Статья Молодежные субкультуры в культурном контексте общества

Культурное пространство в конце XX - начале XXI веков претерпело существенные изменения, вызванные кардинальными переменами в обществе, что отразилось в общей языковой и нравственной культуре. В современном мире песенный текст осмысливается как одна из составляющих речевой среды обитания его слушателей. И эта среда существенно влияет на формирование речевой культуры, ценностных и культурных ориентиров личности. Современные исследования часто представляют молодежный песенный текст как нечт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Молодежные субкультуры

в культурном контексте общества

Культурное пространство в конце XX - начале XXI веков претерпело существенные изменения, вызванные кардинальными переменами в обществе, что отразилось в общей языковой и нравственной культуре.

В современном мире песенный текст осмысливается как одна из составляющих речевой среды обитания его слушателей. И эта среда существенно влияет на формирование речевой культуры, ценностных и культурных ориентиров личности. Современные исследования часто представляют молодежный песенный текст как нечто, способное только негативно влиять на формирование личности молодых людей, подростков, находящихся в процессе становления, на которых, прежде всего, и ориентированы песенные тексты.

Музыкальная культура в нашей стране играет важную роль в жизни большинства молодых людей. В настоящее время благодаря развитию передовых телекоммуникационных и компьютерных технологий современная музыка стала неотъемлемой частью массовой культуры; следует отметить воздействие аудио-визуальных и мультимедийных видов современного искусства, в частности, музыки, кино, телевидения. Значительную роль в этом воздействии играют новые информационные технологии, в частности, интернет. Все больше и больше людей становятся пользователями "всемирной паутины", получая тем самым доступ к большому количеству информации, в частности, связанной с музыкальной культурой.

Наиболее значимым для молодых людей стал рэп. Само понятие - рэп - неразрывно связано с такими понятиями как свобода, независимость, поиск. Это естественно следует из факта самого зарождения данного музыкального направления в Северной Америке 70-ых годов, в эпоху неравенства «белого» и «черного» населения США. В афроамериканском районе Нью-Йорка - Бронксе - рэп становится одной из немногих возможностей самовыражаться для проживающей в нищете молодежи, пишущей о том, чем они не довольны, о тех несправедливостях, которые они видят в жизни, о той правде и неправде, которая их окружает, о насилии, вере и любви. Постепенно эта традиция распространяется на всю Америку, затем - Европу, Россию и весь остальной мир. Не требующая связей, денег и образования, а движимая лишь желанием выразить то, что есть на душе, сегодня рэп-культура прочно укоренилась в молодежных культурах всего мира и занимает доминирующее положение. Рэп-исполнители стали законодателями поэтической культуры для целых поколений, а рэп стал молодежной поэтической формой проявления свободы и выражения протеста против стагнирующей окружающей действительности.

Функциональный стиль речи, используемый в рэпе, - это разговорный стиль устной речи, для которого характерны простота, конкретность, образность, эмоциональность. Например, трек «Вокруг шум» рэп-исполнителей из Ростова - на - Дону «Каста»:

Пусть молодые пишут и дух борьбы царит,

Только пусть эти рыцари друг другу глаза не выцарапают.

Тогда будет кому прийти на смену нам всем,

Только следите, пацаны, за своим пьяным рамсом.

Я и сам кромсал речь ранее по пьяни... отфильтровал...

Теперь внимание! Мания моя, как у пиратов была на Карибах:

Покорить мир, как его покорил Бах. (Да)

Видит бог, в зале не будет пусто,

Ты не устал? Это Каста, чувствуй!

Вокруг шум, пусть так, не кипишуй, всё ништяк! [ 8]

Легко заметить обилие молодежного сленга: пацаны, пьяный рамс, по пьяни, отфильтровал, не кипишуй, все ништяк - это помогает создать иллюзию прямого и непосредственного общения рэпера со своим молодым слушателем, который воспринимает такие слова как доцензурные, а потому - честные. Автор говорит о примере из своего личного опыта: о том, как он вел богемный образ жизни, желая покорить мир своим творчеством, как его покорил Бах, как писал тексты, содержание которых нередко было направлено на унижение конкурентов или тех людей, с которыми находился в конфликте; таким образом, апеллируя к своему негативному опыту, призывает молодых людей воздержаться от следования такому пути.

