Педагогический портрет современного читателя-подростка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У. А. Клабукова

Научный руководитель - к.пед.наук, профессор Е. О. Галицких

«Педагогический портрет» современного читателя-подростка

Исследования ученых последнего десятилетия доказывают, что современный подросток все-таки читает. Но что же именно? В наше время такое количество массовой литературы, что выбор сделать очень непросто. Тем более с появлением интернета массовая литература стала доступнее, а вот найти истинно хорошую книгу, пусть и в электронном варианте, - дело трудное. Теряется то, что ценно и важно. Если раньше были духовные лидеры и молодежь стремилась подражать им, то сейчас их голоса не слышны: СМИ захватывают внимание скандалами, криминалом, рекламой, а в книжных магазинах невозможно определиться. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «…жить стало интереснее, чем читать…. жизнь практически не оставляет досуга подавляющему большинству населения, а у той части населения, у которой досуг есть, жизнь настолько интересна, что литература все больше и больше не выдерживает конкуренции. Возникает проблема выбора, к чему в большей степени обращаться, чему посвятить себя и свое время - реальной жизни, реальному миру или мирам, создаваемым культурой» [1].

Информационное общество невозможно построить в нечитающем мире. Качество чтения, культура чтения лежит в основе информационной культуры как отдельной личности, так и всего общества. Чтение является единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания [2]. Необходимо, чтобы ребенок становился читателем уже с колыбели. Обратимся к исследованию Колосовой Е.А., которая говорит о преемственности литературной культуры от поколения к поколению в ХХ веке, о традиции передачи «золотой полки» от взрослых к детям. В 90-е и нулевые годы специалистами фиксировался кризис чтения всего общества. Но исследования, проведенные в 2013 году, позволяют сказать о положительной динамике в чтении детей подросткового возраста. На них влияет традиция семейного чтения, создания личных библиотек, «золотой полки» литературы для детей и о детях. Именно в семейном чтении реализуются все важнейшие функции чтения:

- познавательная: ребенок получает информацию о мире («читаю, чтобы знать»)

- регулятивная: ребенок умеет применять знания на практике («читаю, чтобы уметь»)

- ценностно-ориентационная: ребенок чувствует, сопереживает («читаю, чтобы эмоционально наслаждаться»).

По мере взросления ребенок меняет отношение к чтению. Ученики 5-9 классов выбирают книгу, соответствующую их интересам, а не по советам родителей и учителей. Если раньше старшеклассники считали чтение менее значимым процессом, то с выходом на книжный рынок подростковой литературы ситуация изменилась. Подростки увлеченно читают произведения современной фантастики, приключенческой литературы. Разнообразие жанров позволяет каждому читателю определиться с выбором [3].

В проведенном нами исследовании среди учеников 6-9 классов половина из 60 опрошенных отдает предпочтение жанрам фантастики и фэнтези, причем среди старшеклассников число читающих такие произведения возрастает. Наибольшую популярность приобрели книги Натальи Щербы «Часодеи», Эрин Хантер «Коты-воители», Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», Д. Глуховского «Метро 2033», серия «Сталкер». Для старшеклассников на выбор книги оказывает влияние просмотренный ранее фильм по этому произведению («Делириум» Лорен Оливер, серия о Перси Джексоне Рика Риордана, «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса). Ученики среднего звена выделяют страшилки и детективные истории, а также предпочитают произведения детской литературы: Н. Абгарян «Манюня», Т. Крюкова «Кот на счастье», книги М. Самарского «Радуга для друга», «Формула добра», В. Крапивин «Палочки для Васькиного барабана», М. Москвина «Моя собака любит джаз», И. Краева «Баба Яга пишет», А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», Д. Пеннак «Собака Пес», П. Трэверс «Мэри Поппинс».

Печатные и электронные носители сосуществуют друг с другом. Интернет активизирует познавательную активность школьников, стимулирует приобретение новых знаний, предоставляет больше возможностей любителям чтения. Можем сделать вывод о том, что чтение с электронных носителей не вытесняет бумажные, а дополняет эти ресурсы и дает больше возможностей, расширяет круг чтения подростка, намечает перспективу последующего чтения. Получить информацию о новинках, отзывах подросток может получить в социальных сетях, на сайте книжных издательств, в тематических сообществах. Так, например, книжные интернет-магазины проводят конкурсы, акции, направленные на популяризацию чтения среди подростков и молодежи, используя современные приемы (флешмоб, селфи с книгой, хэштег #чточитаешь и подобное).

Таким образом, интерес к чтению у подростков будет поддерживаться, если у них будет разнообразный и свободный выбор литературы [4]. Для этого создаются всевозможные рекомендательные списки для чтения, библиотеки привлекают подростка новинками книжного рынка, школьники делятся впечатлениями от прочитанного на читательских конференциях на уровне класса, параллели, школы, взрослые активно читают вместе с детьми, помогают в выборе книги. Новые средства массовой коммуникации используются для привлечения детей к чтению, а электронные носители дополняют, но не конкурируют с печатными.

Современный подросток - это свободный, творческий, нестандартный читатель, со своими приоритетами в выборе книг и «интернетным» читательским опытом.

Примечания

1. Когда ребенок становится читателем [Электронный ресурс] / В.А. Левин. - Электрон. дан. - М.: 2013. - Режим доступа polit.ru/article/2013/10/20/levin/. - Загл. с экрана.

2. Мелентьева Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). - М.: Издательство «Канон+», 2015. - 184 с.

3. Колосова Е.А. Состояние и тенденции чтения детей и подростков в России // Четвертая Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: новые имена в новом веке (Исследования молодых ученых в области чтения и грамотности)»: Сборник материалов / Под общ. ред. канд. пед. наук М. В. Белоколенко. - М.: Издательство «Канон+», 2015. - с. 17-26

4. Галицких Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. XXI Голубковские чтения. - М.:Экон-информ, 2014. - Стр.5-10.



© 2010-2022