- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План открытого урока Пейзаж в литературе, музыке и живописи
План открытого урока Пейзаж в литературе, музыке и живописи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саралиева З.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки РСО -Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский аграрный техникум»
Утверждаю
Директор техникума
___________ Г.Г.Кайтуков
«____»________2014 г.
Пейзаж в литературе, музыке и живописи.
(литературно - музыкальная композиция)
Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Эльхотовский многопрофильный колледж»
РСО-Алания
Биографическая справка:
Саралиева Зарина Петровна, 1961 года рождения.
Выпускница филологического факультета СОГУ 1986 года.
Учитель высшей категории, зам директора по научно-методической работе, «Почетный работник НПО РФ». Имеет сертификаты ФГУ ФИРО разработчика, преподавателя, эксперта программ профессиональных модулей ФГОС - 3 поколения,
успешно прошла повышение квалификации по программе «Обучение экспертов по проведению контрольно - надзорных мероприятий образовательных учреждений РСО -Алания», 2014г.
Стаж педагогической работы -29 лет.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия, проведенного для преподавателей и методистов СПО по плану республиканской секции преподавателей русского языка и литературы.
Эпиграф:
Задача искусства - волновать сердца.
К.Гельвеций.
Цель: приблизить обучающихся к творчеству людей искусства, пробуждать умения видеть прекрасное в различных родах искусства, расширять кругозор, прививать любовь к природе и окружающему миру.
Тип урока: интегрированный
Методы и приемы: беседа, чтение стихов, анализ стихотворений и пейзажных зарисовок, обсуждение репродукции картин русских живописцев.
Оборудование: репродукции картин Левитана, Грабаря, Саврасова,
музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский, Свиридов; презентация.
Ход урока.
I.Слова преподавателя: Сегодня у нас необычный урок, который посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили? Да потому, что это виды искусства.
Обратимся к эпиграфу. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка - звуком, литература - словом.
-Какой теме были посвящены лучшие произведения С. Есенина, И. Бунина?
(Теме природы, временам года, пейзажа.)
- А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?
(Пейзаж - описание природы. Пейзаж - французское слово, дословный перевод «местность». Пейзажи бывают литературные, живописные и музыкальные. Например: описание неба над аустерлицем, старого дуба в Отрадном в романе Л.Толстого «Война и мир» - литературный пейзаж; «Грачи прилетели» Саврасова - живописный пейзаж, «Времена года» - П.Чайковского - музыкальный пейзаж.).
Преподаватель: Итак, тема нашего урока - времена года в литературе, живописи и музыке. Всякое время года интересно, оно манит художника, музыканта своей красотой и неповторимостью. Великолепна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой…
Сейчас в природе мы наблюдаем зиму. Но мы с вами в теплом кабинете и зимний пейзаж видим лишь из окна. Потому сейчас нам поможет настроиться на зимний лад, почувствовать дыхание зимы музыкальная картина.
Звучит музыка П.И.Чайковского и стихотворение Б. Пастернака «Снег идет».
Преподаватель: Мы внимательно послушали музыку и стихотворение. Поэт и композитор передали характер зимы. Какой он - зимний характер?
(Зима тихая, мягкая, спокойная, ласковая)
Преподаватель: Но зима бывает разной: не только тихой и ласковой, но и злой, вьюжной, капризной, коварной. Вы наблюдали за характером зимы и дома написали художественные миниатюры об этом времени года. Давайте послушаем ваши литературные зарисовки о зиме, о снежинках.
Студенты зачитывают свои сочинения. Краткий анализ работ. Оценки.
Преподаватель: Художник Левитан говорил: «Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь». Но только ли художнику надо понимать разговор, язык природы?
(Конечно, и писателю, и музыканту, и художнику. Но не только им - всем людям. Чтобы любить природу, быть наблюдательным, чутким…)
Преподаватель: Действительно, не только писатели, музыканты и художники должны понимать язык природы, но и мы с вами. И ребята, чьи сочинения мы слушали, показали нам, как они умеют видеть тайны природы, услышать песню снежинок, разговор деревьев… какие они умеют найти слова, краски и звуки для этого. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски.
А сейчас мы сравним музыкальный и литературный пейзажи.
Звучит музыкальный фрагмент «Вальс снежинок из «Щелкунчика» и стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».
- Каков характер зимы? Как это передает музыка?
(Музыка помогает нам услышать звуки падающих и танцующих снежинок. Зима тихая и спокойная. Музыка плавная.)
- Какими словами и звукам передает поэт характер зимы? Отметьте эпитеты. (Определение понятия «эпитет» на доске).
(«Неподвижною», «немою», «волшебный», «чудный», «окован», «очарован», «ослепительной»)
- Какие слова передают характер весны? Какая часть речи преобладает в стихотворении?
(Много глаголов: «белеет», «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят», «идет», «выстлала», «толпится»)
Преподаватель: Да, именно глаголы передают характер весны - это движение, пробуждение природы. А какие эпитеты есть в стихотворении?
(Эпитетов мало: «сонный», «молодой», «румяный», «тихий», «светлый». Они передают светлое, радостное настроение)
Звучит музыкальная картинка «Март» из «Времен года» П.Чайковского.
Преподаватель: Какая весна из изображенных на репродукциях картин созвучна музыке и стихам? На доске репродукции картин:
Герасимов «Лед прошел»
Саврасов «Весна» и «Грачи прилетели»
Венецианов «На пашне», «Весна»
Юон «Мартовское солнце»
Левитан «Март» и «Большая вода»
Рылов «Зеленый шум»
Студенты обосновывают свой выбор.
- А какой вы видите весну? Как у Тютчева - бурной и буйной? Или как у Чайковского - нежной и игровой. Студенты зачитывают свои домашние сочинения- миниатюры - пейзажные литературные зарисовки о весне.
Преподаватель: Итак, обратите внимание на рисунки. Одна и та же картина природы, совсем разная в солнечный полдень и в лунную ночь, в утренний туман или после дождя.
Все меняется - земля, небо, вода, трава, деревья. А художник, поэт, композитор должен все это заметить и открыть нам красоту этих мгновений.
Сегодня мы немного приблизились к тяжелому творческому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы.
Домашнее задание ваше -творческое: передайте в стихотворной форме ваши наблюдения и открытия о «разговоре» деревьев и травы, о «танце» снежинок, о весенней песне птиц.
Интернет- источники:
nsportal.ru/
mypresentation.ru
openclass.ru ›
pwpoint.ru