался Николай I, В. А. Жуковский, Н. Н. Раевский, М. Н. Волконская, А. С. Пушкин, И. К. Айвазовский. Еще одна достопримечательность города - Каменная лестница, построенная в 1823. Во время Крымской войны на ее ступенях был отбит десант англо-французских войск.

ТАГАНРОГСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А. П. Чехова, основан в 1827.

Первую труппу Таганрогского театра собрал антрепренер Петровский. В середине 19 в. на сцене театра царила итальянская классическая оперетта. Богатые купцы-меценаты и антрепренеры-иностранцы приглашали в театр известных итальянских примадонн. В репертуаре лучшие классические произведения Дж. Верди, Дж. Россини, Ж. Оффенбаха, В. Беллини и др. В театре работали две труппы: музыкальная и драматическая. Здесь в разные годы гастролировали знаменитые русские и зарубежные артисты: М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, М. С. Щепкин, В. Н. Давыдов, Т. Сальвини, Э. Росси, А. Ф. Олдридж и др. Hа сцене таганрогского театра поставлены все пьесы А. П. Чехова, в том числе и «Чайка». Постановка осуществлена в 1896 сразу же после провала пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. В театре ставили инсценировки чеховских рассказов: «Черный монах», «Душечка», «Жизнь», «Гимназия», «Пьяные» и др. В 1944 театру присвоено имя писателя.

Домашнее задание:

Сообщения-экскурсии учащихся по чеховским местам

Сахалин

Мелихово

Ялта

Москва

Лопасня

Гурзуф

Германия Баденвейлер






Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 15 ___________________

Тема: В гостях у Чехова (заочные экскурсии по чеховским местам)

Цели: продолжить работу по изучению жизни и творчества А. П. Чехова, углубить знания учащихся;

развивать кругозор учащихся;

воспитывать интерес и уважение к человеческой личности.

Наглядность: слайдфильм «Чеховские места»

Ход урока:

I Оргмомент


II Заочные экскурсии по чеховским местам. Просмотр слайдов.


  1. Москва.

Чехов переехал в Москву в 1879 году и поступил на медицинский факультет Московского университета. Дом - комод на Садово-Кудринской улице, где жила семья Чехова ныне дом-музей А.П.Чехова.

  1. Сахалин.

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

В городе Александровске-Сахалинском работают краеведческий музей имени А. П. Чехова, а также историко-архитектурный музей «Чехов и Сахалин». Имя Чехова носят один из городов на Сахалине и драматический театр в Южно-Сахалинске.

  1. Чехов.

До 1954 пос. Лопасня, город в Российской Федерации, Московская обл. Переименован в честь А. П. Чехова. В 15 км от железнодорожной станции в Мелихове - Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.

  1. Мелихово

Село в Московской обл., в 15 км к юго-востоку от г. Чехов. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.

В Мелихове писатель жил в 1892-1899 гг. Прежний владелец оформил дом в духе собственных декораций к театральным феериям: стрельчатые окна, причудливая веранда с колоннами, цветные витражи. Чеховыми был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом оставили без изменений. В 1894 А. П. Чехов построил флигель, куда он переселился, чтобы работать. По инициативе Чехова в Мелихово в 1899 построили школу, попечительницей которой стала сестра писателя Мария Павловна Чехова. Сохранилась до наших дней.

Зимой 1893 в Мелихове были написаны «Чайка», «Мужики», «Черный монах», «Моя жизнь», «В овраге», «Ионыч». К Чехову приезжало много гостей, среди них были И. И. Левитан, В. И. Немирович-Данченко, Т. Л. Щепкина-Куперник, В. А. Гиляровский, Л. С. Мизинова и другие. И. И. Левитан изобразил Мелихово на акварели «Деревушка».

После смерти отца в 1899 Чехов решается продать Мелихово и переехать в Крым, что было связано с обострившейся болезнью писателя - туберкулезом.

Имение переходило из рук в руки. Главный дом ветшал и разрушался, а в 1929 рухнул и был полностью разобран. Когда в 1944 здесь открылся музей писателя, от усадьбы уже ничего не осталось. На протяжении многих лет воссоздавался усадебный комплекс и внутреннее убранство дома, по крупицам собирались документы и личные вещи писателя. В 1951 в Мелихово был установлен памятник А. П. Чехову работы скульптора Г. Мотовилова.