Для рэпа нехарактерно создание романтичных образов для придания фундаментальности произведению. Скорее, наоборот, для рэп-исполнителя очень важно обратиться к настоящему, максимально реальному и непосредственному опыту подростка для установления через трек эмоциональной связи с ним. Фактически в каждом своем треке рэп-исполнитель делится своим опытом в той или иной области напрямую, таким образом, чтобы подростку было как можно легче угадать в этом опыте свой собственный болезненный опыт. Более того, можно заметить, что часто используется ненормативная лексика, что является также одной из особенностей рэп-стихов:

Вы смотрите на главных каналах все эти сериалы?

Которые снимали для умственно отсталых!

Вы читаете журналы, где смакуют

Фото пьяных кинозвёзд и прочую *** такую?

Вам нравятся рассказы о всём самом-самом?

Вы любите полазить по ссылкам из спама?

И ерунду повыбирать из этого хлама,

Именно ту, что расхваливает реклама? [8]

Ненормативная лексика придает стихам произведения гипертрофированную эмоциональность и необходимый подростковый максимализм, а также имитирует повседневное общение среднего современного подростка. Авторы обращаются к современному обществу потребления, против которого молодежные субкультуры зачастую активно выступают, при этом, нужно сказать, имея пусть и отличающиеся от той прослойки общества потребления, которая «смотрит сериалы на первом канале, которые снимали для умственно отсталых», интересы, но данные интересы иногда оказываются отличными лишь по форме, но не по содержанию. Однако здесь необходимо отметить, что подростку, для которого и которым пишутся рэп-стихи, не столько важна суть борьбы, как сам процесс борьбы, и если продолжить выше указанное произведение, то мы услышим следующее:

Что ж, зато в мирное время живёшь,

Друзья на свободе, люди на работе, молодёжь

На дискотеках. А я уж года полтора, как

Не видел, чтоб где-то на улицах что-то решалось в драках.

Лениво люди бродят по торговым центрам,

За рубль с чем-то технику берут под проценты.

Так бы и шло, только не заплыл бы мозг жиром.

Кому тяжело, держитесь, желаем мира. [8]

Здесь необходимо отметить ту контрастность подачи, которую использует рэпер, апеллируя сначала к опыту жизни, наполненной, пусть и с очень негативным оттенком, активностью в тяжелое для России время начала 90-ых годов, и сравнивая эту суровую действительность с современной реальностью, в которой у общества теряется четкий и ясный образ врага, провоцируя пассивность и стагнацию общественного развития. Нужно сказать, что в данном случае, с одной стороны, нельзя назвать идеи рэп-группы «Каста» абсолютно новыми, с другой стороны, в данном случае открывается уникальная сторона рэп-стихов, когда в форме разговорного стиля устной речи, порой почти без применения образной речи и метафор, в простой форме подаются философские идеи, которые близки не только подросткам, но обсуждаются в обществе веками. Так, например, известный немецкий философ и языковед Вильгельм фон Гумбольдт, непосредственно участвовавший в семилетней войне как офицер, видел в войне «благотворнейшее» воздействие на развитие человеческого рода. Более того, известный в мире философ Кант в «Критике способности суждения» также позитивно отзывался о роли войны для развития общества. Ему вторил Гегель, который также скорее склонялся к тому, что устранение из жизни войны может вести к деградации общества. Таким образом, мы видим, как в простой форме в произведениях современных рэперов зачастую могут подниматься вечные вопросы, при этом они оформляются в такой форме, которая доступна любому, даже самому неподготовленному слушателю.

Уже по названию трека группы Баста « Желаю тебе счастья и на лице улыбку» становится ясна идея создания песни. Автор позитивен, этим объясняется популярность этой песни среди молодежи. Как нам кажется, как раз добрых слов и не хватает поколению XXI века, хмурому, мрачному, загруженному собственными проблемами и думающему только о себе.

За душу берет грусть - я не вернусь и пусть.
По щеке слеза, но завтра я улыбнусь.
Мои друзья покажут дорогу, я благодарен Богу,
Что все близкие рядом, даже когда звучит тревога. [1]

Оптимизм этой песни, как выражается молодежь, зашкаливает. Баста говорит не только, что проблемы решаемы, но и то, что когда-нибудь настанет белая полоса в жизни. Да, сегодня у меня переломный момент - завтра я встану на ноги!

