- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русскогоязыка «Правописание одной и две Н в суффиксах причастий и прилагательных «Урок-закрепление
Урок русскогоязыка «Правописание одной и две Н в суффиксах причастий и прилагательных «Урок-закрепление
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Умарова Д.И. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : -Н- и -НН- в различных частях речи Планируемые результаты:
предметный результат: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть приемами применения орфографических правил «Н и НН в различных частях речи»; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
метапредметный результат: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, повторительно- обобщающий материал (таблица «Н и НН в различных частях речи»), раздаточный материал (тексты для самостоятельной работы), орфографические словари.
Ход урока
Организационный момент
-
Перед вами слова. Распределите их на группы. Объясните свой выбор.
Агитационный, торжественно, кожаный, искренне, соломенный, соловьиный, прочитаны (книги), запутанный, некошеный, законно.
-
Проверьте себя по образцу. (На слайде № 1 показаны варианты группировки слов: по частям речи и по написанию -Н- и -НН-)
-
Объединение по какому признаку может приблизить нас к объяснению правописания -Н- и -НН- в предложенных словах?
-
Вызовет ли у вас затруднение объяснить правописание -Н- и -НН- в каждом слове?
-
Какую орфограмму мы должны сегодня повторить, обобщить, отработать?
- Верно ли, что прилагательные, причастия, наречия имеют категорию вида?
Подготовка к обобщению понятий, правил
2-5 слайд Экспресс-опрос.
Верно ли
-
Верно ли, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-, -ОНН-, -ОВА-(-ЕВА-)?
-
Верно ли, что прилагательные и причастия могут иметь полную и краткую форму?
- Записываем тему.
Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникационные
Целеполагание, Контроль в форме сличения с эталоном
Анализ объектов с целью выделения признаков
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникационные
1
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Обобщение понятий и правил, определение их роли в речи Работа с таблицей
-
У каждого из вас на столе таблица «-Н- и -НН- в различных частях речи», у меня она в электронном виде на доске. Рассмотрите ее внимательно. Вы видите, что она с дустотами. Сейчас нам предстоит, выполняя задания, делать выводы и заполнять таблицу. Я предлагаю вам самим выбрать для себя форму работы индивидуальную или групповую. Работаем по инструкции (деление на группы).ъ
Прилагательное
-
Образуйте от существительных прилагательные по образцу. Выделите суффиксы. Проанализируйте данное языковое явление. Сделайте вывод.
кожа - кожаный, песок, рожь; барабан - барабанный, ураган, карман; глина - глиняный, вода, жесть; болезнь - болезненный, утро, число; традиция - традиционный, станция, лекция.
-
Заполните соответствующие графы таблицы, приводя примеры (+ слова- исключения).
-
Обратите внимание на правописание кратких прилагательных. Приведите 2 своих примера.
Причастие
-
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия с приставками и без и отглагольные прилагательные по образцу. Проанализируйте данное языковое явление. Сделайте вывод.
Белить - выбеленный- беленный известью- беленый ; вязать, жарить, пахать.
-
Заполним соответствующие графы таблицы, приводя примеры.
-
Обратите внимание на правописание кратких причастий. Приведите 2 своих примера.
Наречие
-
Дополните графу таблицы «Наречие».
Словарные слова
В русском языке много слов, которые не подчиняются данным правилам. Их правописание нужно запомнить. Впишите в таблицу данные слова, распределив их на 2 группы (-н- и -нн-). В случае затруднения проверяйте себя по орфографическому словарю:
Свяще...ый, багря...ый, ю...ый, неслыха...ый, жела...ый, сви...ой, зеле...ый, невида...ый, еди...ый, кова...ый, жева...ый, ю...ость, гости...ица, пута...ник, труже...ик.
-
Проверьте себя по образцу на доске.
-
Озвучьте таблицу полностью.
Распределите слова на две группы: -Н- и -НН-. Докажите свой выбор.
Особенно, серебряный, моченые, журавлиное, игрушка сломана, вытканная, желанный, жаренный в масле, распаренные, раненый, истолченный в порошок, огни потушены, кричал отчаянно, студентка рассеянна, тучи рассеяны ветром, исправленная рукопись, дети капризны и избалованны.
Готовимся к ЕГЭ А. 12.
