Рабочая программа для дополнительного образования

 Программа "Историческое краеведение" разработана для студентов групп 1 и 2 курсов технического профиля. Она рассчитана на студентов, проявляющих интерес к изучению и исследованию культуры родного края. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, народные традиции, природу, культурное наследие...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Колледж автомобильного транспорта №9





Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"






2014г.


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Зам.директора по УР Ризванова Э.Р.

Волынкина Г.Е. Приказ №___________

«____»_________2014г. от « ___» __________2014г.

_____________________ ____________________




Составитель:

преподаватель ГБПОУ КАТ№9

Драгункина М.И. ___________

































Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...............................................................4

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ"................................................................................................5

3. Структура и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ" 7

4. Условия реализации рабочей программы КРУЖКА "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ" 9



































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, народные традиции, природу, культурное наследие.

Программа "Историческое краеведение" разработана для студентов групп 1 и 2 курсов технического профиля. Она рассчитана на студентов, проявляющих интерес к изучению и исследованию культуры родного края.

Занятие в кружке по программе "Историческое краеведение" дает возможность обучающимся шире познакомиться с родным краем, его историей и культурой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности, направлена на совершенствование интеллектуального и духовного развития. Кроме того, на занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, целеустремленность.

Программа рассчитана на 180 часов.

Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.







2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ".

Программа "Историческое краеведение" разработана для студентов групп 1 и 2 курсов технического профиля.

Цели:

  1. воспитание в обучающихся чувства патриотизма через ознакомление с историей и культурой родного края;

  2. развитие интереса к исследованию культурного наследия своей Родины.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории и культуры родного края;

  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • формирование личности обучающегося, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны знать и уважать историю и культуру родного края; знать исторические события и памятники культуры; должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим; осознавать необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

К концу учебного года кружковцы должны

Знать:

  • историю своей "малой родины";

  • историю своего края;

  • литературное наследие и литературные места своего края;

  • знаменитых и интересных людей.

Уметь:

  • работать с литературой, источниками информации;

  • проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;

  • подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий;

  • оформлять коллажи, листовки, буклеты, презентации и т. д.

Формы организации занятий: лекции, семинары, творческие мастерские, практические работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.

Программа рассчитана на 180 часов из расчета по 4 ч. в неделю.

Из них:

- групповые занятия - 140 часов;

- экскурсии.

Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение.










3. Структура и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ"

№ раздела

Раздел

Количество часов

Введение.

2

1.

Малая Родина - мой район, моя улица, мой дом.

16

2.

История моего края.

20

3.

Москва литературная. XIX век.

30

4.

Москва литературная. XX век.

26

5.

Современная Москва.

22

6.

Мой край и моя профессия.

22

7.

Обобщение и повторение.

2

Экскурсии

40

Итого

180 часов

Тематический план

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ОБЪЕМ ЧАСОВ

Введение.

2

Раздел 1. Малая Родина - мой район, моя улица, мой дом, мой колледж.

16 часов

Тема 1.1. История моего района.

Творческая мастерская: виртуальная экскурсия.

6

Тема 1.2. История названия улиц моего района.

Акция: "Чистые улицы"

4

Тема 1.3. Интересные дома и жители.

Творческая мастерская: исследовательская работа.

6

Раздел II. История моего края.

20 часов

Тема 2.1. Легенды и предания о рождении Москвы.

Творческая мастерская: оформление брошюры "Легенды о Москве"

4

Тема 2.2. Москва в разные столетия.

Творческая мастерская: создание эссе "Москва в период Великой Отечественной войны"

6

Тема 2.3. Московский кремль - сердце столицы. Кремль в наши дни.

4

Тема 2.4. Памятники литейного искусства.

2

Тема 2.5. Театрально-литературная Москва.

4

Раздел III. Москва литературная. XIX век.

30 часов

Тема 3.1. Литературная карта Москвы.

2

Тема 3.2. Пушкинские места в Москве.

4

Тема 3.3. А.С.Грибоедов в Москве.

2

Тема 3.4. Н.В.Гоголь и Москва.

2

Тема 3.5. А.Н.Островский - "Колумб Замоскворечья".

4

Тема 3.6. В.А.Гиляровский "Москва и москвичи"

2

Тема 3.7. И.С.Тургенев и Москва.

2

Тема 3.8. Ф.М.Достоевский в Москве

4

Тема 3.9. Л.Н.Толстой в столице.

4

Тема 3.10. А.П.Чехов в Москве.

4

Раздел IV. Москва литературная. XX век.

