Глагол как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Глагол как часть речи (урок русского языка в 5 классе).

Тип урока: урок общеметодологической направленности.



№ п/п

Основные этапы организации учебной деятельности


Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся (формирование УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва

На доске предложения:

В годы Великой Отечественной войны русский солдат выстоял, не сдался, победил!

СЛАЙД2

- Как вы думаете, почему сегодня так актуальны эти слова? (все ближе 70-летие великой победы)


- Подчеркните все члены предложения. Чем осложнено предложение (однородными сказуемыми,)

- Случайно ли это? Для чего автор так строит предложение?( однородные сказуемые, создают особую художественную выразительность)

- Какой частью речи выражены сказуемые ? ( глаголами)

- Из всего нами сказанного, сделайте вывод , о какой части речи мы начинаем разговор сегодня? Сформулируйте тему. (Глагол как часть речи.) СЛАЙД3

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

2

Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение

- На какие вопросы нам предстоит ответить исходя из темы?

(- вспомнить значение глагола?

- его морфологические признаки?

- синтаксическую роль

- значение глаголов в речи)

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3

Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

- У вас на столах высказывания писателей, исследователей языка, посвященные глаголу. СЛАЙД4( Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе.

Л. Н. Толстой;

«В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов», - писал В. Г. Белинский; «Глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены. …только глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.»

А. М. Пешковский.)

-Что объединяет эти высказывания? (глаголы описывают любое действие человека, их разнообразие может передать малейшие оттенки значения)

- У вас на столах лежат листы со схемой (можно использовать любую схему, систематизирующую сведения о глаголе) связанной с глаголом. Сверьте схему с учебником. Сравните информацию. Сформулируйте устное высказывание по построенной схеме.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения

Воспринимают ответы учащихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

- Обратимся к учебнику. Проанализируйте упражнения: 1в -604,

2в-606 Какие смысловые группы глаголов вам здесь встретились?. Выпишите по три сказуемых вместе с подлежащими. Что вы заметили? (подлежащие и сказуемые согласуются друг с другом)

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5

Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции

- Но нельзя забывать и о морфологических признаках глагола. С помощью уже известной вам таблицы определите в выписанных глаголах известные вам грамматические категории.

( после того, как ученики выполнили задание, они осуществляют взаимопроверку по слайду, работая в парах, объясняя друг другу те ошибки, которые были допущены) СЛАЙД5

ФИЗМИНУТКА

1. Глагол об-т признак предмета - подпрыгнуть.

2. Существует три времени глагола. (Присесть)

3 Глагол всегда изменяется по родам (подпрыгнуть)

4 Глагол всегда согласуется с подлежащим (присесть)

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу

- Поработаем устно, вспомните, что нужно учитывать ,определяя вид глагола, какой суффикс является сигналом прошедшего времени? Вспомните, какие орфограммы можно встретить, работая с глаголами.

Работа с текстом: прочитайте, найдите в тексте глаголы. Выпишите их, указав вид, время, лицо, число, род (если возможно) После выполнения работы ученики осуществляют самопроверку по слайду и выставляют себе оценки:0 ошибок- пять, 1,2- четыре, 3,4 - тройка) СЛАЙД 8,9

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Молодцы. А теперь проверьте себя, насколько хорошо вы запомнили то, о чем говорилось на уроке. В этом нам поможет следующее задание.

Работа с листом самооценки:

-Продолжи предложение:

Глагол - обозначает...

Глаголы изменяются по...

Глаголы с.в отв. На вопр.

Н.в отв. На вопр.

У глаголов времени можно определить род.

В предложении является... Согласуется с подлежащим в …

Ь пишется , если глагол отвечает на вопрос....(один ученик (как правило, это слабый ученик) работает у доски, приклеивая подходящие слова в предложения с пропусками)

- ПРОВЕРКА УЧЕНИКА У ДОСКИ

- У кого возникли затруднения? (те, кто не смог справиться с заданием, отмечают вопросы для дополнительной домашней работы)

Домашнее задание: упр 607 и творческое задание ( по желанию) напишите письмо своему другу или близкому человеку, в котором вы расскажете о параде 9 мая, свидетелем которого вы были или видели по телевизору. Используйте в своем тексте глаголы. СЛАЙД 11

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


© 2010-2022