Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятие №

Название предмета: Профессиональный русский язык

Тема занятия: История моей профессии. Историзмы. Архаизмы.

Время: 2 часа Группа: 213 День:

Тип занятия: Комбинированный

Методы : объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный, частично-поисковый, коллективный метод, работа в группах, рефлексия.

Цели занятия:


  1. Учебная: Углубить знания учащихся по историзмам и архаизмам, дать понятие об их различие и схожести.

  2. Развивающая: Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, умение делать выводы, владеть интонацией, тренировать память, слух, работать над развитием речи.

  3. Воспитательная: Воспитывать любовь к языкам, интерес к истории русского народа и языка, к будущей профессии, чувство ответственности и коллективизма, уважение друг к другу.

Межпредметная связь: казахский язык, Всемирная история

Внутрипредметная связь: морфология

Оснащения урока:

Наглядные пособия: слайды, кинофильм

Раздаточный материал: карточки

Место проведения занятия: аудитория

Технические оснащения урока: компьютеры, интерактивная доска.

Основная литература: М.Г. Баранов Русский язык,

А.В. Дудников Русский язык.

Дополнительная литература: Словари

Ход урока:


  1. Организационная часть занятия:

1.Проверка готовности аудитории и студентов к занятию.

2. Постановка целей и задачи занятия:

- Грамматической темой сегодняшнего урока являются архаизмы и историзмы, лексической темой «История моей профессии», (слайд №1,2)

Будете работать в группах:

  1. Архаизмы

  2. Историзмы


  1. Проверка домашнего задания:

а) Фронтальный опрос:

  1. Что такое язык? (ответы учащихся на трех языках: казахском, русском, английском)

  2. Какая часть речи называется именем существительным?

  3. Назовите грамматические признаки имени существительного.

б) Проверка письменного задания:

Эссе профессии

3 Мотивация познавательной деятельности учащихся:

при изучение данной темы, учащиеся знакомятся с архаизмами и историзмами, учатся умению различать их и находить общие черты, анализировать, делать выводы.


  1. Активизация познавательной деятельности учащихся: - Ребята, как вы думаете кто самый богатый человек? (чтение наизусть стихотворения "Самый богатый человек").

(слайд 5


  1. Новая тема:

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Слово преподавателя:

- Ребята! Сегодня нам вместе предстоит много трудиться, и начинаем изучение новой темы с работы над эпиграфом к уроку: « Любое препятствие преодолевает настойчивость» (слайд 3)

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

- За несколько дней до урока вы получили задания по группам для исследовательской работы об архаизмах и историзмах, должны были найти сведения об истории вашей профессии. (слайд4)

Вам нужно было:

  1. Найти теоретический материал по своей теме.

  2. Подобрать примеры.

  3. Создать слайд-презентацию.

Защита 1. Презентация группы «Архаизмы»

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Защита 2. Презентация группы «Историзмы»

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Работа над схемой (слайд11)

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмыУрок История моей профессии. Историзмы, архаизмыУстаревшие слова

Архаизмы Историзмы

Причина появления - Причина появления -

развитие языка, изменение быта, обычаев,

развитие словаря развитие техники, науки, культуры

культуры слова

Сей - этот Комсомол, армяк, кафтан

Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмыУрок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Относятся к пассивной лексике

Защита 3. Презентация "История моей профессии" (Архаизмы)




Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Защита 4. Презентация "История моей профессии" (Историзмы)



Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

Вопрос: Актуальна ли ваша профессия в наши дни?

VI. Проверка качества усвоенного материала:

1.Беседа по новой теме:

Какие слова называются архаизмами?

Какие слова называются историзмами?

2. Запись под диктовку:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье, еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь) (слайд 6)

Задание. Найти архаизмы в тексте и подобрать синонимы к ним.

3. Просмотр отрывка из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию" (слайд 7)

Вопрос: Кто такой Иван Грозный и что вы о нем знаете?

Задание: Выписать из просмотренного отрывка архаизмы и историзмы.







Урок История моей профессии. Историзмы, архаизмы

4. Индивидуальная работа с текстом:

-Укажите в тексте историзмы и архаизмы.

- Объясните мотивы их употребления.

- В словаре В.Даля найдите толкование к выделенным словам.

1.(группа Архаизмы ) Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких чинятся большие убытки и разорение… Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и купецких делах… ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно бодрых и правдивых людей, - кого они меж себя походят…» (слайд 8)

2.(группа Историзмы) Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои. Проговорил: «аминь» - и стал отворять ворота.

Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо, резного дерева, крыша луковицей… Нижнее жилые избы - подклеть - из могучих бревен…

«Аверьян, зачем боярин нас вызвал с конями? Повинность, что ли, какая?» - «В Москву ратных людей повезете…» (По А. Толстому.) (слайд 9)

VII. Рефлексия (слайд10)

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале Успеха. Студент выбирает жетон с тем цветом, который, но его мнению, соответствует его работе на занятии.

Я мог (ла) бы работать и лучше - синий жетон.

Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы - желтый жетон.

Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось - красный жетон.

Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось - оранжевый жетон.

Я сегодня работал (а) плохо - зеленый жетон.

VIII. Домашнее задание: (слайд 13)

  1. Выучить правило.

  2. Из произведений русских поэтов и писателей найти историзмы и архаизмы.

IX. Подведение итогов:

  1. Общий итог урока

  2. Оценивание знаний учащихся (слайд 14,15).

Преподаватель: А.Н.Баримбекова

© 2010-2022