- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы В. Г. Короленко В дурном обществе
Урок литературы В. Г. Короленко В дурном обществе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куртдеде З.И. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы по теме
«В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»
Класс: 5
Дата проведения: 29.01.2015
Учитель: Куртдеде З.И.
Цели урока: раскрыть учащимся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепить знания о художественно-изобразительных средствах: эпитет, сравнение; развитие творческих способностей, речи, памяти; воспитание милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям.
Оборудование: учебник под ред. В.Я.Коровиной; иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки.
Самого главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце.
(Антуан де-Сент Экзюпери
Ход урока:
I.Орг. момент
Приветствие. Настрой на работу.
II. Сообщение темы
-
Ребята, мы продолжаем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Тема нашего урока - Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.
Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека - это чуткое сердце. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие.
-
Словарная работа.
Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность, сочувствие. (работа с толковым словарем).
Мы должны понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные уроки мы можем извлечь из урока.
-
Звучит песня одинокого бродяги («Генералы песчаных карьеров»)
- Какое настроение навевает песня?
- Кто из героев повести мог бы петь эту песню?
4.Работа над темой
1) Роль пейзажной зарисовки
- Почему , прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (настраивает, готовит к восприятию)
- Как автор подчеркнул мрачность и трагичность повести? (через пейзажную зарисовку)
- Когда пейзаж бывает печален? ( когда человеку грустно)
- Что означала в этом городе фраза «живет в замке»?
2) Драма Тыбурция и его детей.
- Что думает автор о людях, которые отвергнуты себе подобными? ( автор называет их несчастливцами, они вызывают авторское сочувствие)
- Кого автор считает замечательной личностью среди несчастливцев? (Тыбурция)
О пане Тыбурции автор рассказывает много и подробно. В чем же его драма? (Рассказ ученика о Тыбурции)
- Чем занимались дети Тыбурция? ( Валек ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
- Так в чем же состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила их воровать.)
3) Драма Васи и его отца.
-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? ( Он судит людей, переступивших грань дозволенного , т.е. преступников.)
- Почему же в глазах человека, занимающего солидное положение в обществе, «глубокая неустанная печаль»?
- Каково мнение о нем в городе? (Честный)
- А что происходит с ним дома? ( Отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству)
- Ребята, а не нарушает ли сам судья законы? Какие? (Нарушает нравственные законы).
Работа с текстом. Прочитайте, как судья становится преступником.
- На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)
- В чем заключается драма Васи и отца? ( В ощущении одиночества.)
4. Защита рисунка (индивид. задание)
- Какой эпизод изобразил на своем рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?
III. Эвристическая беседа
1)- Почему знакомство с Валеком и Марусей так увлекло Васю?( Он почувствовал радость от новой дружбы.)
- Какой увидел Вася Марусю? Выборочное чтение
- Какие средства художественной выразительности использует автор? (Эпитеты, сравнения) Работа с текстом.
- Чем бедные дети не похожи на обычных детей, которых знал Вася?
( Валек отличался «своими манерами взрослого человека», Маруся редко смеялась, играть не любила).
- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь»? ( Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети.)
- Когда раскрылась мальчику эта загадка? ( Когда Вася попал в подземелье). Чтение описания подземелья.
- Как вы понимаете выражение « серые камни высосали жизнь из Маруси»?
Назовите слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень? ( Жесткий, серый, холодный…)
- Что «высасывало» румянец, блеск глаз девочки? Давайте запишем эти слова на синих листочках ( Голод, холод, боль, страх, несправедливость…)
Серый камень - символ жестоких, несправедливых законов общества.
2) Работа с текстом
- Какое чувство испытывает Вася , познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию? (Потрясение)
Чтение по ролям диалога мальчиков из 5 главы.
- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
( Ушел домой и горько плакал)
- Что понял Вася? ( Люди не всегда совершают плохие поступки потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви).
- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова на красных листочках ( Доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание…).
Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
3) Творческая работа (составление синквейна)
1 ряд составляет синквейн к слову Вася
2 ряд составляет синквейн к слову Маруся
Вася Маруся
Добрый, понимающий Грустная, худенькая
Помогает, страдает, угощает Болеет, плачет, голодает
Приносит детям яблоки Камень высасывает жизнь
Милосердие Нищета
4)Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом?
- Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? (Образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания.)
Перед нами всегда есть нравственный выбор.
- Ребята, кто из вас поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите на доску сердце)
- Кто не определился в собственном выборе, прикрепите серый камень.
IV.Итог урока
Как вы понимаете слова Экзюпери, которые являются эпиграфом нашего урока?
- Давайте разорвем синие листочки с символами зла и выбросим их, чтоб у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами.
- А теперь закончите предложение:
« Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке - это…»
V. Домашнее задание
1. Выполнить задания практикума из раздела «Поразмышляем о прочитанном»
2. Попробуйте переписать финал повести.