Строго судит судья свыше, но я на ногах.
Любовь - эта **** та, что у людей в сердцах,
Бьет в голову. Вначале тепло - после холодно.
Осколки разбитого сердца склеиваешь снова ты.
С чистого листа - душа холоста.
Понемногу теряется смысл каждого дня.
Люди говорят, забудь; сердце говорит - помни.
Так и так на душе одиночество по полной.
Снова вечер, снова телефон молчит,
Снова грусть переходит в слезный монолит.
Но вера в лучшее меня не покидает,
А там, дальше как сложится - только Бог знает. [1]

Что же волнует современную молодежь? Вопрос, если говорить честно, риторический. Судя по всему, они и сами порой не знают, чего хотят. Но самой актуальной темой среди молодого поколения является, конечно же, тема любви. С помощью ненормативного слова, которым он охарактеризовал любовь, мы сразу видим, как он относится к ней. Но! Хотя любовь к кому-то и зла, она прекрасна, согревает душу, тело, мысли: люди говорят - забудь; сердце говорит - помни. Он не отчаивается, верит в лучшее.

Желаю тебе счастья и на лице улыбку,
Желаю встретить свою вторую половинку,
Хочу, чтобы ты была счастлива пусть и не со мною.
Любовь ломает нас, но мы же сильные с тобою…
От пролитых слез внутри у меня один вопрос:
Заживет ли рана до конца - ты больше не моя... [1]

Своеобразная ода о любви посвящена любимой девушке. Несмотря на боль, он отпускает ее и желает ей счастья. Согласитесь, это очень близко пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим…»

Трек группы Каста «Такое чувство» полон пессимизма и ощущения краха. Не хватает смысла жизни, благодаря которому просыпаются люди и начинают действовать. Тема как раз актуальна в современном мире, ведь многие живут автоматически, бесцельно:

Такое чувство, что время проходит зря,
Такое чувство, что иссякает заряд.
Такое скверное чувство. Смирись с ним
Или решись на большие перемены в жизни…

Мне попросту стали невыносимы дни.
Знаешь, наш город не велик, хочу умчать в столицу
От тех, кто меня злит, от одних и тех же лиц.
Я лишаюсь интереса здесь и вкуса.
Вот сегодня - вот ***** я сегодня проснулся?
Все смысла лишено, проще говоря,
У меня все решено, и я срываюсь с якоря.
Гаснет gmail, и я шлю тебе в этом письме
Все, что на душе имел и чем поделиться посмел. [ 9]

Девушке лирический герой отправляет свое сообщение, свою исповедь («…и я шлю тебе в этом письме все, что на душе имел и чем поделиться посмел»), доверяя ей.

У некоторых современных исполнителей начинает звучать остро такая тема, как патриотизм, давно забытый молодым поколением:

Я вник не в миг, что по дому родному тоскую.

Скоро три года, как приехал посмотреть Москву я...

Все мы рано или поздно вернемся туда,

где жизнь взяла начало.

….
Чао, вечно серое небо, пробки и смог,
Да простят меня здешние жители,
Но я б здесь жить не смог. [ 9]

Сможет ли лирический герой найти этот смысл жизни? Сумеет ли он сделать первый шаг к новому, тайному, загадочному? Вернется ли он домой? Так или иначе, над этими вопросами будет думать слушатель рэпа.

Рэп-культура - это именно субкультура, т.е. она формирует нравственно-этические образы у своего слушателя, определяет характер его поведения в обществе, взаимоотношения между людьми и задает определенные формы поведения, но рэп-культура - все же при этом остается субкультурой, так как она не может дать полного и законченного мировоззрения своему слушателю, как, например, это дает конфуцианская, христианская, мусульманская и другие культуры, которые характеризуются целостностью своих мировоззренческих концепций.

Однако наличие этого факта, не мешает ей стремиться занять доминирующее положение среди субкультур или даже пытаться перейти из разряда субкультур в культуру. Более того, развиваясь вместе со своим слушателем, экономической и социальной средой, в которой рэп зарождался, он эволюционировал и порой начинает граничить с поэтическим жанром, стремясь поднять вечные вопросы и пытаясь дать на них ответ, как это делает Влади (Каста) в треке « Прощание»:

Радость людей, узнающих меня везде,

Признание в престижной среде.

