Конспект урока русского языка Виды обстоятельств в условиях реализации ФГОС

Цели:Образовательная: научить с помощью определённой последовательности действий отличать обстоятельства от других второстепенных членов предложения; различать виды обстоятельств по значению; определять способы выражения обстоятельств; видеть обстоятельства в тексте; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности; использовать обстоятельства как средство связи предложений в повествовательных текстах; использовать в своей речи фразеологизмы с целью её обогащения....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Виды обстоятельств».

Цели:

Образовательная: научить с помощью определённой последовательности действий отличать обстоятельства от других второстепенных членов предложения; различать виды обстоятельств по значению; определять способы выражения обстоятельств; видеть обстоятельства в тексте; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности; использовать обстоятельства как средство связи предложений в повествовательных текстах; использовать в своей речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Развивающая : совершенствовать умение сравнивать языковые явления, выражать своё мнение, ставить цель, делать выводы, работать в группе; развивать логическое мышление (использование схемы- алгоритма).

Воспитательная: привить понимание необходимости соблюдать режим дня; воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы выражения обстоятельств.

Личностные:

а) формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя;

б) формирование познавательного интереса к предмету исследования;

в) формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

г) формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения;

д) формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Метапредметные (УУД):

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять речевые действия (использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность

2

к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (преодолению препятствий);

формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова, выполнения лингвистических задач (определение синтаксической функции слов, видов обстоятельств по значению, способов выражения обстоятельств), конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.

Инструментальный блок.

Задачи:

Актуализация имеющихся знаний о главных и второстепенных членах предложения, о видах подчинительной связи слов в словосочетании.

Разработка алгоритма определения второстепенных членов предложения.

Применение алгоритма на практике.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

УМК:

Программное обеспечение: Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов.- М.: Просвещение, 2009.

Учебник: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.-М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор (для презентации).

Организационно-деятельностный блок.

Основные понятия: второстепенные члены предложения, обстоятельство, виды обстоятельств по значению (обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, степени, условия, уступки), способы выражения обстоятельств (наречие, деепричастие и деепричастный оборот, имя существительное, неопределенная форма глагола, синтаксически неделимое словосочетание, фразеологизм).

Организация пространства поиска, диалога: коллективная (разгадывание кроссворда, работа с таблицей), фронтальная, индивидуальная работа (найти в предложении обстоятельство, заменить наречие подходящим по смыслу фразеологизмом).

Межпредметные связи: литература (работа с отрывком из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Основные этапы организации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

3

Цель этапа- создание проблемной ситуации (Почему обстоятельство отвечает на разные вопросы? Значит, существуют виды обстоятельств по значению).

Деятельность учителя: организовывает погружение в проблему.

Деятельность обучающихся:

-познавательная: перечисляют признаки второстепенных членов предложения, составляют схему-алгоритм определения второстепенных членов предложения, фиксируют проблему, пытаются решить задачу;

-коммуникативная: слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания;

-регулятивная: прогнозирование темы урока, целеполагание урока, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Совместное исследование проблемы.

Цель этапа- поиск решения учебной задачи.

Деятельность учителя: организовывает устный коллективный анализ учебной задачи, фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (какие бывают виды обстоятельств по значению), организует их обсуждение (на какой вопрос отвечает тот или иной вид обстоятельств, какой частью речи выражается).

Деятельность обучающихся:

-познавательная: извлекают из параграфа учебника информацию о видах обстоятельств, делают выводы, определяют видовую принадлежность обстоятельств, аргументируют свою точку зрения;

-коммуникативная: читают теоретический материал параграфа учебника о видах обстоятельств, осознанно строят речевые высказывания, ясно и точно выражают свои мысли, отвечая на поставленные вопросы;

-регулятивная: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Моделирование.

Деятельность учителя: организует учебное взаимодействие учащихся и обсуждение составленной модели (обобщающей таблицы).

Деятельность обучающихся:

-познавательная: структурируют знания об обстоятельствах, фиксируют в графическую модель (таблицу) виды обстоятельств;

-коммуникативная: воспринимают ответы одноклассников, участвуют в обсуждении материала, строят монолог научного стиля (проговаривают способ определения вида обстоятельств);

-регулятивная: осуществляют самоконтроль, сохраняют учебную цель и задачу.

Решение частных задач.

