Возможности предмета для создания учебного проекта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности предмета для создания учебного проекта.


Главная педагогическая цель учебного проекта - формирование различных ключевых компетенций.

На уроках русского языка и литературы метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. В процессе обучения русскому языку и литературе метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по какой - либо теме. В этом случае уроки становятся дискуссионными, исследовательскими, на них решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:

1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической;

2. Планирование действий по разрешению проблемы;

3. Исследовательская работа учащихся.

Результатом работы является «продукт», т. е. средство, которое разработали

участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Работа над проектами позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Главная идея проектного метода: с большим увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которую он выбрал сам свободно, т. е. в основу положен деятельностный подход к обучению и личностный подход к обеспечению мотивации деятельности.

Основные цели данного метода:

позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

развивать у каждого позитивный образ себя и других;

развивать умение оценивать себя и других;

развивать такой необходимый социальный навык как коммуникабельность и умение сотрудничать

обеспечить механизм развития логического и критического мышления ребенка и умение искать пути решения поставленной задачи;

развивать у учащихся исследовательские навыки, т. е. умение выявления проблем, сбор информации, наблюдения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

«Что же такое проект?». Понятие это многозначное: это и замысел чего-либо, план, прообраз какого-либо документа, это и сама творческая работа, созданная по этому плану. Итак, замысел положительный: активизировать чтение детей, но мы же знаем, есть огромное количество детей, которые не любят и не хотят читать. Что же тогда сделать, как заставить читать? Я решила привлечь родителей к созданию проектов и даже выделила им одну страничку в этом проекте.

Темы творческих работ могут быть самые разные:

Начальная школа - «Моя любимая книга».

5-6 классы - «Самая интересная книга».

7-8 классы - «Книга - юбиляр».

9 классы - «Книги, которые мы изучаем».

10 классы - «Незаслуженно забытые книги».

(показать приложение)

Учитель:
- Много слов в русском языке. Ученые-языковеды говорят, что около миллиона.
- Есть ли у вас любимое слово?
Назовите его. (Недоумение!)

- А любимая книга? Вид спорта? Цвет? (Называют)
- Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слово как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов. Некоторые секреты этих взаимоотношений сегодня нам станут известны.
Приглашаю вас на урок русского языка в исследовательскую лабораторию. Исследовать мы будем слово- царица. Итак, проект одного слова.

Цель проекта: исследование слова «царица» с точки зрения языковых, культурологических особенностей.

Задачи проекта:

1. Изучить лексические, морфологические, синтаксические особенности слова

2. Посмотреть на использование данного слова в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства и музыки.

3. Проявить личные творческие способности при написании сочинения и создании рисунка.

Часть 1. Толкование слова (лексическое значение)

Часть 2. Морфемный, фонетический и морфологический анализ слова.

Часть 3. Словообразовательное гнездо. (нарисовать)

Часть 4. Подобрать из художественной литературы стихи, где встречается данное слово. Записать эти строчки, указав автора и название стихотворения.

Часть 5. Подобрать из рассказов, сказок строчки, где встречается данное слово. Записать эти строчки, указав авторов и названия произведений.

Часть 6. Подобрать иллюстрации картин художников, где изображается понятие, заложенное в данном слове. Сделать ксерокопию одной иллюстрации, указав автора и название картины. Приклеить в проект.

Презентация проекта. Защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект. После презентации проектов предполагается общая дискуссия.

Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддержать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и объективной оценки каждого, можно использовать различные способы поощрения учащихся (Листки контроля, бланки, баллы, карточки). Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения Учитель должен быть готов к тому, что в начале никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать. Он может сам начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель - включить в обсуждение учащихся.

На этом этапе школьники учатся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения, готовить наглядный материал, отрабатывать структурированную манеру изложения.

Оценка проекта.

Проект оценивается по следующим критериям:

1. Исследовательский характер работы.

2. Качество представленного материала (композиция, полнота представления, индивидуальные подходы к выполнению работы и др.)

3. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

4. Логичность и грамотность изложения.

5. Умение работать с первоисточниками.

6. Мастерство презентации (культура речи, использование наглядных средств, иллюстративность и др.)

7. Полнота, аргументированность, убежденность ответов.

Критерии могут корректироваться в зависимости от возраста участников проекта и характера представляемой работы Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность выявить свои организаторские способности, явные и скрытые таланты. Учитель, организуя учебный проект, создает условия для целостного развития личности ребенка, а это обязательное развитие интеллекта, развитие эмоциональной сферы, устойчивость к стрессорам, уверенности в себе, позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельности, мотивации к самосовершенствованию.

Неотъемлемым элементом работы над проектом, стало использование при выполнении проекта информационно-коммуникационных технологий.

Завершающим этапом при реализации каждого проекта является проведение рефлексии. Учащимся предлагается провести самоанализ деятельности с помощью Листка контроля. Обсуждается, как приобретенные ребятами навыки могут быть использованы ими в процессе изучения других школьных предметов, в другой деятельности. Особенно ценным является составление самоотчета учащимися, где они анализируют свою деятельность, свое продвижение в результате освоения основ проектной деятельности Вот это и есть главный результат работы над проектом.

Можно сделать вывод о том, что развитие проектных умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к изучению предметов, к исследовательской деятельности и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Заключение.

. Итак, главная идея такой формы обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в обучении. Проектная технология способствует развитию творческой, активно действующей личности, формированию системы интеллектуальных знаний, практических навыков и умений. Наконец, проектная деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию ученика. Таким образом, проектная технология позволяет комплексно решать современные образовательные задачи, стоящие перед учителем и учеником, предоставляя возможность каждому ученику осуществлять выбор индивидуальной траектории развития, формирует ключевые компетенции. Все виды проектной деятельности имеют одну цель: в процессе продуктивной деятельности подготовить учащегося к жизни вне школы , максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего получать информацию, организовывать деятельность группы и участвовать в ее работе, решать жизненные проблемы, непрерывно учиться.

Приложение.

Опросник для определения уровня обученности проектной деятельности (авторы Н. В.Матяш, В. Д. Симоненко).

Опросник 1.

Ф. И._______________________________________

Класс_________Дата_________________________

Ты уже знаешь, что такое творческие проекты. Напиши, что именно тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект:__________________________________.

А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект:__________________________.

Опросник 2.

При выполнении творческих проектов всю работу можно разделить на три этапа: 1) исследовательский; 2) технологический; 3) заключительный. Как ты думаешь, что выполняется на первом, исследовательском, этапе?

А что нужно выполнять на втором, технологическом, этапе?

Как проходит третий, заключительный, этап?



Приложение

«Как составить Паспорт проектной работы»

Паспорт проектной работы

Название проекта.

Руководитель проекта.

Консультант(ы) проекта.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

Состав проектной группы (если групповой).

Тип проекта.

Цель проекта (практическая и педагогическая цель).

Задачи (2-4, акцент на развивающих задачах!)

Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

Необходимое оборудование.

Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).

Предполагаемый продукт(ы) проекта.

Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе (если групповой).

7


© 2010-2022