В каком ряду пропущена одна буква Н?
-
ране.. .ый, настоя.. .ый, застреле.. .ый
-
спасе.. .ый, написа.. .ый, мороже.. .ое
-
рукопись исправле.. .а, глаже.. .ые брюки, муче.. .к
-
вопросы запута.. .ы, купле.. .ый, балова.. .ый
А. 12 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
-
Тума..ая мгла преграждала путь.
-
За стекля..ой дверью показалась чья-то фигура.
-
В центре поселка построена новая школа.
-
Перед нами расстилалось невспаха..ое поле.
А. 12.Вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Рядом с мельницей - песча(1)ая поляна, затене(2)ая тополями, а у самой воды - камее(3)ый выступ, обвеша(4)ый какими-то причудливыми растениями.
Исправьте допущенные ошибки, объясните свое решение:
-
Подарил Морозко девице на приданное сундук, серебром кованый, и позолоченую шкатулку, драгоценными камнями изукрашеную.
-
Золушка, утомленная балом, легкомысленно забыла подаренную феей серебрянную туфельку в гостинной.
-
1,2, 3,4
-
2, 3, 4
-
3
-
2,4
3) Василиса Премудрая ночью скидывала лягушинную кожаную одежку, надевала полотняный сарафан и медленно выходила во двор.
Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникационные
Контроль в форме сличения с эталоном; оценка; коррекция
Поиск и выделение необходимой информации; умение структурироват ъ знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
самостоятельное
достраивание;
восполнение
недостающих
компонентов
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
Самостоятельная работа Работа с текстом
1. Прочитай текст ознакомительным чтением.
1)Полтора часа добирались мы по (не)хожен_ым занесен_ым снегом тропинкам до отдален_ой охотничьей избушк_.2) Скр_пучая дверь ведущ_я внутрь дома была навеше_на на косяк мощными кован_ыми петлями. 3)Войдя в дом и включив освещение мы огл_делись. 4)Хозяина дома (н_)ок_залось но нас явно ждали. 5)Посреди комнаты стоял крепко сколочен_ый стол застелен_ый домоткан_ой полотнян_ной скатертью. 6)Его укр_шали гиган_ских размеров тарелки с ржан_ыми лепешками и еще теплыми маслян_ыми оладьями чайник с крепким чаем и банка с клюквен_ым вареньем. 7)Чуть в ст_роне распол_гались глинян_ые миски лежали деревян_ые ложки.
8)На жарко натоплен_ой печке мы обн_ружили сковороду с картошкой жарен_ой на растительном масл_ две банки тушен_ой говядины и ароматные щи в чугун_ом котелке.9) Из рюкзаков извл_кли свои припасы сгущ_н_ое молоко копч_н_ую колбасу испеч_н_ые бабушкой пиро_ки с яблоками и с капустой. 10)Садится за стол без хозяина было неудобно и мы принялись увлеч_н_о разглядывать комнату.
-
Что для нас значит владеть правилом написания «Н и НН в различных частях речи?
Подведение итогов урока
-
Таким образом, подведем итог нашей работы.
-
Назовите все виды пунктограмм, пропущенных в тексте. Приведите по 1 примеру на каждый вид.
11)По стенам были развеше_ны карты мес_ности какие(то) графики (н_)большие пейзажи писан_ые маслян_ыми красками. 12)В углу стоял старин_ый сундук отделан_ый тиснен_ой кожей. 13) Разгл_деть ост_льное мы в тот вечер (н_) успели потому что пришел хозяин старин_ый приятель нашего дедушки долгие годы работающий лесничим в охотхозяйстве.
14)После сытного ужина нас см_рил сон. 15)Едва укрывшись стеган_ыми одеялами мы немедлен_о заснули. 16)Так завершился первый день наших зимних каникул.
-
Из предложений 10-16 выпишите наречия. Запишите слова, от которых они образованы.
-
В предложениях 1-4 найдите краткое причастие. Образуйте полную форму этого причастия.
-
Распределите слова с пропущенными орфограммами на виды орфограмм. Объясните графически правописание.
Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникационные
Составление плана и последовательности действий; оценка; контроль
Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Универсальные учебные действия
Регулятивные
Познавательные .
Коммуникационные
рефлексия