Цель этапа- первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Деятельность учителя: оценивает выполнение каждой операции.

4

Деятельность обучающихся:

-познавательная: осуществляют работу по выполнению отдельных операций (записывают текст, подчеркивают обстоятельства, определяют их вид, объясняют постановку знаков препинания);

-коммуникативная: учатся формулировать собственное мнение;

-регулятивная: осуществляют самоконтроль.

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель этапа- коррекция отработки способа действия

Деятельность учителя: организует коррекционную работу, практическую работу.

Деятельность обучающихся:

-познавательная: применяют новый способ, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки;

-коммуникативная: строят рассуждения, понятные для одноклассников, умеют использовать речь для регуляции своего действия;

-регулятивная: самопроверка, пошаговый контроль.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Деятельность учителя: организует коррекционную работу (указывает на ошибки обучающихся).

Деятельность обучающихся: выполняют тренировочные упражнения, анализируют изученное языковое явление, проговаривают усвоенный материал, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия деятельности.

Деятельность обучающихся: осознают качество и уровень усвоения учебного материала

План урока:

Организационный момент.

Повторение изученного о членах предложения (актуализация знаний).

Сообщение темы и цели урока (постановка учебной задачи).

Изучение нового материала (решение учебной задачи).

Тренировочные упражнения (первичное закрепление ЗУН, самостоятельная работа с самопроверкой по образцу на экране).

Домашнее задание (дифференцированное).

Итоги урока. Оценки.

Рефлексия деятельности.

5

Ход урока.

Организационный этап.

Приветствие. Запись числа. После числа оставить две строчки для записи темы урока.

Повторение изученного о членах предложения (актуализация знаний).

- Ребята, предлагаю вашему вниманию кроссворд.

Слайд 2.

1. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы к а к о й? ч е й?, повторяя грамматическую форму главного слова. (Согласование).

Слова по горизонтали:

«О». Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы г д е? к у д а?

о т к у д а?, к а к? к а к и м о б р а з о м?, обозначает признак действия или другого признака (Обстоятельство).

«О». Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы к а к о й? ч е й?, обозначает признак предмета (Определение).

«П». Главный член двусоставного предложения, отвечает на вопросы к т о?

ч т о? (Подлежащее).

Слова по вертикали:

«Д». Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет (Дополнение).

2. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (Управление).

3. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово- неизменяемая часть речи (Примыкание).

4. Главный член двусоставного предложения, отвечает на вопросы ч т о

д е л а е т п р е д м е т? к а к о в п р е д м е т? ч т о т а к о е п р е д м е т? (Сказуемое).

- А теперь мы вспомним все второстепенные члены. Что же мы должны сделать для того, чтобы правильно определить второстепенный член предложения? Задать вопрос. Перед нами схема- алгоритм определения второстепенных членов предложения.

Слайд 3

Последовательность действий

Второстепенные члены предложения

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Что обозначает?

Признак предмета

Предмет

Место, время, способ действия

На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей? Который?

Вопросы косвенных падежей

Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой степени? С какой целью?

Чем выражено?

Прилагательным, причастием, местоимением, существительным в косвенном падеже

Существительным или местоимением в косвенном падеже

Наречием, существительным в косвенном падеже с предлогом

6

III. Сообщение темы и цели урока (постановка учебной задачи).

- Итак, ребята, мы вспомнили все второстепенные члены предложения. Эти знания нам пригодятся и в 9 классе при изучении видов придаточных предложений.

А почему же обстоятельства отвечают на множество разных вопросов?

(Учащиеся приходят к выводу о том, что у обстоятельства есть виды по значению)

Сегодня мы будем говорить об обстоятельствах и его видах, научимся различать виды обстоятельств по значению, находить их в тексте. Запишем тему урока.

(Ученики должны понять учебную проблему, после чего тема урока фиксируется на доске и в рабочих тетрадях).

Слайды 4-5.

- Найдем обстоятельства в данных предложениях. (См. предложения ниже)

IV. Изучение нового материала (решение учебной задачи).

Слайды 6-7.

- Что обозначают обстоятельства в данных предложениях?

1. Я побежал (куда? место) вперед.

2. Мы приехали (когда? времени) вчера.

3. Мы пошли (как? каким образом? образа действия) пешком.

4. От усталости (почему? причины) у меня кружится голова.

