Урок по теме: Если душа стала крылатой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Николаенко В.Г. учитель русского языка и литературы.

МОУ ИРМО «Вечерняя (сменная)СОШ»

Литература в 12 классе.

Тема: «Если душа родилась крылатой». О поэзии М. И. Цветаевой.

Цель: углубить знания обучающихся о биографии Цветаевой, остановить внимание на особенностях ее творчества, поэтического дара. Обратить внимание на разнообразие тематики ,ритме, песенности и музыкальности ее поэзии; воспитывать любовь к поэтическому слову, интерес к творчеству через поэта-человека .

Тип урока: комбинированный

Формы и методы: слово учителя, практическая работа в парах и группах, индивидуальная работа, презентация, эвристическая беседа.

Оборудование: портреты поэтов: М.И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, А.С. Пушкина, мультимедиа, «Реквием» в исполнении А.Б. Пугачевой.

Ход урока.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед

(М. Цветаева)

1. Слово учителя о теме, цели урока, эпиграфе. Связь поэзии Цветаевой - Ахматовой как преемниц А. С. Пушкина. «И если Пушкин - солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью.» о многообразии поэзии М, Цветаевой подобно крылатой ее душе.

2. Беседа с учащимися.

1. Настал ли черед стихам Цветаевой? И почему?

2. Какова главная особенность стихов М. Цветаевой?

3. В чем ее близость со стихами А. Блока и их отличие?

4. Легко ли читать стихи М. Цветаевой? Всегда ли и все они понятны?

5. О чем она пишет? Какова ее тематика?

3. Литературная композиция о М. Цветаевой.

Грациозность - звучат колокола или фанфары, возвещающие о рождении великого человека - поэта.

1. Стихотворение «Красною кистью// рябина зажглась

Падали листья//

Я родилась….(слайд)

2. Мечты о будущем дочери - музыканта «я родилась не в жизнь, а в музыку…» «Вальс»

«Кто создан из глины, кто создан из камня

А я серебрюсь и сверкаю…»

3. Какой была М Цветаева в детстве.(2 слайд) И ее внешность из воспоминаний сестры. Любовь к поэзии. О домашнем уюте.

Портрет бабушки.(3 слайд)

«Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы.

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?»

4. К какому поколению поэтов принадлежала Цветаева. Как бы была принята ее поэзия в поэтических кругах? Кому она посвящает стихи (Пушкину, Блоку, Ахматовой)

-Чтение наизусть:

«Нет, бил барабан перед смутным полком»

«Имя твое - птица в руке»

«Имя твое - льдинка на языке»

5. Как складывается личная жизнь Цветаевой и находит ли отражение в творчестве.(С. Эфрону-мужу-посвящает лучшие стихи)

1) «Я с вызовом ношу ее кольцо…»

2) «Мне нравится, что вы больны не мной…»

6. 1 группа: Революция. Гражданская война.

2 группа: Смерть второй дочери Ирины. Неизвестность. При каких обстоятельствах М Цветаева уезжает за границу? Где и как она живет? Что создает за границей? С кем встречается? (Пастернак, Маяковский)

3 группа: Тоска по родине: «Чем прогневили тебя эти серые хаты» «Господи», «Русской ржи от меня поклон»

7. Возвращение в Россию. Трагизм последних лет жизни. Болезнь. Война. Смерть. 1939-1941гг. Москва не приняла…

«Реквием» в исполнении А. Пугачевой.

8. Рефлексия: (письменные ответы ) «Какая самая большая трагедия в жизни М Цветаевой. Вернемся к эпиграфу

Отличаются ли судьбы Ахматовой и Цветаевой? В чем Цветаева разделила судьбу поэтов «Серебряного века»? Ваше отношение к стихам М Цветаевой. Нужны ли они нам?





© 2010-2022