Программа проектной деятельности Юные исследователи для 5 класса по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа проектной деятельности Юные исследователи для 5 класса по русскому языку







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного

составляется знание.

В.И. Даль

Eсли стремишься к душевному покою и удовольствию, тогда веруй;

если стремишься знать правду, тогда исследуй.

Генрих Гейне


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить обучающегося знаниями - на другую - формировать у него учебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна программы. Содержание программы «Юные исследователи» отличается от имеющихся курсов лингвистической направленности развернутостью, личностной ориентацией. Программа отражает комплексно-системный подход к изучению русского языка как целостности, представленной во всем многообразии составляющих его компонентов, в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она акцентирует внимание на воспитание духовных ценностей и культуры у подрастающего поколения через знакомство с культурой родного края, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием этноса, литературой и искусством народов Кавказа, расширяет знания школьной программы.

Цель и задачи курса «Юные исследователи»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .

Ключевыми задачами курса являются:

  • воспитание речевой культуры,

  • формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее.

Программа курса направлена на формирование:

- личностных универсальных учебных действий, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся организацию своей учебной деятельности.

- познавательных универсальных учебных действий, которые включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся одного класса во внеурочной деятельности. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект обучающегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Место курса «Юные исследователи» в учебном плане.

Программа «Юные исследователи» создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом МКОУ ООШ №21 на проектную деятельность в 5 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности .

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, защита проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),

  • уроки-тренинги,

  • групповые исследования,

  • игры-исследования,

  • творческие проекты.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

к концу первого года обучения учащиеся должны знать

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Формируются следующие умения:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

У школьников формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученики получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация

Методика отслеживания результатов

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы: педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы; педагогический анализ результатов тестирования, конкурсов внутри коллектива, выполнения диагностических заданий, участия в мероприятиях (открытых занятиях, краткосрочных программах, викторинах, игровых программах), презентаций, мероприятий с участием родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.: мониторинг: педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося, ведение портфолио).

Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

сентябрь

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения раздела, в конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Конкурс, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация, проект, творческая работа

Итоговый контроль

В конце курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, контрольное занятие, защита проектов, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование и т.д.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, диагностика, диагностические игры, анализ результатов участия детей в конкурсах, анкетирование, самооценка обучающихся

Грамоты, дипломы, готовые работы, журнал, анкеты, тестирование, фотографии, видеосъемка, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, портфолио

Конкурсы, отчеты, итоговые занятия, открытые занятия, аналитические справки, портфолио

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы: выставка, научно-практическая конференция, олимпиада, конкурс, итоговая выставка лучших работ обучающихся, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей, персональные выставки, презентация работ, самоанализ.

После изучения каждого раздела и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.

Критерии оценки знаний, умений, навыков

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знает основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания.

Умеет генерировать идеи, выбирать лучшее решение; сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло; оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других; самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает; выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности;

отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле; проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Знает основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы;источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания.

Умеет генерировать идеи, выбирать лучшее решение; сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других; самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выступать перед аудиторией; использовать различные средства нагляд­ности;

отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле; планировать деятельность ­время, ресурсы.

Знает основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила сохранения информации, приемы запоминания.

Умеет сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы; оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других; с помощью осуществлять поиск нужной инфор­мации;

отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество
часов

теория

практика

1.

Введение

Что такое проект

1

0,5

0,5

2.

Как правильно мыслить

7

2,5

4,5

1

Проблема

1

0,5

0,5

2

Мы познаём мир

1

0,5

0,5

3

Мир вопросов

1

0,5

0,5

4-5

Что такое гипотеза.

2

0,5

1,5

6-7

Откуда мы черпаем информацию

2

0,5

1,5

3.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

9

3

6

1

Темы исследования

1

0,5

0,5

2

Цели и задачи исследования

1

0,5

0,5

3-4

Методы исследования. Мозговой штурм.

2

0,5

1,5

5-6

Подбор материала.

2

0,5

1,5

7

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения (выводы)

1

0,5

0,5

8-9

Обобщение полученных данных.

2

0,5

1,5

4.

Мы - исследователи. Самостоятельные проекты: «Устное народное творчество с рождения», «Детский фольклор», «Сказки и я», «В гостях у сказочного героя»

9

2

7

1-2

План работы

2

0,5

1,5

3-4

Обучение анкетированию, социологическому опросу

2

0,5

1,5

5-6

Работа в библиотеке. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

0,5

1,5

7-9

Работа с компьютером. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

3

0,5

2,5

5.

Творческий проект «Сочиняем сказку»

4

0,5

3,5

1-2

Сказка как вид УНТ.

2

0,5

1,5

3-4

Юные актёры

2

0

2

6.

Мониторинг исследовательской деятельности

4

0,5

3,5

1-2

Подготовка к защите.

2

0,5

1,5

3-4

Защита проектов.

2

0

2

итого


34

9

25


III. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Программа внеурочной деятельности «Юные исследователи» 5 класс (34 часа)


Раздел 1. Введение (1 ч)

Тема 1. Что такое проект (1 ч)

Теория: Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Практика: Выполнение макета «Что такое проект».

Понятия: проект, проблема, информация

Раздел 2. Как правильно мыслить (7 ч)

Тема 1. Проблема.

Теория: Понятие о проблеме.

Практика: Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Тема 2. Мы познаём мир.

Теория: Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира.