Внимание, которым я завладел,

Взгляды кокетливой особы.

Растаявшие снобы

хвалят,

Спрашивают про новы.

Вокруг мир, триумфальные арки,

Новые девайсы, иномарки, стильно одевайся.

Образ жизни - статус и социальные сети,

Здесь это важно - я прощаюсь с этим. [ 5]

Здесь мы сталкиваемся со случаем, когда рэп отходит от описания исключительно повседневной реальности и скорее обращается к фундаментальным вопросам бытия, рассматриваемого через призму нашего времени, однако при этом перекликаясь с поэзией «золотого века» пушкинской поры, с произведениями Александра Сергеевича Пушкина, который в «Евгении Онегине» пишет о герое:

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил. [ 14, стр. 27]

В треке Влади (Каста) и в произведении Пушкина поднимаются одни и те же проблемы «светской» жизни, обнажается ее пустота «света».

В треке «Прощание» Влади (Каста) поднимается еще одна важная общекультурная проблема определения цели творчества:

Я повстречаюсь с каждым, кто обо мне печется,

И лично каждому изложу на этот счет все.

Растопчу всю свою гордость, и черт с ней,

С таким пылом буду говорить, скажут: че с ним?

Буду плакать, буду доводить до слез их,

Чтобы поняли, что мною движет, что серьезно.

И это не тяжелое первое испытание,

Если выдержу, то продержусь и далее. [ 5]

В данном случае речь уже не идет о вопросах «на злобу дня», автор говорит о необходимости катарсиса у своего слушателя, который должен пройти «очищение» через его стихи, и в данном случае рэп тесно начинает граничить с высокой поэзией, хотя традиции составления текстов рэп-трэков сохраняются. Благодаря силлаботонике создается ровный тон всех строф, что помогает сохранять иллюзию разговорного стиля устной речи, где ритм является определяющей характеристикой, а рифма, скорее, служит дополнением для создания стихотворной речи. Характерные для разговорной речи просторечия («че»), обсценные лексические выражения («черт с ней»), явно контрастирует с пафосом содержания. Тем не менее, если сравнить с Пушкинским стихотворением «О муза пламенной сатиры!», то мы увидим, что при различиях в форме, пафос и намерения авторов схожи:

О муза пламенной сатиры!

Приди на мой призывный клич!

Не нужно мне гремящей лиры,

Вручи мне Ювеналов бич!

Не подражателям холодным,

Не переводчикам голодным,

Не безответным рифмачам

Готовлю язвы эпиграмм! [ 15, срт.214]

Продолжая анализировать трек Влади (Каста), мы находим все большее количество примеров того, как рэп-искусство заимствует поэтический инструментарий, при этом не нарушая собственных традиций:

В чем обида? Где причина?

Может, в стране, где унижает гос. машина и дает пример?

Но у народа и режима единый нерв,

дело в ином. Может, религия всему виной?

Дана как чистый родник, высох, как сухарь,

Не разгрызть в голодные дни даже в страхе греха.

Все же хоть на старых языках, но сказано вечно мы,

Без вражды живите, в любви к встречному.

Мне обижаться нечего, но вся цивилизация

Ведь утверждает выгоду, вражду между нациями.

Страх, эксплуатацию. Из-за чего такое?

И вот я понял. Виной я всему. Это согласно моим чувствам и разуму.

Я корысть и насилие с инстинктами властными,

Толпой обласканный, - я прощаюсь с этим.

Я уберу это в себе и на всем белом свете. [ 5]

Уже в первых строках мы видим фигуру речи, направленную на усиление эмоций - риторический вопрос: «В чем обида? Где причина? Может, в стране, где унижает гос. машина и дает пример?» Далее мы видим включение художественных тропов в текст, а именно метафоры, направленной на создание ярких поэтических образов: «но у народа и режима единый нерв». В данном примере мы можем наблюдать, как в рэпе соединяется традиционный способ подачи информации через разговорную речь, использование при необходимости элементов художественной речи. Обращаясь к смыслу последних строк в данном примере, мы видим, что автор текста ставит не только вечные вопросы, но и дает ответ на поставленные собой вопросы. Влади (Каста), вторя христианской морали, утверждает, что причиной того, что он описывал, является он сам: в своих бедах каждый человек виновен сам и несет за них всю полноту ответственности, к тому же он ответственен отчасти и за то, что происходит вокруг него, формируя окружающую его реальность и действительность.

