Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

На уроке формируются знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.Используется мультимедийная аппаратура и магнитофон.В ходе урока с детьми проводится минутка чистописания,словарно-орфографическая работа(картинный диктант),устная работа- группировка слов по их признакам,фонетический разбор слов, разбор предложений,работа с пословицами и поговорками, списывание текста с взаимопроверкой.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Открытый урок русского языка

во 2- Г классе по теме:

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные»



подготовила и провела

учитель начальных классов

Панкина Елена Александровна



2010 - 2011 учебный год

Открытый урок по русскому языку во 2 «Г» классе

Дата проведения:

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный урок

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Задачи:

  • образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

  • воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:

  • Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.

  • Рабочие тетради.

  • Компьютер, презентация.

  • Экран, мультимедиа аппаратура.

  • Магнитофон.

Особенности урока:

Выполнение задания:

Снеговик - чистописание.

Заяц - фонетический разбор слова.

Иней - разбор предложения.

Ветер - пословица.

Ворона - игра на распознавание одушевленных и неодушевленных

предметов.

Пингвин - физкультминутка.

Коньки - упражнение из учебника.

Мороз - взаимопроверка.

Ход урока


Слайд 1. «Урок русского языка»

I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята!

У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Дети:

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных и веселых!

- Тихо сели девочки!

- Тихо сели мальчики!

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Слайд 2. « О сколько нам открытий чудных»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт- сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.


II. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.

А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

. Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ... снеговик.


Слайд 3. «Этимология слова «Снеговик»


Рассказ подготовленного ученика.

Снегови́к (он же - Сне́жная ба́ба) - простая снежная скульптура, создаваемая зимой - в основном, детьми. Лепка снеговиков - дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.

Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла - чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.

В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.

- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!

- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы - Деду Морозу.

Слайд 4. «Чистописание»

III. Чистописание. Задание Снеговика.

- Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве? Сс

- На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»? сн

- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)

- Можно ли назвать их родственными? Почему?

- Можно ли назвать эти слова «зимними»?

Слайд 5. «Словарно - орфографическая работа.

Картинный диктант».


IV. Словарно - орфографическая работа. Картинный диктант.

- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.

По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом -

Ушки торчком.

(Заяц). Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней) Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Коньки)

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это... ветер

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? .

..(Ворона) Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда...

(Пингвин ) Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные




(В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)

- Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.

Слайд 6, 7 «Группы слов»

V. Группировка слов по признакам. Устная работа.

- На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.

Слайд 8. «Сегодня на уроке»


VI. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое имя существительное, какие имена существительные одушевленные, а какие - неодушевленные.


Слайд 8. «Тема урока»


«Фонетический разбор слов»


VII. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)

- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает. (Коньки - 6 б., 5 зв., заяц - 4 б., 5 зв.). Докажите.

VIII. Работа по теме урока.


Слайд 9. «Разбор предложений»


А). Этимологическое значение слова ИНЕЙ.

ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. Ожегов «Словарь русского языка»

По-другому иней можно назвать КУРЖА, ОПОКА.

Разбор предложения. Предложение записано на доске.


На ветвях деревьев искрится иней.

-Дайте характеристику предложению и укажите главные члены предложения.

-О чем говорится в предложении? Что говорится об инее?

- Назовите имена существительные в предложении. Докажите.

- Какие это имена существительные одушевленные или неодушевленные?

- Есть народная примета:

Если пушистый иней на ветках - к хорошей солнечной морозной погоде.

Слайд 10. «Работа с пословицами

и поговорками».

Б) Работа с пословицами и поговорками.


Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Ветер вообще в народных изречениях - пословицах и поговорках занимает почетное место по частоте упоминаний. Порой - с большим уважением. Образ ветра пригодится, чтобы намекнуть, что на все происходящее имеются свои причины.

Без ветра волн не бывает.

Много таких пословиц, что помогают обличить пустословие, пустословие - это слова человека ничего не значащие:

Добрый пес на ветер не лает.

А уж отзываясь о недалеком уме, непутевости и несостоятельности, как не вспомнить про ветер:

В голове ветер свищет.

А вот о пользе осмотрительности и разумности тоже не обходятся без яркого примера ветра:

Никакой ветер не может быть попутным для того, кто не знает куда плыть.

Немало оптимистичных высказываний связано с символикой ветра. Например, когда человеку не везет. И, кажется, что не наступят хорошие времена, то на этот случай есть такая мудрость: «С ветру пришло, на ветер и уйдет». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер. Говорят: «Попутного тебе ветра!» - это значит «желаю тебе удачи!».

Давайте же друг другу скажем поговорку: «Попутного тебе ветра!». Что мы друг другу пожелаем? Скажите друг другу: «Желаю тебе удачи!»




Слайд 11. «Физкультминутка»

В). Пингвин - физкультминутка - игра. Урок-презентация на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

- Я буду называть предметы,

  • если имя существительное одушевлённое - поднимитесь на носочках вверх, если неодушевлённое - встаньте на пяточки.