Практика: Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Тема 3. Мир вопросов.

Теория: Вопрос. Виды вопросов. Ответ.

Практика: Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Тема 4. Что такое гипотеза.

Теория: Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.

Практика: Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза.

Тема 5. Что такое гипотеза.

Теория: Вопрос и ответ.

Практика: Игра «Найди причину».

Понятия: вопрос, ответ.

Тема 6. Откуда мы черпаем информацию.

Теория: Информация. Источники информации. Библиотека.

Практика: Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Тема 7. Откуда мы черпаем информацию.

Теория: Электронный каталог. Электронная библиотека. Сеть Интернет.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием, правила оформления списка использованной литературы, электронных источников.

Раздел 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (9 ч)

Тема 1. Темы исследования.

Теория: Классификация тем. Общие направления исследований.

Практика: Правила выбора темы исследования.

Тема 2. Цели и задачи исследования.

Теория: В чём отличие цели от задач.

Практика: Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Основа изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Стадии, этапы исследования.

Тема 3. Методы исследования.

Теория: Эксперимент. Анкетирование.

Практика: Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Понятия: эксперимент, анкетирование, анализ, синтез.

Тема 4. Мозговой штурм.

Теория: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практика: Игра "Опиши предмет", "Нарисуй предмет".

Понятия: наблюдение, мозговой штурм.

Тема 5. Собираем материал.

Теория: Исследователи.

Практика: Как записать получаемые сведения (обычное письмо, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Тема 6. Собираем материал.

Теория: Пиктограмма.

Практика: Как записать получаемые сведения (пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Тема 7. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения (выводы).

Теория: Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения( выводы).

Практика: Игра, направленная на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 8. Обобщение полученных данных.

Теория: Определения понятия «главное». Выбор главного. Последовательность изложения.

Практика: Игра «Выдели главное", "Расположи материал по полочкам".

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Тема 9. Обобщение полученных данных.

Теория: Что такое обобщение. Приемы обобщения.

Практика: "Учимся правильно анализировать".

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Раздел 4. Мы - исследователи. Самостоятельные проекты: «Устное народное творчество с рождения», «Детский фольклор», «Сказки и я», «В гостях у сказочного героя». (9 ч)

Тема 1. План работы.

Теория: Что такое план исследования?

Практика: Определение темы исследования. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Понятия: групповой проект, индивидуальный проект.

Тема 2. План работы.

Теория: Как составить план работы?

Практика: Составление плана работы над проектами.

Понятия: групповой проект, индивидуальный проект.

Тема 3. Обучение анкетированию.

Теория: анкета, анкетирование.

Практика: Составление анкет, опросников. Проведение анкетирования в группе.

Тема 4. Обучение анкетированию, социологическому опросу.

Практика: Проведение социологического опроса обучающихся МКОУ ООШ № 21, родителей обучающихся.

Тема 5. Работа в библиотеке. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Теория: Каталог.

Практика: Отбор литературы по теме исследования в школьной библиотеке. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 6. Работа в библиотеке. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Практика: Отбор литературы по теме исследования в библиотеке пос. Горный. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 7. Работа с компьютерами. Обобщение полученных данных.

Теория: Инструктаж по ТБ. Программа Microsoft PowerPoint.

Практика: Работа на компьютере - распределение материала, выбор шаблона презентации.

Тема 8. Работа с компьютерами. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

Теория: Инструктаж по ТБ. Программа Microsoft PowerPoint.

Практика: Работа на компьютере - создание презентации.

Тема 9. Работа с компьютерами. Оформление брошюры.

Теория: Инструктаж по ТБ. Выбор шаблона брошюры.

Практика: Работа на компьютере - выпуск брошюры.

Раздел 5. Сочиняем сказку. (4 ч)

Тема 1. Сказка как вид устного народного творчества.

Теория: Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Практика: выбор постановки, распределение ролей, знакомство с текстом произведения.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Тема 2. Сказка как вид устного народного творчества.

Практика: знакомство с текстом произведения, подбор костюмов.

Тема 3. Юные актёры.

Практика: репетиция спектакля, оформление сцены.

Тема 4. Юные актёры.

Практика: презентация творческого проекта «Сочиняем сказку», постановка спектакля.

Раздел 6. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 ч)

Тема 1. Подготовка к защите проекта.

Теория: Готовимся к выступлению психологически. Культура поведения при выступлении: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к выступлению».

Практика: тренинг «Как подготовиться к выступлению».

Тема 2. Подготовка к защите проекта.

Теория: Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: "Что такое защита", "Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы".

Практика: Подготовка материалов к выступлению.

Тема 3. Защита проектов.

Практика: Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 4. Защита проектов.

Практика: Круглый стол. Анализ проектно-исследовательской деятельности.

IV.Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  3. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.

  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. - 224с.

  5. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

  6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  7. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

  9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе: / Чечель И.Д. - М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

  2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

  3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.

Интернет- ресурсы:

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. kodges.ru/dosug/page/147/

  2. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? fsu-expert.ru/node/2696

  3. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова standart.edu.ru/

  4. Проектная деятельность в начальной школе. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty

  5. Образовательный портал Национального корпуса русского языка studiorum.ruscorpora.ru/

  6. Образовательный портал Claw.ru. claw.ru/enciklopedija-literaturi/enciklopedija-literaturi.html

  7. Российский образовательный портал // school.edu.ru/

  8. Сказатель. РФ: Сказочный портал.// klaw.ru/

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Компьютер, МФУ, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.

© 2010-2022