- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Панкина Е.А. |
Дата | 11.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок русского языка во 2- Г классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
подготовила и провела учитель начальных классов Панкина Елена Александровна
2010 - 2011 учебный год |
Открытый урок по русскому языку во 2 «Г» классе
Дата проведения:
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный урок
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Задачи:
-
образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
-
развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
-
воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Оборудование урока:
-
Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.
-
Рабочие тетради.
-
Компьютер, презентация.
-
Экран, мультимедиа аппаратура.
-
Магнитофон.
Особенности урока:
Выполнение задания:
Снеговик - чистописание.
Заяц - фонетический разбор слова.
Иней - разбор предложения.
Ветер - пословица.
Ворона - игра на распознавание одушевленных и неодушевленных
предметов.
Пингвин - физкультминутка.
Коньки - упражнение из учебника.
Мороз - взаимопроверка.
Ход урока
Слайд 1. «Урок русского языка»
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята!
У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.
Дети:
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!
- Тихо сели девочки!
- Тихо сели мальчики!
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Слайд 2. « О сколько нам открытий чудных»
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт- сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
II. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.
А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ... снеговик.
Слайд 3. «Этимология слова «Снеговик»
Рассказ подготовленного ученика.
Снегови́к (он же - Сне́жная ба́ба) - простая снежная скульптура, создаваемая зимой - в основном, детьми. Лепка снеговиков - дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла - чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.
В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.
- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!
- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы - Деду Морозу.
Слайд 4. «Чистописание»
III. Чистописание. Задание Снеговика.
- Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве? Сс
- На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»? сн
- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)
- Можно ли назвать их родственными? Почему?
- Можно ли назвать эти слова «зимними»?
Слайд 5. «Словарно - орфографическая работа.
Картинный диктант».
IV. Словарно - орфографическая работа. Картинный диктант.
- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это... ветер
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? .
..(Ворона)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...
(Пингвин )
(В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)
- Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.
Слайд 6, 7 «Группы слов»
V. Группировка слов по признакам. Устная работа.
- На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.
Слайд 8. «Сегодня на уроке»
VI. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое имя существительное, какие имена существительные одушевленные, а какие - неодушевленные.
Слайд 8. «Тема урока»
«Фонетический разбор слов»
VII. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)
- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает. (Коньки - 6 б., 5 зв., заяц - 4 б., 5 зв.). Докажите.
VIII. Работа по теме урока.
Слайд 9. «Разбор предложений»
А). Этимологическое значение слова ИНЕЙ.
ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. Ожегов «Словарь русского языка»
По-другому иней можно назвать КУРЖА, ОПОКА.
Разбор предложения. Предложение записано на доске.
На ветвях деревьев искрится иней.
-Дайте характеристику предложению и укажите главные члены предложения.
-О чем говорится в предложении? Что говорится об инее?
- Назовите имена существительные в предложении. Докажите.
- Какие это имена существительные одушевленные или неодушевленные?
- Есть народная примета:
Если пушистый иней на ветках - к хорошей солнечной морозной погоде.
Слайд 10. «Работа с пословицами
и поговорками».
Б) Работа с пословицами и поговорками.
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Ветер)
Ветер вообще в народных изречениях - пословицах и поговорках занимает почетное место по частоте упоминаний. Порой - с большим уважением. Образ ветра пригодится, чтобы намекнуть, что на все происходящее имеются свои причины.
Без ветра волн не бывает.
Много таких пословиц, что помогают обличить пустословие, пустословие - это слова человека ничего не значащие:
Добрый пес на ветер не лает.
А уж отзываясь о недалеком уме, непутевости и несостоятельности, как не вспомнить про ветер:
В голове ветер свищет.
А вот о пользе осмотрительности и разумности тоже не обходятся без яркого примера ветра:
Никакой ветер не может быть попутным для того, кто не знает куда плыть.
Немало оптимистичных высказываний связано с символикой ветра. Например, когда человеку не везет. И, кажется, что не наступят хорошие времена, то на этот случай есть такая мудрость: «С ветру пришло, на ветер и уйдет». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер. Говорят: «Попутного тебе ветра!» - это значит «желаю тебе удачи!».
Давайте же друг другу скажем поговорку: «Попутного тебе ветра!». Что мы друг другу пожелаем? Скажите друг другу: «Желаю тебе удачи!»