Из старинных построек в Мелихово сохранилась деревянная церковь Рождества Христова (1757), построенная владельцем села того времени А. Наумовым (в 1995 сгорела, восстанавливается).

  1. Гурзуф

Поселок городского типа на Южном побережье Крыма, в 10 км к северо-востоку от Ялты. Расположен в долине реки Авунда. Приморский климатический курорт.

В 1901 Чехов со своей женой снимали дачу в Гурзуфе. Сейчас - музей А. П. Чехова.

  1. Ялта

Город (с 1837) в Крыму, порт на Черном море, в 79 км от железнодорожной станции Симферополь.

В 1902г. Чехов переселяется в Ялту из-за болезни, строит дом. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: «Дама с собачкой», «Невеста», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

В первый же год после смерти Чехова дом был открыт для посетителей, основательницей музея была сестра Чехова Мария Павловна.

  1. Германия. Баденвейлер

Баден Вюртемберг(Baden Wuerttemberg), федеральная земля на юго-западе Германии. Бальнеологические курорты: Баден-Баден, Бад-Мерентхейм, Бад-Вимпфен, Баденвейлер.

В начале лета 1904г. А.П.Чехов вместе с женой О.Л.Книппер выезжает из России на курорт Баденвейлер. Они поселились в отеле «Зоммер». 2 июля 1904г. В 3 часа утра А.П.Чехова не стало…

Здесь поставлен памятник А. Чехову

III Составление и защита кластера

Мелихово Антоша Чехонте «Душечка»

Чехов А. П. МХТ

«Три сестры» И. Левитан О. Л. Книппер-Чехова

Домашнее задание:

Подготовка к литературному вечеру «Мой Чехов»


Прикладной курс по русской литературе «А. П. Чехов в жизни и творчестве»

Урок 16-17 ___________________

Тема: Литературный вечер «Мой Чехов».

Цели: Обобщение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие интеллекта учащихся

Воспитание художественного вкуса.

Наглядность: Портрет А. П. Чехова, слайды для игры, стенные газеты, выставка рисунков, реквизит для инсценировок

Ход вечера:

Ведущие приветствуют зал и объясняют правила игры

Правила игры
Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование, состязание»), в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое.

Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ игроку вручается «Орден шелкового умника». Если его ответ не верен, ведущий обращается к «теоретикам» из числа зрителей-болельщиков. Перед началом состязания ведущий производит розыгрыш дорожек, предварительно
объяснив следующее:

Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он не имеет права ошибаться.

Желтая дорожка - игрока ожидают три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.

Зеленая дорожка - ведущий задает выбравшему ее три вопроса, тем не менее, здесь есть свое преимущество - можно ошибаться дважды.

Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки - до красной. Судит состязание Высокий ареопаг (судейская коллегия).

Первый агон
(по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»)

С целью розыгрыша дорожек ребятам предлагается вспомнить псевдонимы Антона Павловича (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Брат своего брата, Улисс, Юный старец, Крапива. Старец Антоний, Макар Балдастов, Вспыльчивый человек, Чайка № 9, Дяденька,
Шампанский, Василий Спиридонов-Сволочев и др.).

Высокий ареопаг оценивает творческий вклад каждого игрока. На подготовку ответов отводится 2-3 минуты. В зависимости от решения судейской коллегии соревнующиеся занимают игровые дорожки, после чего должны будут «узнать себя», т.е. угадать тех литературных героев, в которых им
предстоит перевоплотиться. Ведущий читает описание внешности персонажей А. П. Чехова, и, когда «узнавание» успешно завершится, начинается основная часть игры.



Зеленая дорожка.
Характеристика героя: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» (Беликов «Человек в футляре»).

Вопросы и задания:
1. Господин Беликов, почему коллеги побаивались вас, ведь вы стремились поддерживать добрые отношения с товарищами? (… было у него странное обыкновение - ходить по … квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»).

