Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел по образованию и делам молодежи Суетского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Суетского района Алтайского края



«Согласовано»

Протокол №___

от «___»_______2015г.

Руководитель МО

_________А.С.Шималина


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

__________М.Н. Строкова


«___» ________2015г.

«Утверждено»

Приказ №____ от «___»__________2015г.

Директор МКОУ «Александровская СОШ»

________ Д.Ю.Глущенко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 9 класса

предмет, класс или ступень

основное общее образование.

Срок реализации: 2015 - 2016 учебный год.



Составитель:

Зинченко Нина Владимировна,


учитель русского языка и литературы.

.

с. Александровка, 2015г



Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год. (Приказ от 31 марта 2014 года №253).

  • Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения МКОУ «Александровская СОШ».

  • Учебный план основного общего образования МКОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» на 2015/2016 учебный год. Приказ № 50 от 28.08.2015г.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МКОУ «Александровская СОШ» № 41 от 30.08.2012 г.

  • Примерная Программа основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. М; Просвещение, 2009 г .

  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой М. Просвещение, 2009.

Цели программы:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Принцип построения программы: концентрический.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.

Изменения в примерную программу не внесены.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ «Александровская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе - 70 часов; (2 часа в неделю).

Обоснование рабочей программы:

  • Авторская программа ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.) и рассчитана на 68 часов (из учета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, учебный план школы предполагает 34 учебных недели в 9 классе при 2-х часовой недельной нагрузке по предмету. Программа также включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы и полностью реализует авторскую программу.

Формы организации образовательного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных,

обобщающих. Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Возрастная группа, на которую ориентирована программа: учащиеся 9 класса.

Режим занятий:

Авторская программа разработана для проведения 68 часов в течение учебного года,

рабочая программа разработана для проведения 68часов, (2 часа в неделю), 34учебных недели, продолжительность урока - 45 минут.

Обоснование выбора УМК

Для реализации программного материала используется

УМК «Русский язык» для 9 класса.

  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой М. Просвещение, 2009.

  • Учебник. 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. и др. 2012г.

  • Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки.9 класс.

  • Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 9 класс.

II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название разделов

Всего часов

Из них -контрольных работ

Из них - развитие речи

1


Международное значение русского языка

1

-

-

2

Повторение изученного в 5-8 классах

7


2

3

Сложные предложения

5

-

1

4

Сложносочиненные предложения

7

1

1

5

Сложноподчиненные предложения

24

1

5

6

Бессоюзные сложные предложения

8

1

2

7

Сложные предложения с различными видами связи

7

1

2

8

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

9

-

2

Итого

68 часов.

4

15




II. Содержание учебного курса «Русский язык».

Международное значение русского языка (1ч.)

Повторение пройденного в 5-8 классах (5+2р/р)

Сложное предложение. Культура речи. (4+1р/р)

Сложносочиненные предложения (6+1р.р.)

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения (19+5р.р.)

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями - простыми предложениями., которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами ). Умение строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.

Бессоюзные сложные предложения (6+2р.р.)

Связь частей бессоюзного сложного предложения посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которых выражают различные смысловые отношения.

Сложные предложения с различными видами связи (5+2р.р.)

1. Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

2. Умение разбирать сложные предложения с указанием их частей и видов связи между ними.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию (7+2р.р.)

Развитие связной речи.

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, о средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых предложений и сложных предложений. Сочинение - рассуждение на общественные, морально - этические, литературно-исторические темы. Выступление с докладом на лингвистические и литературоведческие темы. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа сложного синтаксического целого.

Обучающие и проверочные диктанты.

Подробное, сжатое, выборочное изложение.

Сочинение - рассуждение о профессиях и выборе будущей своей специальности.

Доклад или реферат.

Рецензирование ученических сочинений.

Сочинение в жанре письма.

Конспект и тезисный план фрагмента.

Литературно - критические статьи.

Оформление деловых бумаг (автобиография, заявление).

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2009.

  • Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова и др.

  • Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. Русский язык: Дидактические материалы: 9 класс.

Образовательные электронные ресурсы:

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ОГЭ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) yamal.org/ook/

Русский филологический портал philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языка slovar.boom.ru/

Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи likbez.h1.ru/

Русское слово rusword.com.ua

Проверь себя! cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2











































Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе на 2015-2016 учебный год.

Дата проведения

п/п

Тема учебного занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1

Международное значение русского языка.

Вводный

Знать понятие «мировые языки», о месте русского языка среди языков народов мира.

Уметь строить связное монологическое высказывание, опираясь на план, составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст.

Повторение пройденного в 5-8 классах (5ч+2р/р)

2

3

Р.Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка.

Развития речи

Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи; виды речи по смене говорящего (монолог/диалог); стили языка и их различия.

Уметь выделять признаки устной и письменной речи, определять виды речи по смене говорящего, различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

4

Простое предложение и его грамматическая основа.

Повторительно-обобщающий урок

Знать признаки, особенности простого предложения.

Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания.

5

Предложения с обособленными членами.

Повторительно-обобщающий урок

Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Повторительно-обобщающий урок

Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.

Уметь интонационно выразительно читать предложения с ними, объяснять постановку ЗП, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

7

Комплексное повторение, подготовка к диктанту.

Повторительно-обобщающий урок

8

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах»

Урок контроля

Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием, стр.36.

Сложное предложение. Культура речи

Сложное предложение (4+1р/р.)

9

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса.

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их.

10

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Урок усвоения новых знаний

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией.

11

Р/р Сочинение в форме дневниковой записи (по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».

Уметь создавать текст в форме дневниковой записи, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Урок усвоения новых знаний

Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.

Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Знать об интонации СП.

Уметь интонационно оформлять СП

13

Урок-зачет по теме «Сложные предложения»

Повторительно-обобщающий урок

Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их.

Сложносочиненные предложения (6ч.+ 1р/р.)

14

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

15-16

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

Урок усвоения новых знаний

Знать о разделительных ЗП в ССП, порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП.

17

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП.

18

Р/р. Сочинение-описание по воображению (по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце».

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему.

19

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Урок контроля

20

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»

Урок контроля

Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием, стр.66.

Сложноподчиненные предложения (19ч.+ 5р/р.)


21

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей.

Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП.


22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП.

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.


23

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Тихого «Аисты».


24

Союзы и союзные слова в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать средства связи частей в СПП.

Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП.


25

Роль указательных слов в СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать о роли указательных слов в СПП,

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами.


26

Р.Р.

Сжатое изложение. Упр.106.

Урок контроля

Уметь составлять план, определять тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст


27-28

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.


29

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова.


30

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения новых знаний

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.


31-32

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места

Урок усвоения новых знаний

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.

Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда».


33

СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели.

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.


34

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними.


35

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.


36

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Урок усвоения новых знаний

Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте.


37

Р/р Сочинение по данному началу (по картине В.П.Фельдмана «Родина»)

Урок контроля

Уметь составлять план, определять тип и

стиль речи текста, кратко излагать текст


38

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.


39

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.


40

Р/р. Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Теффи «Псевдоним»)


41

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах.


42

Р/р. Изложение подробное (о деятельности С.И.Ожегова и его Толковом словаре. Упражнение 177.

Урок развития речи

Знать особенности сообщения по реферату на лингвистическую тему.

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи.



43

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок повторения и общения

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.


44

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок контроля

Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием, стр.129.

Бессоюзные сложные предложения (6ч.+2р/р.)

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать грамматические признаки БСП.

Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.

Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.

47

Подробное изложение «Деревня Маниловка и ее хозяин»

(с дополнительным заданием - упр.192)

Урок развития речи

Знать особенности данного типа изложения.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Урок усвоения новых знаний

Знать условия постановки тире между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

50

Сочинение-рассказ отзыв о картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)

Урок развития речи

Знать особенности сочинения данных типов.

Уметь писать сочинения данных типов.

