Конспект урока по русскому языку на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».

5 класс.

Цели урока.

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;

- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;

- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение выписанных предложений из сказок Пушкина.

Составить предложения с однородными членами.(Если дети затрудняются, можно дать готовые предложения и подчеркнуть однородные члены)

Кто не видел, не любовался старыми могучими дубами?

Молодые липы и теперь сажают в парках, на аллеях и на шумных городских улицах.

Все видели и знают ежа.

3. Актуализация изученного. Вспомните, какие члены предложения называются однородными? (кратко записываем на доске)

4. Создание проблемной ситуации.

- Подумайте и скажите, могут ли данные слова являться однородными? Почему?

Голубь, птица, синица, воробей.

- Слово птица является общим для всех остальных слов, его значение шире.

Чтение групп слов, записанных на доске, и подбор к каждой из них слова с общим значением: а) приставка, корень, суффикс, окончание - … ; б) запятая, тире, двоеточие - …; в) определение, дополнение, обстоятельство - …

- Как называются слова с общим значением? (обобщающими)

- Какова же будет тема урока?

Запишем тему урока в тетрадь.

- Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

Никогда не улетают в теплые края птицы: голубь, синица, воробей.

- Какие знаки препинания мы поставили в этом предложении? В чем была трудность? Почему вы разошлись во мнениях, хотя задание было одно? (Мы не знаем как правильно ставить знаки препинания)

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (Как правильно ставить знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах предложения)

- Какой знак необходимо поставить после обобщающего слова?

Зовусь я двоеточие,

И я не то, что прочие,

Я знак ужасно важный,

Взгляни - я двухэтажный!

- Какой знак нужно поставить после обобщающего слова? (двоеточие)

- Давайте проверим, правы ли мы.

6. Работа с учебником. Поиск решений.

Чтение теоретического материала на странице 80.

- Что мы узнали, прочитав правило? (надо ставить двоеточие после обобщающего слова)

Знакомство с графическим обозначением обобщающего слова. Давайте составим схему данного предложения.

Давайте составим алгоритм, по которому мы будем работать. (Составление алгоритма вместе с детьми: 1. Есть ли однородные члены. 2. Обобщающее слово. 3. Ставим двоеточие перед однородными членами.)

Физкультминутка

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами)

Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

7. Применение новых знаний.

Выполнение упражнения 202, используя алгоритм

- Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

Упражнение выполняется на доске.

8. Подведение итогов.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Какие ответы мы нашли?

- Что вызвало затруднения?

9. Домашнее задание. Выучит правило и алгоритм, упр 205..

© 2010-2022