2. Скажите, чей портрет стоял у вас на столе! (Моей невесты Вареньки Коваленко).

3. Вы так благосклонно относились к Вареньке. Что же вдруг изменило ваше мнение о ней («… катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька тоже на велосипеде… Ему стало так нехорошо, что на другой день он с занятий ушел, что случилось с ним в первый раз в жизни. И не обедал»).

Желтая дорожка.
Характеристика героя: «…постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос, губы тянутся вперед - того и гляди, хрюкнет в одеяло…» (Николай Иванович Чимша-Гималайский. «Крыжовник»).

Вопросы и задания:
1. Господин Чимша-Гималайский, вы ради мечты о своем имении оставили службу. Где вы служили, позвольте узнать? («…тосковал в казенной палате. Годы проходили, он все сидел на одном месте, писал все те же бумаги…»).

2. Как, по-вашему мнению, выглядит идеальное имение? (а) барский дом, в) людская, с) огород, d) крыжовник).

3. Николай Иванович, говорят, о своей душе вы заботились солидно, по- барски, добрые дела творили не просто, а с важностью? («…лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно… Обижался, когда мужики не называли его: «ваше высокоблагородие…»).

Красная дорожка.
Характеристика героя: «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Любил шутить и острить». (Иван Петрович Туркин. «Ионыч»).

Вопросы и задания:
1. Всем известно, господин Туркин, что вы шутник. Как вы развлекали своих уже уходящих гостей? («… лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый с полными щеками: - А ну-ка, Пава, изобрази!» - сказал ему Иван Петрович. Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном: - Умри, несчастная! - И все захохотали»)

2. Видя, что гость стал задумчив и скучен, вы читали ему письмо о том, что в имении «испортились все запирательства и обвалилась застенчивость». Кто прислал вам такое смешное письмо? (Немец-управляющий).


Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Злой мальчик»


Второй агон
(по рассказам А. П. Чехова «Душечка», «Дама с собачкой», «Анна на шее»)

С целью розыгрыша дорожек Ведущий предлагает игрокам после двух-трех минут обдумывания провести заочные экспромт-экскурсии по чеховским местам, используя заранее подготовленные книги и иллюстрации.

Зеленая дорожка.
Характеристика героини: «…эта была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе» - и тоже улыбались».
(Оленька, «Душечка»).

Вопросы и задания:
1. Оленька, вы не можете жить, не любя кого-то. А кого вы любили до встречи с антрепренером Кукиным? («Раньше она любила своего папашу, который сидел теперь больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал: любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а
еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка»).

2. Вы, Оленька, говорили своим знакомым, что самое замечательное, самое важное на свете - это театр. Что же вы ставили в своем театре? («Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пустые, а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду», приходите»).

3. Отчего, Оленька, вы всю ночь не спали, горели как в лихорадке, а утром послали за пожилой дамой (Влюбилась в управляющего лесным складом купца Бабакаева, Василия Андреевича Пустовалова, за которого и вышла замуж).

Желтая дорожка.
Характеристика героини: «…по набережной прошла молодая дама, невысокого роста, блондинка в берете; за нею бежал белый шпиц».

(Анна Сергеевна фон Дидериц «Дама с собачкой»).

Вопросы и задания:
1. Анна Сергеевна, вы приехали в Ялту из С. Вы всегда жили в этом городе? (Нет, я выросла в Петербурге, вышла замуж и переехала в С., где живу два года на Старо-Гончарной улице).

2. Помните, как вы, уезжая из Ялты, прощались с Гуровым? (Я не плакала, но была грустна, точно больна, и лицо у меня дрожало. Гурову я сказала: «Я буду о вас думать… вспоминать. Господь с вами, оставайтесь. Не поминайте лихом. Мы навсегда прощаемся, это так нужно, потому что не следовало бы вовсе встречаться»).

3. Где вы останавливались, приезжая в Москву из С.? (В «Славянском базаре» и тотчас же посылала к Гурову человека).

Красная дорожка
Характеристика героини: «…умела щурить глаза, приходить, когда нужно в восторг, глядеть печально и загадочно… унаследовала (от отца) темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться».

(Анна. «Анна на шее»).