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП»

Урок повторения и общения полученных знаний

Знать порядок данных разборов БСП.

Уметь производить данные разборы БСП.

52

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Урок контроля

Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием, стр.151.

Сложные предложения с различными видами связи (5ч. + 2р/р)

53

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении.

Урок усвоения новых знаний

Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.

Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.

54

Знаки препинания в СП с различными видами связи

Урок усвоения новых знаний

Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.

Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.

55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи

Повторительно-обобщающий урок

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

56-

57

Р/р. Подробное изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (упр.219).

Публичная речь.

Урок развития речи

Знать особенности публичной речи, публичного выступления, его структурные и языковые особенности.

Уметь составлять публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые особенности.

58

Повторение материала по теме «СП с различными видами связи»

Повторительно-обобщающий урок

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

59

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Урок контроля.

Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием, стр.167.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. (7+2р/р.)

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч.+2ч.)

60-61

Фонетика и графика. Лексика и фразеология.

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма; морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ; основные способы объяснения ЛЗ; определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

62

Морфемика. Словообразование.


Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

63-64

Морфология.

Синтаксис

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности.

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

65

Выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» Упражнение 259.

Урок развития речи

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.

66-67

Орфография, пунктуация

Урок повторения и обобщения новых знаний

Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания.

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении.

68

Сочинение на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу…» (Упр.282)

Урок развития речи

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.


Лист изменений и дополнений.

























Контрольно-измерительные материалы для 9 класса.

Русский язык. Поурочные разработки 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Урок №8.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием, стр.36.

Наедине с осенью.

Осень в этом году стояла вся напролет сухая и теплая. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке в отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Это курлыкали журавли.

Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей: «Счастливо, друзья!» - крикнул он и помахал рукой вслед птицам. Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло и никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (152 слова)

(По К.Г.Паустовскому)

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения в первом абзаце (I вариант), последнего предложения в третьем абзаце (II вариант). Укажите, чем выражены члены предложения.

  2. Выпишите два словосочетания, произведите морфологический разбор входящих в них частей речи.

  3. Произведите морфемный разбор слов: сгущалась, затихающий, покачиваясь (I вариант); курлыкали, уходившей, напролет (II вариант).

  4. Выпишите два слова с разными орфограммами, подберите еще по два слова для каждой орфограммы.

Урок №20

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием, стр.66

Осенние воспоминания.

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Пылает багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнет с яблони - и тень упадет по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

(По И.А.Бунину)

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста диктанта два сложносочиненных предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически обозначьте пунктуацию.

  2. Выполните синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

  3. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочиненных.

Урок №44

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием, стр.129

В гостях у летчика.

Садились последние машины. Вот прилетел самолет командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший летчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, веселый человек.

Мы двинулись по тропинке, протоптанной летчиками, напрямик, через лес. Новый знакомый шел быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.

Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, Иван-чая были нарыты землянки.

Когда полоска копотного пламени разогрелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютно-обжитым. Молодые березки с не завядшей еще листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шел густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающее звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всем теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись. (174 слова)

(По Б.Полевому)

Грамматические задания:

  1. Найдите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: во втором абзаце (вариант 1), в последнем абзаце (вариант 2) определите вид придаточных и вид подчинительной связи.

  2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (по выбору).


Урок №52

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием, стр.151.

Летний день.

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось и все молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас - всюду туман…

Но вот ветер слегка шевельнется, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу,- и опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет торжествует, и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (170 слов)

(И.С.Тургенев)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

  2. Найдите бессоюзные сложные предложения, укажите грамматические основы входящих в них простых предложений, составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

Урок №59

Итоговый контрольный диктант №5 с грамматическим заданием, стр.167.

Аленка положила одежду у березки и вошла в воду, нащупывая дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлепая ногами поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, Аленка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца, и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затененному берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Аленки коснулась темного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбешки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмичным танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. (166 слов)

(П.Л.Проскурин)

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

  2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.





© 2010-2022