- Преподавателю
- Русский язык и литература
- УРОК «Ко дню славянской письменности. Повесть о Петре и Февронии Муромских»
УРОК «Ко дню славянской письменности. Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Елинова М.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет Литература
Класс 6
Тема урока: «Ко дню славянской письменности. Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Учитель Елинова М.В.
Тип урока: объяснение нового, анализ художественного произведения.
Технологическое сопровождение урока:
-
информационные технологии, ИКТ;
-
личностно-ориентированные технологии;
-
технология воспитания духовной культуры;
-
технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)
Методы обучения:
-
метод творческого чтения;
-
иллюстративный метод;
-
эвристический метод;
-
поисковый метод;
-
метод анализа и синтеза.
Цели:
1. Обучающая - ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.
2. Развивающая - развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.
3. Воспитательная - воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам - писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.
Оборудование урока:
· Выставка репродукций древнерусской живописи (икон).
· Аудиозапись церковного песнопения.
· Компьютерная презентация к уроку.
· Аудиозапись текста «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Структура урока.
I .Организационный момент. (1 мин.)
II. Сообщение темы урока. (1 мин.)
III. Вводная часть. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы (4 мин)
IY. Изучение нового материала ( 9 мин.)
Y. Физкультминутка. ( 2 мин.)
YI. Работа с текстом произведения. ( 17мин.)
YII. Домашнее задание по выбору. ( 2 мин.)
УШ. Итог урока. ( 2 мин.) IX. Рефлексия. ( 2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.(1 мин.) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий! Наше занятие сегодня приурочено ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечается ежегодно 24 мая в память равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Болгарские просветители принесли на славянскую землю письменность и создали первую славянскую азбуку (кириллицу), которой мы пользуемся по сей день.
II. Сообщение темы урока. (1 мин.) - Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси - жемчужине древнерусской литературы. (Слайд1)
III. Вводная часть. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы (Слайд 2 - 11) (4 мин.)
Цель: подготовить и мотивировать учащихся на восприятие новой темы.
Звучат запись древнерусской музыки, церковные песнопения, медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи, созвучной повести. Это произведения Андрея Рублёва: «Спас», «Архангел Михаил», «Спас в силах», «Троица»- с которой сопоставлял повесть Ермолая-Еразма Д.С. Лихачёв, а также иконы Дионисия с их тонким изяществом и созерцательным умиротворением.
(На этом фоне - слова учителя):
- Многие из Вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались в лики святых. Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения нереальных личностей или простых людей, которые жили среди обычных людей?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
IY. Изучение нового материала (9 мин.)
Цель: сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
1. Слово учителя.
- Люди земли русской... Кому неизвестны имена истинных русичей: Сергея Радонежского, Бориса и Глеба... В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.
С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.
2. Работа с эпиграфом. Обращение к эпиграфу урока:
Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?
- А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)
- Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
- Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)
- Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…
3.Беседа
- Когда вы слышите сочетание слов «древнерусская литература», какие мысли у вас возникают?
(Звучит аудиозапись начала «Повести о Петре...»)
- Начало какого произведения вы прослушали?
-Жемчужиной древнерусской литературы по праву называют «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданную в конце 40-х годов XYI века писателем и публицистом, псковским священником Ермолаем. Фамилия до нас не дошла. Известно только, что, приняв монашество, он получил имя Еразм, что в переводе с греческого означает «прегрешный».
Запись темы урока и эпиграфа.
(На доске и в тетрадях учащихся запись: повесть создана в конце 40-х годов XYI века. Она относится к муромо-рязанской литературе. Автор - Ермолай Еразм).
4. История создания повести. Индивидуальное сообщение ученика.
Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо. Состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.
Y. Физкультминутка. (2 мин.)
Цель: снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Пришло время отдохнуть. Встаньте пожалуйста.
Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Следуйте инструкциям на экране.
YI. Работа с текстом произведения. ( 17 мин.)
Цель: работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков.
- Соприкоснёмся с художественным миром произведения.
1. - Каким предстает перед нами автор повести?
(Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).
2. - Какие особенности стиля писателя можно отметить?
(Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).
3. - Каков жанр этого произведения? (житийная повесть)
4 - А что называется повестью? (Повесть - средний эпический жанр, объединяющий традиции устного и письменного повествования, фантастики и уважение к исторической достоверности, отражение действительности в непринужденной форме).
5. - А что такое житие? (Житие - один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века).
6. - На сколько смысловых частей можно разделить произведение?
(На две: первая часть - утверждение богоизбранничества братолюбивого князя змееборца. Вторая посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление).
7. - С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).
8. - Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?
(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня - на блуд).
9. - Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?
(Доверительные, открытые, случившаяся беда - общая беда, пути преодоления ищут сообща).
10. - С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)
11. - Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)
12. - Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом
13. - Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).
14. - Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).
15. - Прочитайте, как заканчивается первая часть.
Вторая часть повести.
16. - Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?
- Вы знаете, что загадки - распространенный приём в устном народном творчестве.
Прочитайте в повести загадки Февронии.
- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.
- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).
1. - Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.
2. - Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?
3. - Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?
4. - Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость - настоящие качества мужского характера).
5. - Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?
6. - Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?
7. - Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)
8. - Думает ли он об обязательстве жениться?
9. - Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).
10. - Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.
11. - Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?
12. - Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, "нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).
13. - Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте
14. - Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть - причины ненависти бояр и их жён).
15. - Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?
16. - Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).
17. - Почему Петр и Феврония вернулись в город?
18. - Литературовед Гудзий видит в Февронии "натуру одарённую, волевую". Согласны ли вы с этим? Докажите. (В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).
19. - Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.
20. - В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).
21. - Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).
22. - Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?
Аудиозапись.
23. - Как это характеризует Февронию и Петра?
24. - Какие черты характера проявляются в поступках Февронии?
25. - Нравится ли вам Феврония? Да или нет, и почему? Д.С. Лихачев отмечал:
«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра».
YII. Домашнее задание по выбору. (2 мин.)
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
· Написать эссе на тему «О чём заставила задуматься повесть?»
· Творческой группе в составе … в течение 2 недель представить проект «Русская старина…Свидетельство высокой морали…»
УШ. Итог урока. (2 мин.)
Цель: подвести итоги работы.
Слово учителя:
- В "Повести" рассказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня - икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.
IX. Рефлексия. (2 мин.)
Цель: выяснение степени знаний учащихся через беседу с ними.
Возвращение к эпиграфу урока.
- Отвечал ли эпиграф идее нашего урока?
-Что нового вы узнали на уроке?
- Спасибо за урок.