Вопросы и задания:
1. Анна, ваш муж, Модест Алексеевич, был скуп и денег вам не давал. Почему же он делал вам дорогие подарки? («…зато он дарил Ане кольца, браслеты и броши, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто он отпирал ее комод и делал ревизию: все ли вещи целы»).

2. Анна, что изменилось в вашей жизни после зимнего бала в дворянском собрании? («… после у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро… Денег нужно было очень
много, но она уже не боялась Модеста Алексеевича и тратила его деньги, как свои, … посылала ему счета и записи: «…немедленно уплатить»).

Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку фрагмента рассказа «Душечка»


Третий агон
(по рассказам А. П. Чехова «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста»)

Разыграть дорожку поможет конкурс на лучшего чтеца. Предлагается фрагмент из рассказа «Крыжовник».


Зеленая дорожка.
Характеристика героя: «Я живу в Софине и занимаюсь хозяйством уже давно, … с тех пор как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям - кабинетный человек». (Алехин. «О любви»).

Вопросы и задания:
Господин Алехин, по какому делу вы стали охотно бывать в городе? («Меня здесь выбрали в почетные мировые судьи… приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях и съездах окружного суда. Я охотно знакомился … самым основательным и, правду сказать, приятным было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя суда… и тут же представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича»).

2. Лугановичи дарили вам подарки? Вас это смущало? (Да. Взамен этих подарков я посылал из деревни битую птицу, масло, цветы).

3. О чем вы думали, господин Алехин, расставаясь с Анной Алексеевной («Я думал, как мы несчастны, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить… когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель… или не нужно рассуждать вовсе»).

Желтая дорожка.
Характеристика героя: «…помещик, молодой человек, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво… Он жил в саду во флигеле».
(Белокуров Петр Петрович. «Дом с мезонином»).

Вопросы и задания:
1. Петр Петрович, отчего вам тяжелее всего в жизни? («Тяжелее всего… что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!»).

2. А в чем, по-вашему, господин Белокуров, состоит хорошее воспитание?
(«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-то другой»).

3. Вы неинтересно живете, господин Белокуров. отчего, например, вы до сих пор не влюбились в Лиду? («Вы забываете, что я люблю другую женщину» (Любовь Ивановну). …Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами»).

Красная дорожка.
Характеристика героя: «Он был все такой же, как и прошлым летом: бородатый, со всклоченной головой, все в том же сюртуке и парусиновых брюках, все с теми же большими, прекрасными глазами; вид у него быль нездоровый, замученный, он и постарел, и похудел, и все покашливал».
(Саша. «Невеста»).

Вопросы и задания:
1. Почему, Саша, вы убеждали Надю, юную и чистую девушку, что жизнь ее не чиста? («…нечиста, безнравственна эта ваша праздная жизнь… Поймите же, ведь если, например, вы и ваша мать и ваша бабушка ничего не делаете, то, значит, за вас работает кто-то другой, вы заедаете чью-то жизнь, а разве это чисто, не грязно!»).

2. Какие люди, по вашему мнению, интересны и нужны? («Только просвещенные святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие божие на земле»).

Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Толстый и тонкий»


Блиц-конкурс для вышедших в финал

I
1.Рассказ А. П. Чехова, в котором описан «рыбный день». («Налим»).
2. Повесть А. П. Чехова, которую называют стихами в прозе. (Степь»).
3. Как назывался сборник рассказов А. П. Чехова, за который в 1888 году ему
была присуждена Пушкинская премия? («В сумерках»).

II
1. Какая книга А. П. Чехова имеет географическое название («Остров Сахалин»).
2. Можно ли «пересолить» собственный рассказ» («Пересолил»).
3. Назовите несколько рассказов А. П. Чехова, связанных с медициной.
(«Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Враги», «Хирургия»).

III
1. Помогите вспомнить лошадиную фамилию. (Овсов).
2. Назовите последний рассказ А. П. Чехова. («Невеста»).
3. В каком рассказе герои теряют имена из-за своей комплекции? («Толстый и тонкий»).

Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Лошадиная фамилия»
Награждение победителей


© 2010-2022