5. Я пришла (зачем? цели) мириться.

6. Он был (в какой степени? степени) очень внимателен.

7. Без звонка (при каком условии? условия) туда идти нельзя.

8. Несмотря на дождь (несмотря на что? уступки), мы все же вышли из дома.

- Сколько получилось значений? (восемь). Именно 8 видов обстоятельств принято выделять.

Слайд 8.

- А теперь поработаем с учебником. Прочитаем теоретический материал параграфа 27.

Слайд 9.

- Запишем в тетради виды обстоятельств и вопросы, на которые они отвечают.

Слайд 10.

- А теперь познакомимся со способами выражения обстоятельств.

Способы выражения обстоятельств

Примеры

Наречиями

Мы приехали утром.

Деепричастиями (деепричастными оборотами)

Он сидел, греясь на солнце.

Именами существительными, сравнительными оборотами

Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.

Неопределенной формой глагола

Я хочу пойти прогуляться.

Синтаксически неделимыми словосочетаниями

Я потерял тетрадь два дня тому назад.

Фразеологизмами

Он бежал сломя голову.

7

V. Тренировочные упражнения (первичное закрепление ЗУН, самостоятельная работа с самопроверкой).

Слайд 11.

- Поработаем с текстом. Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (А. С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»).

Запишем текст, подчеркнем обстоятельства, укажем их вид, объясним постановку знаков препинания.

Слайд 12.

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны густо чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. <…>Мы ехали довольно скоро. <…> Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. <…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком.

- Ставим разделительные запятые между частями сложносочиненных предложений и выделительные запятые при причастных оборотах, стоящих после определяемого слова, и деепричастном обороте.

Обращаем внимание на синкретичные второстепенные члены, совмещающие в себе признаки дополнения и обстоятельства( по берегу, за ними, к коменданту, перед домиком)

- Теперь устно поработаем.

Слайд 13.

-Замените наречия фразеологизмами. Какие виды обстоятельств у вас получились?

1. Он живет далеко.- Он живет у черта на куличках (места).

2. Ответь мне честно.- Ответь мнеположа руку на сердце (образа действия).

3. Наши дома стоят рядом.- Наши дома стоят бок о бок (места).

4. Саша проснулся рано.- Саша проснулся ни свет ни заря (времени).

5. Петя бежал быстро.- Петя бежал сломя голову (образа действия).

6. Наташа трудилась хорошо.- Наташа трудилась не покладая рук (образа действия).

7. Катя выучила стихотворение отлично.-Катя выучила стихотворение назубок (образа действия).

- Предлагаю поработать письменно в группах.

Первая группа выполняет упражнение 148. Задание: спишите текст, вставляя обстоятельства времени; избегайте повторения одних и тех же слов.

Вторая группа (1 учащийся работает у доски) выполняет первую часть упражнения 144. Задание: спишите, выделяя причастные обороты, обозначая условия выбора орфограмм, разделяя запятыми простые предложения в составе сложных; подчеркните условными обозначениями обстоятельства места.

Третья группа (1 учащийся работает у доски) выполняет вторую часть упражнения

8

144. Задание: спишите, выделяя причастные обороты, обозначая условия выбора орфограмм, разделяя запятыми простые предложения в составе сложных. Подчеркните условными обозначениями обстоятельства места.

Слайд 14.

- Проверим упражнение 148.

VI. Домашнее задание.

Слайд 15.

- Ребята, дома вы, пожалуйста, выучите виды обстоятельств. Письменно выполните упр. 150 или 151 (на выбор).

Упражнение 151 носит творческий характер, но его выполнение доступно всем: нужно описать свой режим дня, подчеркнуть обстоятельства времени. За выполнение упражнения 150 скорее всего примутся те ребята, для которых история- любимый предмет.

VII. Итоги урока. Оценки.

Слайды 16-17.

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

1. Назовите виды обстоятельств.

2. На какие вопросы они отвечают?

3. Чем могут быть выражены обстоятельства?

VIII. Рефлексия.

Слайды 21-22.

- Ребята, продолжите данные предложения, используя различные виды обстоятельств.

На уроке я чувствовал себя… (комфортно, удобно, хорошо).

Виды обстоятельств я запомнил… (хорошо, крепко, с трудом, плохо).

Урок прошел… (быстро, весело, интересно).

- Спасибо за внимание. Урок окончен.



© 2010-2022