Урок литературы В. Г. Короленко В дурном обществе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы по теме

«В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей»

Класс: 5

Дата проведения: 29.01.2015

Учитель: Куртдеде З.И.

Цели урока: раскрыть учащимся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепить знания о художественно-изобразительных средствах: эпитет, сравнение; развитие творческих способностей, речи, памяти; воспитание милосердия, сострадания, гуманного отношения к людям.

Оборудование: учебник под ред. В.Я.Коровиной; иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки.

Самого главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь сердце.

(Антуан де-Сент Экзюпери

Ход урока:

I.Орг. момент

Приветствие. Настрой на работу.

II. Сообщение темы

  1. Ребята, мы продолжаем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Тема нашего урока - Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека - это чуткое сердце. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие.

  1. Словарная работа.

Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность, сочувствие. (работа с толковым словарем).

Мы должны понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные уроки мы можем извлечь из урока.

  1. Звучит песня одинокого бродяги («Генералы песчаных карьеров»)

- Какое настроение навевает песня?

- Кто из героев повести мог бы петь эту песню?

4.Работа над темой

1) Роль пейзажной зарисовки

- Почему , прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (настраивает, готовит к восприятию)

- Как автор подчеркнул мрачность и трагичность повести? (через пейзажную зарисовку)

- Когда пейзаж бывает печален? ( когда человеку грустно)

- Что означала в этом городе фраза «живет в замке»?

2) Драма Тыбурция и его детей.

- Что думает автор о людях, которые отвергнуты себе подобными? ( автор называет их несчастливцами, они вызывают авторское сочувствие)

- Кого автор считает замечательной личностью среди несчастливцев? (Тыбурция)

О пане Тыбурции автор рассказывает много и подробно. В чем же его драма? (Рассказ ученика о Тыбурции)

- Чем занимались дети Тыбурция? ( Валек ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

- Так в чем же состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила их воровать.)

3) Драма Васи и его отца.

-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? ( Он судит людей, переступивших грань дозволенного , т.е. преступников.)

- Почему же в глазах человека, занимающего солидное положение в обществе, «глубокая неустанная печаль»?

- Каково мнение о нем в городе? (Честный)

- А что происходит с ним дома? ( Отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству)

- Ребята, а не нарушает ли сам судья законы? Какие? (Нарушает нравственные законы).

Работа с текстом. Прочитайте, как судья становится преступником.

- На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

- В чем заключается драма Васи и отца? ( В ощущении одиночества.)

4. Защита рисунка (индивид. задание)

- Какой эпизод изобразил на своем рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?

III. Эвристическая беседа

1)- Почему знакомство с Валеком и Марусей так увлекло Васю?( Он почувствовал радость от новой дружбы.)

- Какой увидел Вася Марусю? Выборочное чтение

- Какие средства художественной выразительности использует автор? (Эпитеты, сравнения) Работа с текстом.

- Чем бедные дети не похожи на обычных детей, которых знал Вася?

( Валек отличался «своими манерами взрослого человека», Маруся редко смеялась, играть не любила).

- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь»? ( Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети.)

- Когда раскрылась мальчику эта загадка? ( Когда Вася попал в подземелье). Чтение описания подземелья.

- Как вы понимаете выражение « серые камни высосали жизнь из Маруси»?

Назовите слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень? ( Жесткий, серый, холодный…)

- Что «высасывало» румянец, блеск глаз девочки? Давайте запишем эти слова на синих листочках ( Голод, холод, боль, страх, несправедливость…)

Серый камень - символ жестоких, несправедливых законов общества.

2) Работа с текстом

- Какое чувство испытывает Вася , познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию? (Потрясение)

Чтение по ролям диалога мальчиков из 5 главы.

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

( Ушел домой и горько плакал)

- Что понял Вася? ( Люди не всегда совершают плохие поступки потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви).

- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова на красных листочках ( Доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание…).

Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

3) Творческая работа (составление синквейна)

1 ряд составляет синквейн к слову Вася

2 ряд составляет синквейн к слову Маруся

Вася Маруся

Добрый, понимающий Грустная, худенькая

Помогает, страдает, угощает Болеет, плачет, голодает

Приносит детям яблоки Камень высасывает жизнь

Милосердие Нищета

4)Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом?

- Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? (Образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания.)

Перед нами всегда есть нравственный выбор.

- Ребята, кто из вас поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите на доску сердце)

- Кто не определился в собственном выборе, прикрепите серый камень.

IV.Итог урока

Как вы понимаете слова Экзюпери, которые являются эпиграфом нашего урока?

- Давайте разорвем синие листочки с символами зла и выбросим их, чтоб у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами.

- А теперь закончите предложение:

« Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке - это…»

V. Домашнее задание

1. Выполнить задания практикума из раздела «Поразмышляем о прочитанном»

2. Попробуйте переписать финал повести.


© 2010-2022