Повышение качества образования в рамках ФГОС через внеклассную деятельность по литературе

Статья, в которой обобщается наработанный материал по литературе(внеурочная деятельность) в соответствии с введением ФГОС. Для действенности литературного образования необходимо  чтобы оно стало внутренней потребностью  учащихся, органической частью их духовной жизни, было связано со всем кругом их художественных интересов. Сегодня идет непрерывный, повседневно воздействующий на духовный мир учащихся поток представлений и впечатлений. Войти в этот «поток» возможно при условии интереса  у учащихся и учителей к внедрению чего-то, что будет новым, интересным. В  каждой школе существуют свои традиции,  которые определяют базовые национальные ценности. Ежегодно  на протяжении нескольких лет учителя – словесники и библиотекарь нашей школы со старшеклассниками готовят большой литературный праздник, и показывают его на сцене в декабре ( и в течение года на различных мероприятиях). За периодичность и преданность традициям мы назвали его условно литературный абонемент.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нечаева Вероника Геннадьевна

Тема. Повышение качества образования в рамках ФГОС через внеклассную деятельность по литературе.

МБОУ «СОШ №10» г. Усолье-Сибирское, зам.дир. по УВР, учитель русского языка и литературы.

Статья.

Сегодня школа - это не только место, где можно получить новую информацию, а затем - и аттестат об образовании; школа - это компонент культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Именно она должна стать средоточием интеллектуальной, духовной, культурной жизни школьника.

Отличительной особенностью обучения является компонент личностного развития и предъявляемые требования к результатам образования: предметные, метапредметные и личностные. Задача педагога суметь внести новые смыслы в процесс обучения по новым образовательным стандартам.

Раскрывает новую идеологию система выверенных идей: Концепция духовно-нравственного воспитания, Фундаментальное ядро, организация системно-деятельностного подхода; формы, методы и технологии, способствующие развитию ценностного отношения личности.

Методологической основой разработки и реализации федерального образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Концепция определяет содержание обучения. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащегося являются базовые национальные ценности:литература и искусство определяют одно из направлений.

Сегодня школе и учителям, особенно учителям-словесникам, важно суметь показать необходимость и значимость базовых ценностей. Урок литературы является отличной базой для решения тех задач, которые определены в концепции духовно-нравственного воспитания. Реализовывать эти задачи на уроке учитель может через различные организационные формы обучения: уроки различных видов, учебные экскурсии, конференции, литературные вечера и гостиные. Эти же задачи могут решаться через внеурочную работу. Знакомясь с внеурочной работой по литературе, нужно исходить из того, что она должна быть направлена на расширение учебных универсальных действий учащихся, развитие творческих способностей, повышение их культуры и нравственное воспитание. Внеурочная работа по литературе в значительной степени связана с библиотеками, театрами, музеями. Одним из важных показателей внеурочной работы является активность учащихся, их желание участвовать в подобных мероприятиях.

Для действенности литературного образования необходимо чтобы оно стало внутренней потребностью учащихся, органической частью их духовной жизни, было связано со всем кругом их художественных интересов. Сегодня идет непрерывный, повседневно воздействующий на духовный мир учащихся поток представлений и впечатлений. Войти в этот «поток» возможно при условии интереса у учащихся и учителей к внедрению чего-то, что будет новым, интересным.

В каждой школе существуют свои традиции, которые определяют базовые национальные ценности. Ежегодно на протяжении нескольких лет учителя - словесники и библиотекарь нашей школы со старшеклассниками готовят большой литературный праздник, и показывают его на сцене в декабре ( и в течение года на различных мероприятиях). За периодичность и преданность традициям мы назвали его условно литературный абонемент.

А начиналось все в 1995 году. Был проведен литературный салон «Пленительные образы России», посвященный декабристам. Идея понравилась, литературные салоны, гостиные стали проводиться каждый год. Литературным абонементом это мероприятие стало называться с 2005 года, когда по инициативе городского парламента школьников в его рамках стал проводиться городской конкурс чтецов. Этот Литературный абонемент был посвящен творчествуСергея Есенина « Стих российского поэта чье-то сердце сохранит». В этом году прошел 10-ый юбилейный «Литературный абонемент», посвященный творчеству Тютчева.

Содержание литературного абонемента определяется принципами отбора художественных текстов какого-либо автора. Как правило, автор-юбиляр, произведения включены в школьную программу и являются классическими.

Литературный абонемент - мероприятие муниципального масштаба, состоит из двух частей:

1 часть - литературная гостиная ( театрализованное костюмированное представление с декламированием стихов и музыкальными номерами, обязательны декорации, соответствующие стилю и тому времени , о котором говорим).

2 часть - городской конкурс чтецов по предложенной тематике ( или конкретного автора) среди учащихся 9-11 классов.

Интегрирование программ духовно-нравственного воспитания (изобразительное, музыкальное, литературное искусство)усиливает эмоциональную сторону литературного произведения, ведет к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьника.

Библиографический список.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2013

  2. ФГОС ООО. Москва, «Просвещение», 2013

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва, «Просвещение», 2011



© 2010-2022