26 часов

Тема 4.1. С.А. Есенина в Москве

2

Тема 4.2. В.В.Маяковский и Москва

2

Тема 4.3. Дом-музей Марины Цветаевой

2

Тема 4.4. Мемориальная квартира Андрея Белого

2

Тема 4.5. Дом-музей В.Я.Брюсова. Музей Серебряного века русской литературы

4

Тема 4.6. Москва М.А.Булгакова.

4

Тема 4.7. Музей-квартира А.М. Горького

2

Тема 4.8. А.И.Солженицын и столица.

2

Тема 4.9. Государственный мемориальный музей Б.Окуджавы

2

Тема 4.10. Дом-музей Б.Л.Пастернака

2

Тема 4.11. Дом-музей К.И.Чуковского

2

Раздел V. Современная Москва.

22 часа

Тема 5.1. Москва среди городов мира.

Творческая мастерская: создание фото-коллажей о достопримечательностях столицы.

4

Тема 5.2. Москва - культурная столица. Развитие культуры с основания по наши дни.

4

Тема 5.3. Стратегии Москвы в новом столетии.

Творческая мастерская: Создание плана развития, предложений по развитию города.

4

Тема 5.4. Экологические проблемы современной столицы.

Акция: "Чистый парк"

4

Тема 5.5. Москва 21 века в произведениях литературы.

Творческая мастерская: создание литературных произведений о Москве.

6

Раздел VI. Мой край и моя профессия.

22

Тема 6.1. Автомобили и Москва.

2

Тема 6.2. "Москвичи"

2

Тема 6.3. Развитие образовательных учреждений в автомобильной сфере.

2

Тема 6.4. Культурное наследие в автомобильной сфере. Ретро-автомобили в Москве.

6

Тема 6.5. Колледж - второй дом. История создания колледжа. Гордость колледжа - преподаватели и студенты. Топографические названия окрестностей колледжа.

Творческая мастерская: создание видеофильма.

10

Раздел VII. Обобщение.

2

Тема 7.1. Обобщение и систематизация знаний.

2

Экскурсии

40

180 часов






4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ".

Реализация программы кружка требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы». Состав учебного оборудования в кабинете русского языка и литературы соответствует действующему "Перечню учебного оборудования по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

Кабинет оснащен мебелью для

  • организации рабочего места преподавателя;

  • организации рабочих мест обучающихся;

  • для рационального размещения и хранения учебного оборудования;

  • для организации использования аппаратуры.

Технические средства обучения:

  • DVD;

  • телевизор;

  • проектор и экран для проекции.

В кабинете предусмотрен достаточный комплект методической литературы для преподавателя, включающий специальную методическую литературу, литературу по психологии, программы обучения историческому краеведению, справочную литературу краеведческого характера, паспорт кабинета.

Информационное обеспечение. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Ашурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение.- 2010

Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. - М., 2009

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 2008.

Интернет-ресурсы:

moscowsteps.com/

peshegrad.ru/

lit-moscow.narod.ru

feb-web.ru/

museum.ru/Mus/

classic-book.ru/

peoples.ru/

moscow.gramota.ru/


Дополнительная литература:

"Музей "Квартира А.С.Пушкина на Арбате" Путеводитель - M.: Издательский дом "Подкова", 1996

Аронсон М., Рейсер С. "Литературные кружки и салоны" - M.: "Аграф", 2001

"Три века русской поэзии". Составитель Николай Банников. - М.:, "Просвещение", 1968

"Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха". Составитель В.Е.Холшевников. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М.:, 2000

Путеводитель «Москва» В.Г. Трофимова (1972; 3 изд., 1981)

«С путеводителем по Москве» Ф.Л. Курлат и Ю.Е. Соколовский

Путеводитель «Москва от А до Я» Э.Я. Двинского (1969; 2 изд., 1976

«Москва в кольце Садовых» Ю.А. Федосюк (1983; 2 изд., 1991

«Памятные места Москвы» Б.С. Земенков (1959)

«Русские писатели в Москве» (3 изд., 1987);

К. Стародуб, В. Емельянова, И. Краусова «Я люблю этот город вязевый... Путеводитель по литературным местам Москвы» (2 изд., 1990);

Б. Мягков «Булгаковская Москва» (1993);

«Москва. Архитектурный путеводитель» (1960);

М. Ильин «Москва. Художественные памятники города» (1963; 2 изд., 1970);

М.Г. Криворучко, П.И. Мишин, И.Г. Смирнов «Москва - героям Великой Отечественной» (1977);

И. Мячин «По Москве-реке» (1977);

А.В. Иконников «Каменная летопись Москвы» (1978);

Ю. Федосюк «Лучи от Кремля» (1978);

И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина «Архитектурные прогулки по Москве» (1996),

И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач «Москва. Архитектурный путеводитель» (1997)

© 2010-2022