Здесь мы видим, что от описания повседневной действительности, от выражения недовольства складывающимся положением вещей рэп- исполнитель переходит к вечным вопросам, а уже в другом своем треке «Пусть пригодится» идет дальше, говоря о цели и смысле текстов рэп-исполнителя:

Нет цели лучше, я это понял,

Чем приносить людям пользу.

И если я пробудил или успокоил,

То повезло - я не пустой звук. [ 6 ]

Звучит нескрываемый пафос романтизма: «я не пустой звук». Анализируя смысловое наполнение данного текста, мы можем вновь обратиться к лире А.С. Пушкина, видя, что поэт аналогичным образом определяет цель творчества:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал. [ 15, стр. 455]

Тем не менее, несмотря на глубокое смысловое наполнение своих треков, рэп-исполнитель вынужден быть осторожен, так как взаимодействует с особой аудиторией слушателей. В период золотого века русской поэзии А. С.Пушкин в основном писал для истеблишмента страны и элиты общества, сам принадлежа к таким кругам общества. Стоит отметить, что личным рецензентом Пушкина был сам император Всероссийский Николай I, который называл Пушкина «умнейшим человеком России», в то время как сам император в наставниках имел известного российского поэта В.А. Жуковского. Роль поэта в то время и сегодня различна. Группа Каста, которая является одной из самых первых и самой известной группой рэп-исполнителей в России имеет аудиторию слушателей, отличную от аудитории почитателей творчества Пушкина, поэтому излишнее использование рэпером в своих произведениях художественного стиля речи и его элементов может снизить популярность. Более того, обнаружение подростками параллелей с творчеством их «предков» в прямом и переносном смысле этого слова может сказаться губительно для рэп- исполнителя, поэтому в продолжении трека Влади (Каста) «Пусть пригодится» мы видим следующие строки:

Пригодится на районе нормальным типулям,

А ответь, что нет. Слышь, да пригодится, х….

Пригодится и другим нормальным пацанам,

Стимул даст головам использовать потенциал. [ 6]

Мы видим возврат в рамках этого же произведения к использованию всех традиционных элементов составления поэтических рэп-произведений: использование разговорного стиля устной речи, прямой порядок слов; молодежный жаргон: «типулям», «слышь», «нормальным пацанам»; использование обсценной лексики - мата - : «х….». Для того, чтобы высокий смысл преодолел защитную систему подростка, его необходимо облачить в оболочку из жаргонизмов, ненормативной лексики и просторечий. Аналог сладкой таблетки для ребенка: облаченный в бунтарскую грубую форму высокий смысл проникает в душу подростка и дает свои ростки, поднимая в обществе при этом извечный философский вопрос о влиянии формы на содержание и содержания на форму.

Рэп становится все больше и больше популярным не только среди молодого поколения, но и среди взрослых людей. Одним из самых необычных примеров использования рэпа для воспитания подростков является тот способ, который применяет рэпер по имени Nastoyatel (Настоятель) - священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Николая Чудотворца в Заволжье Максим Курленко, он без благословения, на свой страх и риск, пытается использовать речитативную рэперскую манеру для осуществления своей проповеди среди подростков.

Очень давно, это было когда-то очень давно.

Он думал о жизни, смотрел в окно.

Дождем по стеклу все серо и блекло,

Но когда же я полечу соколом?

Полечу соколом…

…кому смерть - конец, а кому - в царстве венец,

В одном вагоне едут и святой и подлец,

Один с глубиной в глазах, а другой со страстью в лице,

Одному нужна пицца, а другому благодать в сердце.

А мысли как птицы: лебеди белые или черные,

Клюют душу сонную, слепую, потерянную,

В боль оголенного нерва переходит истома,

Гедонизм завершается кровью и стонами. [ 12]

