Русский язык Трудные случаи пунктуации

I.  Озвучивание целей урока: Тексты и стихотворения познакомят с особенностями поэтического стиля Есенина, Пушкина. Исследование поэтического и прозаического текстов позволят определить новые возможности ССП и БСП». 2.  Звучит фрагмент песни в исполнении Безрукова «Не жалею, не зову, не плачу». 3. Работа с текстомМарченко.Вопросы к тексту. 4. Работа в группах. Задание: мини-исследование «Трудные случаи пунктуации»(постановка запятой в простом предложении и ССП перед союзом и, составление схем). 5. Чтение учащимися фрагментов из стихотворений «Осень», «Зимнее утро». 6. Картина И.Е.Репина «Выступление Пушкина на экзамене в Лицее» Конструирование ССП с соединительным союзом и. 7. Коллективное исследование поэтических текстов А.С.Пушкина. 8.Работа в группах: мини-исследования «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина» 9. Подведение итогов. 10. Проверка знаний по пунктуации: индивидуальное выполнение тестов (компьютер)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

урока русского языка в 11 «А» классе.

Тема урока «Трудные случаи пунктуации

(Подготовка к ЕНТ)»

Учитель русского языка и литературы - Тюменева В.И.


Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний по разделу: «Синтаксис простого и сложного предложения»

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в БСП.

  • закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

  • отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

  • закрепление навыков самостоятельного исследования поэтического текста в рамках обозначенной темы.

Задачи урока:

  • активизировать работу учащихся с тестовыми заданиями, заданиями творческого характера на материале предложенных текстов.

  • объяснить пунктограммы в простом предложении, ССП, БСП.

  • различать ССП и БСП как средство выразительности в тексте.

Оборудование:

  • компьютер

  • проектный экран

  • портреты С. Есенина, А.С.Пушкина

  • презентация

  • раздаточный материал

Ход урока

I. Озвучивание целей урока: слайд 2. Учитель: «Тексты и стихотворения познакомят вас с особенностями поэтического стиля Есенина, Пушкина. Исследование поэтического и прозаического текстов позволят определить новые возможности ССП и БСП».

2. Звучит фрагмент песни в исполнении Безрукова «Не жалею, не зову, не плачу». На экране пейзажная зарисовка и портрет С.А.Есенина. Слайд 3

3. Работа с текстом. Слайд 4.

Учащиеся читают фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

6) Своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (7) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(8) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(9) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (10) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном.(11) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к тексту. Слайды 5-7

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей Есенин?

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г)8

Ответ: Г

4. В предложении №10 автор использует метафорическое выражение

«эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает

смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы,

которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

природе.

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать

насущные социальные проблемы. Ответ: А

5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 9

6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 - 5.

Ответ: связ.однородн.чл.предложения

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ответ: А

Итог: В чем помогли разобраться тестовые задания к тексту?

4. Работа в группах. Задание: мини-исследование «Трудные случаи пунктуации»(постановка запятой в простом предложении и ССП перед союзом и, составление схем). Выступление представителей групп. Слайды 8-12.

Варианты предложений из стихотворений С.Есенина:

А)В простом предложении между однородными членами с одиночным союзом.

  • Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

  • Запрокинулась (?)и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения

  • Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

между простыми предложениями, связанными одиночным союзом И, так как есть общее придаточное условия

  • Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха(?)

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

  • Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

Г) Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

  • Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно(?) и просто за братьев моих (?)и сестёр.

(С. Есенин)

Д) ССП ( , - )

  • Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И над пашнею счастливо созревают зеленя.

  • Крикну я (?) и мне с горы ответит

Молодой звенящий голосок.

Вывод: Анализ поэтических текстов Есенина помогает закрепить правила пунктуации, осознанно их применять.

5. На экране слайды 13-17 с изображением любимых мест, пейзажных зарисовок по мотивам поэтических произведений А.С.Пушкина. Чтение учащимися фрагментов из стихотворений «Осень», «Зимнее утро». Учитель: « В этих стихотворениях Пушкин часто использует БСП и ССП с соединительным союзом и. Это не случайно. БСП и ССП используются как средство выразительности наряду с другими средствами. Цель следующего этапа урока: закрепить знания по пунктуации ССП и БСП, показать их использование как средств выразительности».

6. Слайды 18-19 «Картина И.Е.Репина «Выступление Пушкина на экзамене в Лицее»

Задание классу: Конструирование ССП с соединительным союзом и. Ответы учащихся. Чтение исходного текста и измененного. Что в тексте изменилось?


За столом - многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.


Вывод: Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства..

7. Коллективное исследование поэтических текстов А.С.Пушкина (учащиеся рас

ставляют знаки препинания в предложенных отрывках) Слайды 20-22.

  • Он пел любовь - но был печален глас(?)

Увы! он знал любви одну лишь муку…

В. Жуковский

  • Я помню чудное мгновенье(?)

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.(К А.П.Керн)


  • Потупит их с улыбкой Леля(?)

В них скромных граций торжество;

Поднимет (?) ангел Рафаэля

Так созерцает божество. («Её глаза» 1828)

8.Работа в группах: мини-исследования «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина» Слайды 23-26.


  • «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (Аудиозапись)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

Вариант ответа:
1 - е БСП простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого Пушкина кратко обозначено словами: шумит Арагва предо мною.

