Конспекты урока русского языка в 12 классе по теме: «Орфография. Состав слова и словообразование»

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка/Оборудование: Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стерео колонки/Задачи: - обучающие: формирование умения учитывать значения морфем ри выборе их правильного написания -развивающие: обобщая полученные знания, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость -воспитательные: воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутье, прививать навыки культуры труда
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки по теме: Орфография . Состав слова и словообразование (урок в 12-м классе с использованием ИКТ )

Очур-оол Светлана Салчаковна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Тээлинской вечерней сменной (общеобразовательной)школы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Уроки

Цели и задачи:

Повторить ранее изученный материал по теме "Морфемика и словообразование", отработать алгоритм морфемного и словообразовательного разбора слов, закрепить навыки правописания.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки

Программное обеспечение:

ММ комплекс "1С: Репетитор. Русский язык"

Звуковой файл 045_Russkii_ustnii_Vorozheya.mp3 (Аудиословарь "Русский устный" на портале "Грамота.ру": gramota.ru/radiosafonova.html) в записи

Презентация в PowerPoint

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Орфоэпическая пятиминутка.

Прослушивание звукового файла 045 аудиословаря "Русский устный", в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника.

3. Работа по теме урока.

3.1. Фронтальная беседа по вопросам №№ 1 - 8 главы "Состав слова и словообразование" с. 63 учебника [1]. Для ответов привлекается теоретический материал с.63 - 73.

3.2. Знакомство с презентацией "Состав слова и словообразование" (Приложение1).

3.3. Закрепление материала:

Упр.121, 132, 151 учебника

Работа с программой "1С: Репетитор" (практикум по теме "Словообразование")

4. Домашнее задание: упр. 131, 152, 154 [1].

Уроки № 2

Тема: Морфемика и словообразование. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора

Цели и задачи:

Закрепить изученное на материале повышенной сложности, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по данной теме

Оборудование:

Компьютеры

Программное обеспечение:

ММ комплекс "1С: Репетитор. Русский язык"

"Готовимся к ЕГЭ. Русский язык" (сетевая версия)

Тест "Морфемика и словообразование", составленный на основе программы

"Тест 2000"

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 - фонетический разбор, 2 - морфемный разбор, 3 - словообразовательный разбор).

Александр Иванович хотел быть молодым и свежим в тот день когда всё возвратится1, 3 к старому3 и он сможет выйти из подполья3 безбоязненно2 раскрыв 2, 3 свой чемоданишко (И. и П.). [2]

3. Отработка умений морфемного и словообразовательного разбора на материале повышенной сложности

3.1. Умение выделять суффикс -j - в словах типа безделье, подполье, веселье.

3.2. Знакомство с понятием "аппликация" (наложение морфем) в словах типа одесский, смоленский, братский (от Братск), отворить, встать.

3.3. Умение определять способ словообразования "нулевая суффиксация" (бессуффиксный способ)

Упр. 246 [2]

Упр. 3 в разделе "Нулевой суффикс" ММ комплекса "1С: Репетитор. Русский язык"

4. Составление словообразовательных цепочек:

Играть - выиграть - выигрыш - выигрышный - выигрышно

Лицо - облицевать - облицовывать - облицовщик

Мысль - мыслить - смыслить - смышлёный - несмышлёный - несмышлёныш

5. Тренинг в разделе "Состав слова и словообразование" программы "Готовимся к

ЕГЭ. Русский язык" (сетевая версия).

6. Решение теста "Морфемика и словообразование" (в программе "Тест-2000")

7. Итог урока, объявление оценок.

8. Домашнее задание: вопросы №№ 9 -11 с. 63, упр. 136, 138, 145 [1].

Уроки № 3

Тема: Орфографический практикум. Проверочный тест по теме "Морфемика и словообразование. Орфография"

Цели и задачи: закрепить правописание приставок на -З (-С), ПРЕ- и ПРИ-, букв И-Ы после приставок; контроль усвоения темы

Оборудование:

Компьютеры, подключённые к Интернету, проектор, экран, стереоколонки

Раздаточный материал трёх уровней сложности [3]

Программное обеспечение:

"Русский язык. 9 - 11. Экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса и подготовки к экзаменам. Школа 2005" © 2005 Новая школа. ® 2005 РМГ Мультимедиа

Учебник грамоты на портале "Грамота.ру" (gramota.ru/idictation/idictation.php?id=60, 62, 66)

Ход урока

1. Оргмомент

2. "Литературный диктант" № 87 [4]

3. Актуализация знаний учащихся по орфографическим темам: "Правописание приставок на - з (- с)", "Приставки пре- и при-", "Буквы и - ы после приставок" с применением раздела "Учебник" диска "Русский язык. 9 -11"

4. Выполнение упражнений из "Учебника грамоты" на портале "Грамота.ру"

5. Упражнение на повторение.

Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 - фонетический разбор, 2 - морфемный разбор, 3 - словообразовательный разбор).

Старуха3 била его а побив2 крестилась2, 3 в угол на иконы и упрашивала со слезами

Матерь Божия3 прости2 Христа ради за обиду3 сироте! [2]

6. Проверочный тест трёх уровней сложности [3, с. 28 -39].

7. Домашнее задание: упр. 144, 146, 147, 149 [1].

Список литературы

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1998.

Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. - (Московский университет - школе).

Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10 - 11 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Московский Лицей, 2005.

© 2010-2022