Лиричное начало сменяется яркой романтичной образностью речи: «в одном вагоне едут и святой и подлец», подразумевая жизнь, в которой взаимодействуют люди с различным мировоззрением. Для описания той огромной пропасти, которая образуется сегодня между формирующимся и твердо укореняющимся обществом потребления и традиционным для России обществом, воспитанным в духовности и стремлении к знанию, автор использует выразительное гротескное сравнение: «одному нужна пицца, а другому благодать в сердце». Переходя от социальных проблем, автор обращается к вечному противостоянию добра и зла в человеческой душе, используя в сравнении метафоричные образы черного и белого лебедя, которые клюют «сонную душу». Под «сонной душой» в данном случае подразумевается человеческое сознание, которое находится в иллюзии покоя и отсутствия борьбы. В обществе потребления и видимого материального комфорта человек отвыкает от войны. Настоятель призывает человека выйти из сонного состояния и увидеть скрытую борьбу, которая каждую секунду идет в душе, выбирающей между тем, что легко и доступно, и тем, что правильно и трудно. Стоит обратиться вновь к словам произведения рэп-группы Каста «Вокруг шум», где авторы текста, следуя евангельской тематике, затронутой Настоятелем в «Лабиринтах жизни», также констатируют отсутствие внешней борьбы как отрицательно сказывающееся на развитии общества:

А я уж года полтора как,

Не видел, чтоб где-то на улицах что-то решалось в драках…

Так бы и шло, только не заплыл бы мозг жиром.

Кому тяжело, держитесь, желаем мира. [ 8]

Таким образом, мы наблюдаем не только как молодежная субкультура рэпа обнаруживает параллели с фундаментальной русской христианской моралью и сложившимся общественным мировоззрением, называемым менталитетом, но видим, как различные по форме произведения (проповедь христианского священника и откровения исполнителя группы Каста) по содержанию во многом вторят друг другу.

Однако различие форм играет в данном случае определяющую роль. И, что использовано во благо для созидания и укрепления исконно российских ценностей, может быть использовано для того, чтобы поставить их под сомнение. Ярким примером служит феномен 2013 года: рэп-молебны (панк- молебны). Отсутствие необходимости в профессионализме и таланте позволяет рэп-исполнителю использовать данное творческое направление как для пропаганды высших ценностей, так и для сатиры с целью политической борьбы. Вслед за панк-молебном скандально известной группы, телеканал Дождь записывает рэп-молебен с участием известных оппозиционеров: Ксении Собчак, Леонида Парфенова и Василия Обломова:

… богородица, милая, пожалуйста, разрули,

Счета у спонсоров протеста заодно обнули,

Оскорблены чувства верующих охранников,

Байкеры с флагами ездят вокруг памятников,

Патриарх, мудрый, долго хранил молчание,

Но грешники не додумаются до покаяния. [ 13 ]

В данном фрагменте мы видим все традиционно используемые для рэпа элементы речи: разговорный стиль, силлаботонику, молодежный жаргон («разрули», «байкеры», «обнули»), гротескность в сочетании религиозного пафоса и молодежного жаргона («богородица разрули»). Благодаря особой, доступной для понимания большинством слушателей легкой манере подачи достигаются основные функции данного общественного послания: провоцирование, высмеивание, вплоть до оскорбления.

Интересен тот факт, что в то время, как в России весь потенциал рэпа только раскрывается, в США, где рэп- исполнение впервые коснулось почвы за территорией Африки, рэп уже давно выполняет морализаторские функции и довольно успешно. Одним из многих примеров является христианский рэп-исполнитель Lecrae, чьи клипы на сайте youtube.com собирают миллионы просмотров. Например, клип Влади (Каста) на трек «Сочиняй мечты», очень известный и популярный в России, отмечающий в своем видеоряде большое количество очень известных среди молодежи артистов, собрал на youtube.com 11 млн. просмотров, в то время как клип Lecrae на трек «Don't waste your life» («Не трать свою жизнь напрасно») собрал 7 млн. просмотров, т.е. цифры сопоставимы. При этом «Сочиняй мечты» Влади (Каста) посвящен молодежным проблемам: стремлению к богатстве и славе, подростковым комплексам, запретным для подростков темам, чем оправдывает свою популярность, в то же время трек Lecrae посвящен вечным проблемам смысла человеческой жизни, борьбе добра и зла и по содержанию, казалось бы, далек от молодежных тематик:

Прожигаю мою жизнь,

Нет, я должен сделать так, чтобы моя жизнь чего-то стоила,

Если Христос реален, значит, что тогда мне делать со всем тем,

Что написано в Евангелии от Луки в стихе 12: 15 до 21,

Тебе стоило бы пойти и заценить, что там написано. [10]

