Урок русского языка в 5 классе на тему Серьёзный разговор о сложном предложении

Данный урок является заключительным по теме «Сложное предложение» в 5-ом классе («Русский язык. Практика. 5 класс»/ А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.). На уроке проверяется уровень сформированности общеурочных навыков и умений. Используются различные методы проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. Включение в урок заданий ЕГЭ приучает учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.   Серьёзный р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данный урок является заключительным по теме «Сложное предложение» в 5-ом классе («Русский язык. Практика. 5 класс»/ А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.). На уроке проверяется уровень сформированности общеурочных навыков и умений. Используются различные методы проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. Включение в урок заданий ЕГЭ приучает учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.


Серьёзный разговор о сложном предложении.

Цели урока:

- закрепление изученного о сложном предложении;

- тренировка учащихся в синтаксическом разборе сложного предложения, составлении схем предложений;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;

- развитие монологической речи учащихся;

- развитие внимания, самостоятельности и чувства ответственности за сделанную работу.

Ход урока.


I. Оргмомент.

II. Запись даты, объявление темы и целей урока.

-Ребята, что нужно знать, чтобы урок прошёл продуктивно? (Что такое сложное предложение.)

-Какие предложения называются сложными?

Словарно-орфографическая работа:

пр…дложение

зап…тая

гра…атическая основа

сложносоч…нённое

сложноподч…нённое

бе…оюзное

-Почему я предложила вам вспомнить правописание именно этих слов? (Это термины,которыми мы будем пользоваться на уроке.)

-На доске 2 схемы. Что общего? (Союз и)

[ ],и[ ]. [O и О].

-Чем различаются предложения? Прочитайте схемы.

-Какому из предложений соответствует каждая схема? (Предложения записаны на доске: Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.)

-Подведём итог. Продолжите мою мысль:

Если союз и связывает части сложного предложения, то…

Если союз и одиночный и связывает однородные члены предложения, то…

Самостоятельная работа с заданием ЕГЭ.(У каждого ученика есть распечатка задания. Приложение №1.)

III. Итак, на границе простых предложений, входящих в состав сложного, ставится запятая. А чем различаются сложные предложения, схемы которых изображены на доске?

[ ],и[ ]. [ ],[ ]. [ ],(что…).

(Это схемы сложносочинённого,бессоюзного и сложноподчинённого предложений.)

-Запишем предложения, комментируя орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением», объясним постановку знаков препинания, составим схемы этих предложений.(У доски)

Дрогнули листочки, закачались клёны, с золотистых веток полетела пыль.

Улетает с цветка тяжёлый шмель, и цветок слегка качается.

Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

Дом. задание: упр.337(карандашом в учебнике расставить знаки препинания), упр,343(устно)

IV. А сейчас вспомним синтаксический разбор сложного предложения.(У доски)

Пёстрые дятлы усердно застучали по коре, и выступили из ранок капли кленового сока. (Повеств., невоскл., сложное, союзное:1) двусост., распростр., неослож.; 2) двусост., распростр., неослож.).

V. Молодцы! Сегодня все работали хорошо! А как итог нашей работы по теме «Сложное предложение» я приготовила для вас небольшую проверочную работу. На листах, лежащих на партах, есть задание, которое нужно выполнить за 10 минуты. (Приложение №2)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Приложение №1.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В лугах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над рекой.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.


Приложение №2.

ТЕСТ.

I. Указать простое предложение.

1) Исчезают последние клочки снега в лесу и на свет выходит серая листва.

2) Кругом простиралось поле и только слева тянулся молодой лесок.

3) Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.

4) С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.

II. Указать сложносочинённое предложение.

1) Скворцы прилетают весной когда снег ещё лежит на полях.

2) Волны пенились и с шумом бились о набережную.

3) В роще сонной и пустой дрожат от холода осины и долго листик золотой летит за стаей

журавлиной.

4) Осенние листья темнеют и теряют свои краски.

III. Указать сложноподчинённое предложение.

1) Мы посмотрели в узкую полоску воды и увидели на дне блестящий предмет.

2) Ребята вышли на поляну где стояла избушка лесника.

3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики и манят к себе.

4) Листья сомкнулись и потемнел лес.

IV. Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

2) Они повисали на траве, и в каждой капле отражалось солнце.

3) Под самыми облаками летят большие белые птицы, и шлют привет родным местам.

4) Специальные приборы показывают, что самолёт летит верно.



© 2010-2022