Слайд 11. «Физкультминутка»
В). Пингвин - физкультминутка - игра.
- Я буду называть предметы,
-
если имя существительное одушевлённое - поднимитесь на носочках вверх, если неодушевлённое - встаньте на пяточки.
ВЬЮГА, ПТИЦА, ЧЕЛОВЕК, МЕТЕЛЬ
-
если имя существительное одушевлённое - поднимите руки вверх, если неодушевлённое - поставьте руки на пояс.
ЯБЕДА, СНЕГОПАД, ЛЫЖНИК, КАЛЕНДАРЬ,
Слайд 12. «Игра»
А теперь предлагаю поиграть в игру «Рассади пассажиров»
«Работа по учебнику»
Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223.
- Ну вот, ворона нас в лес далеко заманила, нам нужно торопиться, иначе не успеем в гости к нашему лучшему другу всей детворы, да и взрослых тоже. Встаем скорее на коньки и бежим скорее.
Е). Мороз. Выборочное списывание с взаимопроверкой. .
Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
Девочки выписывают одушевленные имена существительные, а мальчики - неодушевленные.
-Расскажите, как вы определили: одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.
Слайд 16. «Итог урока»
IX. Итог урока.
- Давайте сделаем вывод:
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают одушевленные, неодушевленные существительные?
- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...Дед Мороз
Вот он Дед Мороз какой!
Ладно нарисован:
Вышел с сумкой не пустой
Перед годом Новым!
До чего ж хорош старик
На рисунке этом:
Улыбается, стоит
У еловых веток.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ... НовыйГод
«Продолжите предложение»
X. Релаксация.
- Продолжите любое предложение:
- Было интересно…
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
- Если вам понравился урок, нарисуйте на полях улыбку. Если нет - грусть.
Стихотворение рассказывает ученик
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпение,
И ученье не считать
За свое мучение.
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Как же нам не загадать
Скромное желание -
На "отлично" выполнять
Школьные задания.
XI. Домашнее задание.
Стр. №
Анализ урока русского языка
Ф.И.О. учителя Панкина Елена Александровна
Класс: 2 «Г»
Количество учащихся: 20 человек
Присутствовало на уроке : 20 человек
Дата проведения урока:
Цель посещения: аттестация учителя
Тема урока: « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Задачи:
-
образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
-
развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
-
воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Тип урока: урок изучения нового материала
В классе 20 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью. Активных детей - 7 чел. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно.
Есть слабые дети - 4 чел., которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью. Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя.
Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.
Оборудование урока:
-
Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.
-
Рабочие тетради.
-
Компьютер, презентация.
-
Экран, мультимедиааппаратура.
-
Магнитофон.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Структура этого урока:
а) организация начала, постановки целей и задач;
б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, письменный - выборочное списывание, выводы, обобщение знаний.
в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.
3. Чистописание. Задание Снеговика.
4. Словарно - орфографическая работа. Картинный диктант.
5. Группировка слов по признакам. Устная работа.
6. Сообщение темы и цели урока.
7. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)
8. Работа по теме урока.
А). Разбор предложения. Предложение записано на доске.
Б). Работа с пословицами и поговорками.
В). Пингвин - физкультминутка - игра.
Г). Ворона предлагает вам игру «Рассадите пассажиров»
Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223.
Е). Мороз. Взаимопроверка.
9. Итог урока.
10. Релаксация.
11. Домашнее задание.
Место урока в теме.
Это третий урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию - это упражнение в использовании поговорки, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент всего урока был направлен на закрепление знаний учащихся на данном этапе об одушевленных и неодушевленных предметах. Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной.
Использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая (девочки отдельно от мальчиков), самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А так же применился игровой прием - небольшое путешествие в гости к сказочному герою.
Использовались методы работы:
Словесные методы:
-
звуко-буквенный анализ,
-
комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и краткого фонетического разбора,
-
диалог учителя с учеником.
-
рассказ справочного материала подготовленных учеников.
Наглядные методы:
иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.
Средства: учебник, презентация к уроку.
Вывод: Урок построен и проведён методически верно. Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной.
Зам.директора по УВР__________________________________Р.С.Кудряшова
Председатель РМЦ учителей начальных классов __________Л.В.Красова
Председатель МО учителей нач.классов__________________З.А.Табачнова