Тема урока: «Как сердцу высказать себя…» (Сложноподчиненное предложение и их экспрессивное использование в художественном тексте)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Как сердцу высказать себя…» (Сложноподчиненное предложение и их экспрессивное использование в художественном тексте).


Цель урока: закрепить знания обучающихся о СПП. Показать межпредметную связь русского языка и литературы. Провести наблюдения, как изучение синтаксических конструкций помогают выразить авторское «я» в стихотворениях К.Бальмонта. Формировать умение анализировать художественный текст на разных языковых уровнях. Постигать красоту родного слова.

Оборудование: портрет К.Больмонта, карточки со стихотворениями поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2Актуализация знаний. Введение в тему.

Как сердцу высказать себя? Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолётный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей даёт он.

Сегодняшний наш урок необычный, наш урок интегрированный. На сегодняшнем уроке вы убедитесь, как тесно переплетаются уроки русского языка и литературы. Сегодня мы закрепим знания о БСП, попробуем увидеть возможности СПП, их экспрессивную роль в лирическом тексте. Для этого мы обратимся к стихотворениям К.Бальмонта. Но вначале давайте вспомни о жизни и творчестве этого замечательного поэта.

1. Сообщения заранее подготовленных обучающихся о К.Бальмонте.

II.Основная часть урока. Изучение темы.

(Слово учителя). В 1912году вышел сборник стихотворений « Зарево зорь», написанный под впечатлением от поездки по Египту. « Святой стране пирамид». Одним из стихотворений, вошедших в сборник, стало стихотворение

« Где б я ни странствовал».

1. Чтение стихотворения учеником наизусть.

2. Работа с текстом стихотворения. Наблюдение над языком. (Фронтальная беседа).

- Чем интересно название стихотворения с точки зрения синтаксиса?

( Часть СПП).

- Какое предложение называется СПП?

-Какая часть СПП использована в предложении?

(Придаточная)

- Какие предложения называются обстоятельственными?

- Что еще можно сказать о названии стихотворения?

(Отделено от главного предложения, не выражает законченной мысли).

( Слово учителя). Незавершенность предложения обращает наше внимание на главную часть предложения: в ней должно быть сказано, что думает, что чувствует поэт везде, где бы он ни был.

- Как вы думаете, о чем стихотворение « Где б я ни странствовал»?

-Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

( В далеком Египте он вспоминает свою Россию, то, что ему бесконечно дорого, то, что стало родным, родимым: душистые леса( поэт помнит запах леса), болото, поля России, её неприметные цветы- родные его сердцу васильки… Память уводит его к старой мельнице, он видит лодку, серебряную гладь воды).

- А как поэт об этом пишет?

(Дважды повторяются слова «родной», «родимый». Обо всем, о чем он вспоминает поэт пишет МОЁ. Это усиливает эмоциональность стихотворения. Необычно выражение « Так нежно снятся сердцу…». Вдумаемся в эти слова: память сердца сильнее всех остальных чувств. Удивительно мягко звучит глагол льну.

Вывод: Весь лексический строй передаёт любовь поэта к России, душевную память о ней.

- Какое выражение нашло это предложение в синтаксическом строе произведения?

(В этом стихотворении 2 СПП с придаточными места.)

3. Работа в парах

Задание 1.

Выписать эти предложения в тетрадь, составить схему.

- А теперь попробуем произвести эксперимент: как стихотворение звучало бы без придаточной части предложения?

( … везде припоминаю мои душистые леса

…так нежно снятся сердцу мои родные васильки)

-Что изменилось?

(ответы учеников)

(Слово учителя). Без придаточных предложений места главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения. Попробуем поменять местами главное и придаточное предложения - эмоциональное напряжение пропадает. Усилительная частица ни создаёт оттенок обобщения: где б ни… - значит везде поэт вспоминает родину, значит нет такого места на Земле, которое могло бы заставить забыть о ней.

Прошли годы, волна эмиграции унесла Бальмонта за границу. И вот он вдали от своей России, он не видел её целых 9 лет. И нет надежды вернуться. Все мысли, сны, мечты о России. Единственное, что заставляет жить - это воспоминание о родине, непреодолимое желание оказаться снова там, хотя бы в мечтах.

4. Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта « Уйти туда».

5. Анализ стихотворения.

- О чем это стихотворение?

- Что вы почувствовали, слушая его?

- Какие чувства и мысли владели поэтом, когда его перо бежало по бумаге?

( Стихотворение проникнуто чувством щемящей боли от разлуки с родиной, все произведение - это воспоминание о России. По настроению оно совсем другое: чувствуется внутренняя боль, душевный надрыв).

- Стихотворения пишутся сердцем. Как же сердце поэта «высказало» себя?

- Как вы думаете, почему поэт не назвал стихотворение « Уйти в Россию»?

(Название стихотворения необычно, неслучайно поэт использует наречие туда . Поэт не назвал стихотворение так потому, что Россия - понятие более конкретное. К.Бальмонт мечтает, поэтому и использует наречие туда. Оно выполняет особую роль: для автора оно вмещает всё - это и родина, и молодость, и счастье.

- Как же раскрывается содержание короткого слова туда?

- Обратите внимание, слов какой части речи употребляется в стихотворенн больше всего?

( на 89 слов приходится 31 имя существительное)

7. Делаем открытие.

(Имена существительные определяют тот предметный мир, который встаёт в мечтах, живёт в душе поэта. Этот мир действительно живой.: бьются струи, взошел подснежник, валежник пропел стихом. В стихотворении названы явно не поэтические предметы: валежник. Муха, - но это тоже частичка воспоминаний о России, о прошлом и , значит, дорого поэту. С родиной связано всё самое высокое, святое.

6. Задание 2.

Выписать слова высокого поэтического звучания.

(вспев святой, божья риза, дивующийся слух, злато, брег, былинная быль).

(Слово учителя). Усиливают эмоциональность произведения и повторяющиеся слова: первый, впервые. Многое уходит из памяти. Но то, что было впервые, остаётся навсегда6 первый поцелуй, первый подснежник, первый снег. Для поэта все первое было в России. Любое стихотворение - это чувство, выраженное в мыслях. )

-Как же организовано стихотворение «Уйти туда» с точки зрения синтаксиса?

( Первое предложение СП с придаточным места. Именно эти придаточные предсказаны главным - «Уйти туда…» Емкое эмоциональное туда раскрывается. Одушевляется придаточным места. Использование нескольких однородных придаточных (некоторые даже выделены поэтом в самостоятельные предложения) замедляет движение мысли, одновременно усиливая эмоциональность высказывания.

Союзному слову где в придаточной части соответствует туда в главной части, и , хотя оно употреблено в ней только один раз, оно как бы возникает с каждым новым повторяющимся где в каждом придаточном предложении. А туда - это в Россию. Последние 4 строки - это итог. Вывод. Поэт снова возвращается к глаголу уйти , который повторяется трижды как заклинание. Стихотворение как в кольце из слов: уйти туда… - уйти туда… хотя мечтой.

7. Задание 3.

Запишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор.

Уйти туда, где бьются струи в знакомый брег.

III.Вывод по уроку.

- Ребята, какой вывод вы можете сделать по сегодняшнему уроку?

-понравился ли вам урок?

- Какие чувства и мысли вызвали у вас стихи К.Бальмонта?

(Слово учителя) Итак , мы еще раз убедились. Что СПП могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское Я. Вместе с другими средствами связи языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства, мысли, его сердце…

Русский язык - это не только свод правил правописания. А величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

IV. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения К.Бальмонта.

© 2010-2022