- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспекты урока русского языка в 12 классе по теме: «Орфография. Состав слова и словообразование»
Конспекты урока русского языка в 12 классе по теме: «Орфография. Состав слова и словообразование»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 12 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Очур-оол С.С. |
Дата | 06.01.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уроки по теме: Орфография . Состав слова и словообразование (урок в 12-м классе с использованием ИКТ )
Очур-оол Светлана Салчаковна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Тээлинской вечерней сменной (общеобразовательной)школы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Уроки
Цели и задачи:
Повторить ранее изученный материал по теме "Морфемика и словообразование", отработать алгоритм морфемного и словообразовательного разбора слов, закрепить навыки правописания.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки
Программное обеспечение:
ММ комплекс "1С: Репетитор. Русский язык"
Звуковой файл 045_Russkii_ustnii_Vorozheya.mp3 (Аудиословарь "Русский устный" на портале "Грамота.ру": gramota.ru/radiosafonova.html) в записи
Презентация в PowerPoint
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Орфоэпическая пятиминутка.
Прослушивание звукового файла 045 аудиословаря "Русский устный", в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника.
3. Работа по теме урока.
3.1. Фронтальная беседа по вопросам №№ 1 - 8 главы "Состав слова и словообразование" с. 63 учебника [1]. Для ответов привлекается теоретический материал с.63 - 73.
3.2. Знакомство с презентацией "Состав слова и словообразование" (Приложение1).
3.3. Закрепление материала:
Упр.121, 132, 151 учебника
Работа с программой "1С: Репетитор" (практикум по теме "Словообразование")
4. Домашнее задание: упр. 131, 152, 154 [1].
Уроки № 2
Тема: Морфемика и словообразование. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора
Цели и задачи:
Закрепить изученное на материале повышенной сложности, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по данной теме
Оборудование:
Компьютеры
Программное обеспечение:
ММ комплекс "1С: Репетитор. Русский язык"
"Готовимся к ЕГЭ. Русский язык" (сетевая версия)
Тест "Морфемика и словообразование", составленный на основе программы
"Тест 2000"
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 - фонетический разбор, 2 - морфемный разбор, 3 - словообразовательный разбор).
Александр Иванович хотел быть молодым и свежим в тот день когда всё возвратится1, 3 к старому3 и он сможет выйти из подполья3 безбоязненно2 раскрыв 2, 3 свой чемоданишко (И. и П.). [2]
3. Отработка умений морфемного и словообразовательного разбора на материале повышенной сложности
3.1. Умение выделять суффикс -j - в словах типа безделье, подполье, веселье.
3.2. Знакомство с понятием "аппликация" (наложение морфем) в словах типа одесский, смоленский, братский (от Братск), отворить, встать.
3.3. Умение определять способ словообразования "нулевая суффиксация" (бессуффиксный способ)
Упр. 246 [2]
Упр. 3 в разделе "Нулевой суффикс" ММ комплекса "1С: Репетитор. Русский язык"
4. Составление словообразовательных цепочек:
Играть - выиграть - выигрыш - выигрышный - выигрышно
Лицо - облицевать - облицовывать - облицовщик
Мысль - мыслить - смыслить - смышлёный - несмышлёный - несмышлёныш
5. Тренинг в разделе "Состав слова и словообразование" программы "Готовимся к
ЕГЭ. Русский язык" (сетевая версия).
6. Решение теста "Морфемика и словообразование" (в программе "Тест-2000")
7. Итог урока, объявление оценок.
8. Домашнее задание: вопросы №№ 9 -11 с. 63, упр. 136, 138, 145 [1].
Уроки № 3
Тема: Орфографический практикум. Проверочный тест по теме "Морфемика и словообразование. Орфография"
Цели и задачи: закрепить правописание приставок на -З (-С), ПРЕ- и ПРИ-, букв И-Ы после приставок; контроль усвоения темы
Оборудование:
Компьютеры, подключённые к Интернету, проектор, экран, стереоколонки
Раздаточный материал трёх уровней сложности [3]
Программное обеспечение:
"Русский язык. 9 - 11. Экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса и подготовки к экзаменам. Школа 2005" © 2005 Новая школа. ® 2005 РМГ Мультимедиа
Учебник грамоты на портале "Грамота.ру" (gramota.ru/idictation/idictation.php?id=60, 62, 66)
Ход урока
1. Оргмомент
2. "Литературный диктант" № 87 [4]
3. Актуализация знаний учащихся по орфографическим темам: "Правописание приставок на - з (- с)", "Приставки пре- и при-", "Буквы и - ы после приставок" с применением раздела "Учебник" диска "Русский язык. 9 -11"
4. Выполнение упражнений из "Учебника грамоты" на портале "Грамота.ру"
5. Упражнение на повторение.
Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 - фонетический разбор, 2 - морфемный разбор, 3 - словообразовательный разбор).
Старуха3 била его а побив2 крестилась2, 3 в угол на иконы и упрашивала со слезами
Матерь Божия3 прости2 Христа ради за обиду3 сироте! [2]
6. Проверочный тест трёх уровней сложности [3, с. 28 -39].
7. Домашнее задание: упр. 144, 146, 147, 149 [1].
Список литературы
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1998.
Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. - (Московский университет - школе).
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10 - 11 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Московский Лицей, 2005.