ВЬЮГА, ПТИЦА, ЧЕЛОВЕК, МЕТЕЛЬ

  • если имя существительное одушевлённое - поднимите руки вверх, если неодушевлённое - поставьте руки на пояс.

ЯБЕДА, СНЕГОПАД, ЛЫЖНИК, КАЛЕНДАРЬ,


Слайд 12. «Игра»

А теперь предлагаю поиграть в игру «Рассади пассажиров»

«Работа по учебнику»

Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223.

- Ну вот, ворона нас в лес далеко заманила, нам нужно торопиться, иначе не успеем в гости к нашему лучшему другу всей детворы, да и взрослых тоже. Встаем скорее на коньки и бежим скорее.


Е). Мороз. Выборочное списывание с взаимопроверкой. .

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобка рыжий,

Только лыж у Бобки нет.


Девочки выписывают одушевленные имена существительные, а мальчики - неодушевленные.

-Расскажите, как вы определили: одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.

Слайд 16. «Итог урока»

IX. Итог урока.

- Давайте сделаем вывод:

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают одушевленные, неодушевленные существительные?

- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...Дед Мороз

Вот он Дед Мороз какой!

Ладно нарисован:

Вышел с сумкой не пустой

Перед годом Новым!

До чего ж хорош старик

На рисунке этом:

Улыбается, стоит

У еловых веток.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ... НовыйГод



«Продолжите предложение»

X. Релаксация.

- Продолжите любое предложение:

- Было интересно…

- У меня получилось…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

- Если вам понравился урок, нарисуйте на полях улыбку. Если нет - грусть.

Стихотворение рассказывает ученик


Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,



И ученье не считать

За свое мучение.

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание -

На "отлично" выполнять

Школьные задания.



XI. Домашнее задание.

Стр. №






Анализ урока русского языка

Ф.И.О. учителя Панкина Елена Александровна

Класс: 2 «Г»

Количество учащихся: 20 человек

Присутствовало на уроке : 20 человек

Дата проведения урока:

Цель посещения: аттестация учителя

Тема урока: « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Задачи:

  • образовательная - закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

  • воспитательная - связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Тип урока: урок изучения нового материала


В классе 20 человек. Среднего уровня подготовленности. С хорошей работоспособностью. Активных детей - 7 чел. Это дети, которые активно работают на всех уроках. С грамотной речью, внимательные, наблюдательные. Все задания выполняют четко, быстро, правильно.

Есть слабые дети - 4 чел., которые невнимательные, с рассеянным вниманием, с несвязной речью, с низкой работоспособностью. Не всегда правильно понимают задания, поэтому и выполняют неправильно, требуют внимания со стороны учителя.

Остальные дети работают по настроению, со средней работоспособностью.

Оборудование урока:

  • Учебник А.В. Поляковой «Русский язык» 2 класс, часть1.

  • Рабочие тетради.

  • Компьютер, презентация.

  • Экран, мультимедиааппаратура.

  • Магнитофон.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Структура этого урока:

а) организация начала, постановки целей и задач;

б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, письменный - выборочное списывание, выводы, обобщение знаний.

в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

3. Чистописание. Задание Снеговика.

4. Словарно - орфографическая работа. Картинный диктант.

5. Группировка слов по признакам. Устная работа.

6. Сообщение темы и цели урока.

7. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)

8. Работа по теме урока.

А). Разбор предложения. Предложение записано на доске.

Б). Работа с пословицами и поговорками.

В). Пингвин - физкультминутка - игра.

Г). Ворона предлагает вам игру «Рассадите пассажиров»

Д). Коньки. Работа в учебнике. Стр. № 219-223.

Е). Мороз. Взаимопроверка.

9. Итог урока.

10. Релаксация.

11. Домашнее задание.

Место урока в теме.

Это третий урок по данной теме, заключительный, поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Прослеживалась межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию - это упражнение в использовании поговорки, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент всего урока был направлен на закрепление знаний учащихся на данном этапе об одушевленных и неодушевленных предметах. Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной.

Использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая (девочки отдельно от мальчиков), самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Напряжение урока снималось через разнообразные задания и физкультминутку. А так же применился игровой прием - небольшое путешествие в гости к сказочному герою.

Использовались методы работы:

Словесные методы:

  • звуко-буквенный анализ,

  • комментированное письмо (объяснение орфограмм во время словарной работы и краткого фонетического разбора,

  • диалог учителя с учеником.

  • рассказ справочного материала подготовленных учеников.

Наглядные методы:

иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.

Средства: учебник, презентация к уроку.

Вывод: Урок построен и проведён методически верно. Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной.


Зам.директора по УВР__________________________________Р.С.Кудряшова

Председатель РМЦ учителей начальных классов __________Л.В.Красова

Председатель МО учителей нач.классов__________________З.А.Табачнова


© 2010-2022