2 - е БСП состоит из 3 - х частей: две первые части почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены лишь указывают на того, кто испытывает это состояние.

БСП позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора.

Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть БСП здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.


  • Фрагменты из романа «Евгений Онегин» Слайды 27-30

Варианты ответов:

1.На примере романа «Евгений Онегин» можно рассмотреть причинно- следственное значение бессоюзных предложений. Так в XXIX строфе Пушкин говорит о причине любви к балам:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

Продолжая рассказывать о балах, поэт говорит о двух женских ножках, «которые тревожат сердце», они не оставляют следов на снегу, так как любят «ковров роскошное прикосновенье»:

Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

2.В главе третьей Татьяна ночью разговаривает со своей няней. В ее ответах мы слышим причину плохого самочувствия:

Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

3.Такое же состояние Татьяны автор показывает и на дне ее рождения: БСП позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств героя.

Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, душно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Вывод: БСП придают ритмо-мелодические признаки, большую психологическую окрашенность, некоторый налет своеобразной интимности, специальную сжатость, предполагающую со стороны читающего способность схватывать мысли быстрее. Отсутствие союзной связи придает характер живости, естественной разговорности и эмоциональности речи.

9. Подведение итогов. Слайд 31.

  • Знаки препинания в простом предложении и ССП перед союзом и;

  • Знаки препинания в БСП;

  • ССП и БСП как средство выразительности в поэзии С.А.Есенина и А.С.Пушкина.

10 Рефлексия: выступление командиров групп

11. Домашнее задание: анализ стихотворений С.А.Есенина или А.С.Пушкина (1-2), выписать сложные предложения, объяснить пунктограммы, роль ССП и БСП в передаче содержания. Слайд 32.

12. Проверка знаний по пунктуации: индивидуальное выполнение тестов (компьютер)

Приложение

Раздаточный материал

Текст 1

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

6) Своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (7) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(8) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(9) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (10) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном.(11) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Текст 2

За столом - многочисленные члены экзаменационной комиссии. Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.

Тексты «Трудные случаи пунктуации»

1. Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

2.Запрокинулась (?)и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

3. Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

4.Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха(?)

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

5. Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

6. Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно(?) и просто за братьев моих (?)и сестёр.

(С. Есенин)

7. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И над пашнею счастливо созревают зеленя.

8 Крикну я (?) и мне с горы ответит

Молодой звенящий голосок.

Тексты «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина»

1. На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

2. Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

3. Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

4. Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

5. Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, душно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Тесты « Трудные случаи пунктуации»

Вариант 1

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

4. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Идешь по весеннему лесу ( ) и удивляешься буйной силе земли, дающей жизнь всему на ней.

1) Предложение сложное, поэтому нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.

5. БСП, в котором ставится точка с запятой.

1) Лошади тронулись колокольчики загремели кибитка полетела. (П.)

2) Я ждал схватив рогатый сук минуты битвы сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови.

3) Обычай мой такой подписано так с плеч долой. (Гр.)

4) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (Гр.)

6. БСП, в котором двоеточие.

1) Не нагнать тебе бешеной тройки они сыты и крепки и бойки. (Н.)

2) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (К.)

3) Товарищ верь взойдет она звезда пленительного счастья Россия вспрянет ото сна… (А.С.Пушкин)

4) Была бы спина найдется и вина.

7. БСП, в котором тире.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

2.Мне грустно потому что я люблю и знаю молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М.Ю. Лермонтов)

3.Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить. (К.Прутков)

4) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Г.)

8. БСП со значением сравнения:

1) Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось. (М.Г.)

2) Молвит слово соловей поет. (Л.)

3) Пришел июнь на рыбалку плюнь.

4) Назвался груздем полезай в кузов.

9. В каком случае перед союзом И нужна запятая?

1)) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

4) Тишина и безлюдье.

10. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел!

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

Вариант 2

1. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

В тайге жарким летом душно, жарко ( ) и всякий путник вскоре нестерпимо хочет пить.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая перед союзом И.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С горы открывался чудесный вид на большое озеро в обрамлении остроконечных елей ( ) и каждому захотелось сфотографировать эту картину.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое ( ) и стали лучшим средством передвижения.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В доме накрывали стол ( ) и оживленно суетились женщины, разбирая привезенные покупки.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.

5. В каком случае союз И соединяет части ССП?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

6. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
1) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

4) Тишина и безлюдье.

7.В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

8. БСП, в котором ставится точка с запятой.

1) Лошади тронулись колокольчики загремели кибитка полетела. (П.)

2) Я ждал схватив рогатый сук минуты битвы сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови.

3) Обычай мой такой подписано так с плеч долой. (Гр.)

4) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (Гр.)

9. БСП, в котором двоеточие.

1) Не нагнать тебе бешеной тройки они сыты и крепки и бойки. (Н.)

2) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (К.)

3) Товарищ верь взойдет она звезда пленительного счастья Россия вспрянет ото сна… (А.С.Пушкин)

4) Была бы спина найдется и вина.

10. БСП, в котором тире.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

2.Мне грустно потому что я люблю и знаю молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М.Ю. Лермонтов)

3.Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить. (К.Прутков)

4) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Г.)


© 2010-2022