Как проанализировать урок литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как проанализировать урок литературы

Уроки литературы играют важную роль в становлении эстетической,эмоциональной и нравственной культуры школьников. В связи с этим всех интересуют современные подходы к изучению преподавания литературы, к разбору и оценке урока. При изучении литературы сегодня на первый план выдвигаются художественная ценность и непреходящее общечеловеческое значение произведений. В связи с тем, что учителю предоставлено право самостоятельно определять количество часов на изучение той или иной темы, а также выбирать для изучения художественные произведения, любому посещающему урок важно знать особенности планирования учителем курса литературы. Какие приемы можно использовать, выясняя содержание литературного образования, его соответствие базовому уровню.

-Беседа с учителем, в ходе которой выясняются все возникшие вопросы.

-Просмотр классного журнала и ученических тетрадей.

-Знакомство с итогами контрольных работ.

-Проведение письменных работ и устных вопросов.

-Посещение и разбор уроков.

Чтобы правильно наблюдать и разбирать с учителем урок или систему уроков, необходимо предварительная подготовка. Важно помнить, что посещающий должен быть доброжелательным, основная его задача - понять методическую идею урока, ее воплощение и результативность. Готовясь к посещению, нужно узнать тему урока, при этом важно помнить, что учитель может выбрать любой вариант методики проведения уроков по данной теме в соответствии с поставленной целью, так как весь арсенал форм и методов обучения невозможно вместить в один урок. Поэтому, разбирая урок, следует говорить о целесообразности выбора тех или иных форм и методов обучения, о правильном их использовании. Что нужно помнить, наблюдая урок литературы. Во-первых, определяется, соответствует ли содержание учебного материала, его объем, поставленные цели уровню подготовки учащихся, их возрасту. Особое внимание следует уделить организации чтения художественных произведений, так как вдумчивое, сознательное чтение является основой изучения курса. Сегодня важно учитывать индивидуальное восприятие детьми художественных текстов, внимательно и чутко относиться к мнению каждого, чтобы сформировать личностное восприятие прочитанного. Требует внимание изучение приемов, которые использует учитель для пробуждения у детей интереса к чтению книг. Нужно обратить внимание на то, как изучаются теоретико-литературные понятия,указанные в программе. Не стоит забывать, что учитель может использовать самые разнообразные организационные формы обучения: уроки различных видов, учебные экскурсии, учебные конференции, интегративные уроки, объединенные два и более предметов гуманитарного цикла, зачеты и т.д. Урок литературы рассматривается сегодня как совместное творчество учителя и ученика. Разбор посещенного урока способствует росту методического мастерства учителей. Одним из важнейших условий разбора является оценка деятельности учителя по конечному результату - знаниям, умениям и навыкам учащихся. Разбор должен быть объективным. Сначала слово дается учителю, он делает «самоанализ», который помогает ему сопоставить планируемые цели и задачи с реальными результатами. Посещающий в ходе беседы дает возможность учителю обосновать целесообразность выбранных методов и приемов, содержания учебного материала и т.д. Если учитель затрудняется сделать самоанализ урока, ему в помощь можно предложить следующие вопросы: какие цели ставились, какой материал был отобран для их достижения, какие методы использовались и почему? и т.д. Не стоит требовать, чтобы учитель представил план урока. Схема разбора урока может быть различный. Но главным должно быть выявление результатов в работе учителя, определение путей улучшения процесса обучения. Посешающий должен уважать в учителе личность, знать его индивидуальные качества и возможности и, опираясь на них, помогать ему в совершенствовании методического мастерства. В ходе беседы характер речи должен быть приветливым, тон- спокойным, необходимо внимательно и терпеливо выслушать учителя, объективно оценить результаты его работы. В свою очередь учитель должен спокойно принимать все замечания и предложения, быть предельно корректным. В целях получения полной информации о знаниях, умениях и навыках учащихся следует проанализировать рабочие тетради учащихся и классных журналов. Вопросы для письменной работы или устного ответа учащихся даются учителю, который и проводит работу, спрашивает их. При проверке знаний, умений и навыков по этому предмету надо очень осторожно использовать тесты. Стоит выяснить, какой методической литературой, какими учебно-методическими и наглядными пособиями, ТСО и др. пользуется учитель, какие испытывает трудности в подготовке к уроку, в чем ему нужна помощь. Для полного представления о постановке преподавания литературы стоит познакомиться с организацией методической работы словесников, выяснить, какие вопросы рассматриваются на заседаниях методических объединений, какие поводятся «открытые» уроки, какие выполняются проекты и т. п. С какой бы целью ни посещался урок литературы, нужно помнить, что каждый урок неповторим, что педагогический опыт нельзя перенять механически, его можно творчески использовать в своей работе.

Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович


© 2010-2022