Как можно отметить, в данном случае все элементы речи традиционно характерные для рэп- произведения сохранены: разговорный стиль устной речи, молодежный жаргон, что в английском языке проявляется в изменении и упрощении грамматических конструкций: «пойти» (gotta go вместо грамматически верного - going to go), «заценить» (check out), метафоры - «прожигаю жизнь» (waste life), но это не помешает любопытным заглянуть в Библию и хотя бы из любопытства прикоснуться к основам нравственности, мы, например, заглянули - Господь предупреждал: "При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12:15-20).[4, стр. 81]

Если говорить о международном рэпе, то на международной арене в рэп- индустрии безусловным лидером является американский рэпер Eminem. На официальном канале VEVO на youtube.com один только клип «Not afraid» собрал 500 млн. просмотров, его трек говорит о моральных ценностях тоже на основе христианской тематики:

Хотя, пожалуй, я всё ещё пытаюсь разобраться с этим дерьмом.

Я думал, что всё спланировал заранее, но, кажется, нет.

Эта чёртова туча по-прежнему следует за мной повсюду.

Но настала пора изгнать этих демонов,

Сейчас эти ублюдки беснуются во мне*! [ 7 ]

Кроме того, многие рэперы стали использовать классические стихи в качестве текстов для своих речитативов, как, например, трек Миши Маваши на стихотворение «Письмо к женщине» Сергея Есенина, что свидетельствует о неуклонном вхождении рэпа в культурный контекст общества.

Итак, можно констатировать, что благодаря своей особой природе рэп как творческое направление многофункционально и может использоваться как поэтический легкодоступный инструмент для осуществления самореализации, может помогать осуществлению морализаторских функций и даже являться инструментом политической борьбы.

Основными темами в рэп-культуре, как и практически во всех молодежных субкультурах, является смесь различных тематик: молодежные проблемы, христианское мировоззрение и ценности, политика, патриотизм, материальные проблемы и общие проблемы взаимоотношений людей (любовь-ненависть, дружба-предательство).

Прослеживая развитие и историю бытования рэпа, мы можем отметить, что по мере того, как к этому жанру прибегает широкий круг творческих деятелей, он «окультуривается», в какой-то степени облагораживается внешне, вбирая в себя общечеловеческие ценности, оставаясь при этом «протестным» жанром.

С другой стороны, приобщение к рэп-культуре проповедников, артистов позволяет обогащать ее общекультурными моральными нормами. Мы можем отметить и тенденцию самих рэп-исполнителей и создателей треков к обращению к классическим произведениям, христианским и общечеловеческим ценностям, что, несомненно, свидетельствует о положительном направлении развития этого жанра.

Рэп - это особое искусство выражения своих эмоций, чувств, желаний, протеста, при этом нередко исполнители этого жанра ставят наиболее важные проблемы как единого человека, так и общества в целом. Скорей всего молодежь видит в текстах рэперов свою правду, отчего так высоко ценит их творчество.





Литература и Интернет-ресурсы

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Заветов. - Mikkeli, 1991

2. Пушкин, А.С. «Евгений Онегин» - М., «Художественная литература», 1990г

3. Пушкин,А.С. Избранные сочинения - М., «Художественная литература», 1975г

4. amalgamalab.com/songs/e/eminem/not_afraid.html - Eminem «Not afraid»

5. bestmuzon.net/skachat/52618/ - Миша Маваши «Письмо к женщине» на стихотворение Сергея Есенина

6. gl5.ru/basta.lbp.html - Баста и Тати «Любовь без памяти»

7. masteroff.org/6027.html - Каста «Вокруг шум»

8. megalyrics.ru/lyric/basta/zhielaiu-tiebie-schastia-i-na-litsie-ulybku.htm - Баста «Желаю тебе счастья»

9. morepesen.ru/14084-kasta-takoe-chuvstvo.html - Каста «Такое чувство»

10. youtube.com/watch - Баста «Это дороже денег»

11. youtube.com/watch - Влади Каста «Прощание»

12. youtube.com/watch - Влади Каста «Пусть пригодится»

13. youtube.com/watch - Lecrae «Don't Waste Your Life»

14. youtube.com/watch - Nastoyatel «Лабиринты жизни»

15. youtube.com/watch - В. Обломов, К. Собчак, Л. Парфенов - Рэп-молебен




© 2010-2022