Урок русского языка по теме Определённо-личные предложения с использованием новых технологий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ТЕМА. Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

ЦЕЛИ :

- дать понятие определенно-личных предложений;

- формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;

- находить о\л предложения по их значению;

-использовать о/л предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и

определенно-личными предложениями как синонимичными конструкциями.

-развивать культуру речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические карточки, слайдпрограмма

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Работа со словарями.

На доске - предложения из домашнего задания записывает кто-то (делим на предложения односоставные и двусоставные).

Обращаю внимание на эпиграф к уроку .- Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит.

М. В. Ломоносов.

2. Актуализация знаний.

- Проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.

Ученик в роли ведущего проводит игру «Слабое звено».

-Предлагается 18 вопросов. На сколько вопросов вы сможете ответить? Какая группа окажется сильнее.

Вопросы для игры.

1.Назовите местоимения 1 лица (я, мы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов?

5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

6.Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

7. Язык какого стиля строг и точен?

8. В каком стиле может быть написана заметка в газету, репортаж?

9. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание?

10. Какой стиль используется в неофициальной обстановке?

11. В каком стиле пишется расписка, объявление, указ, докладная?

12. Что мы должны знать о постановке знаков препинания при обращении?

13. Какие наклонения имеет глагол?

14. Какую форму чаще всего имеют глаголы повелительного наклонения?

15. Могут ли глаголы в прошедшем времени изменяться по лицам?

16.Назовите местоимения 2 лица.

17. Назовите местоимения 3 лица.

18.Можно ли у глагола радовался определить лицо?

Подведение итогов игры.

3.Новый материал.

- Переходим к практической части. Запишите дату. Оставьте строку для записи темы урока.

- Прочитайте предложения на доске.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

2. Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад.

  1. Великим быть желаю,

Люблю России честь.

4. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

5.Глядим на белый свет прилежными глазами

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

6.Дивишься драгоценности нашего языка.

Посмотрите на односоставные предложения и и подумайте, на какие две группы можно разделить их в свою очередь?

( Предложения с главным членом - подлежащим, главным членом - со сказуемым).

-Обратим внимание на односоставные предложения, сказуемые которых указывают на конкретные лица. Прочитаем их. Сегодня будем говорить об определенно-личных предложениях.

  • Запишите тему урока, эпиграф к уроку и подумайте, как вы можете определить задачи урока.(Уч-ся определяют задачи урока.

  • Почему предложения так названы? Как отличить их от других предложений? Какова роль в речи?- слайд

-Итак, первая задача. Почему предложения так названы?

Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

-Как вы сумели эти предложения отличить от остальных односоставных ( по форме глагола-сказуемого, по личным окончаниям сказуемого).

- Выдвинем гипотезу. Ещё какие формы глаголов могут указать конкретно на действующее лицо.

На слайде - односоставные и двусоставные предложения. Все односоставные предложения - о/л. Ваша задача - найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример в таблицу на доску.

В результате групповой работы на доске получается следующая таблица - проверяем по слайду.

Определенно - личные предложения

Примеры

Способы выражения сказуемого

1.Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.( А. Пушкин)

Глагол повелительного наклонения

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар. песня)

Глагол 2 л., наст. вр., изъяв.накл.

3.Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.( А.Пушкин)

Глагол 1 л.. буд. вр., изъяв. накл.

4.Пойду навстречу к ним знакомою тропою. ( А. Фет)

Глагол, 1л.. буд.вр., изъяв. накл.

- Чем осложнены многие предложения?

- Требуется ли подлежащее, чтобы был понятен смысл предложений?

- Какие местоимения мыслятся на месте подлежащего?

( я, мы, ты, вы ) =======

- Подведем микроитог. Чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении?

4.Проверка первичного усвоения знаний в форме цифрового диктанта (Слайд)

Учащиеся на листочках ставят 1- определённо-личные предложения и 2- все остальные.

  1. Вижу горы и долины.

  2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

  3. Кому-то принесли от мастера ларец.

  4. Проселочным путем люблю скакать в телеге.

  5. Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него.

  6. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Ключ: 1,1,2.1,1,1.

Физкультминутка.

5. Роль о/л предложений в речи. Проведем эксперимент - слайд.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в шесть часов.

Я делаю зарядку.

Потом я умываюсь и завтракаю. В семь часов я выхожу из дома и иду в школу.

  • Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? ( Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично, в первом тексте - неоправданно повторение подлежащего; внимание и логическое ударение переходит на подлежащее, что снижает значение самого действия; важно действие, а не сам деятель; исчезает лаконичность, динамика действия, выразительность, снижается эмоциональность).

Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

- Какие функции односоставных предложений выделяет М. В. Ломоносов?

6.Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

Работа в группах по карточкам.

Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.

Уведомительная записка

Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.

Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

С глубоким почтением,

благожелатель.

Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 3

Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно- личных предложений. Определите его стиль.

Карточка 4

Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.

Карточка 5.

Напишите о том, как ты в воскресенье прогулялся по лесу.

Карточка 6.

Пошлите сообщение- приглашение на день рождения по телефону друзьям.

Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.

6 . Домашняя работа.

Личные местоимения могут опускаться при глаголах мысли и чувств: надеюсь, чувствую, думаю, считаю, предполагаю, сижу, воображаю, просыпаюсь и т. д.

Создайте начало своей миниатюры с любым из названных глаголов на любую тему и в любом жанре с использованием о/л предложений. Дома по выбору завершите начатую творческую работу или напишите миниатюру с использованием О.-Л. предложений обязательно в форме письма.

7. Подведение итогов урока.

- Какие задачи стояли? Справились? Проверим. Кто сделает вывод по уроку? - слайд

  • Остается поблагодарить за работу и подвести итоги урока.

  • Выставление оценок с комментариями.

Карточки для самостоятельной работы

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

2. Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад.

  1. Великим быть желаю,

Люблю России честь.

4. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

5.Глядим на белый свет прилежными глазами

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

6.Дивишься драгоценности нашего языка.

Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.

Уведомительная записка

Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.

Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

С глубоким почтением,

благожелатель.

Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 3

Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно- личных предложений. Определите его стиль.

Карточка 4

Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.

Карточка 5.

Напишите о том, как ты в воскресенье прогулялся по лесу.

Карточка 6.

Пошлите сообщение- приглашение на день рождения по телефону друзьям.


© 2010-2022