- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Имя числительное в теме «Нумерация»
Имя числительное в теме «Нумерация»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пушкарева Е.Г. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рощупкина Людмила Ивановна, учитель математики
Пушкарева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №96»,г. Барнаул
Тема урока: Имя числительное в теме «Нумерация»
Продолжительность урока: 45 минут
Класс: 7
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Место урока:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.
Цели урока:
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное» и нумерационной системы счисления.
Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.
В результате чего ученик:
- умеет правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;
- умеет анализировать полученные решения;
- умеет делать выводы и грамотно выражать свои мысли;
- умеет обобщать свои знания и применять их в новых ситуациях.
Результаты обучения:
Математика:
-
I группа - Уровень А (минимальный): учащиеся должны выполнять простейшие преобразования выражений.
-
II группа - Уровень Б (общий): учащиеся должны владеть минимумом; уметь преобразовывать выражения на конструктивном уровне, самостоятельно выполняя проверку по «ключу».
-
III группа - Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем; уметь создавать проект по заданной теме.
Русский язык:
-
I группа - Уровень А (минимальный): учащиеся должны уметь правильно произносить и знать правила правописания числительных.
-
II группа - Уровень Б (общий): учащиеся должны выполнять частичный комплексный анализ текста; употреблять числительные в правильной форме, знать правила правописания.
-
III группа - Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем, уметь создавать проект по заданной теме.
Общая схема урока:
Организационное начало урока, постановка цели.
1. Орг.момент.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.
Реализация основных этапов урока в определенной последовательности (оптимальная стратегия учения и преподавания ).
1. Работа в группах.
2. Просмотр презентации.
3. Практическая работа в парах.
4. Отработка умений проверить себя.
5. Фронтальная работа.
Проверка. Осуществление обратной связи.
1. Диагностика уровня усвоения материала учащимися с предоставлением права выбора.
2. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе.
Подведение итогов, подстройка к будущему использованию знаний.
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание.
3. Определение перспективы повторения данной темы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методические комментарии
1. Орг.момент
Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.
Мобилизуют себя, сосредотачиваются
Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на уроке и положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.
2. Актуализация знаний.
Постановка проблемы: Что важнее математика или русский язык?
Обобщающее слово учителя: Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что важнее, нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: "Все науки в грамматике нужды имеют". Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.
Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции
(приложение 1).
Использование проблемной ситуации- побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов.
3.
Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.
Исследовательская беседа, позволяющая сформулировать тему урока (приложение 2).
Формируют цель своей работы на уроке, осмысливают её.
Учитель обобщает цель урока.
4. Самостоятельная работа ( тест)
Предлагает учащимся задания (приложение 3) ( по результатам выполнения которого учащиеся делятся на группы).
Самостоятельно выполняют тест.
5.
Работа в группах.
.
Обобщающее слово учителя (приложение 4)
III группа - творческая. Данным ребятам предлагается решить задачу и на основе этого написать рассказ, используя имена числительные.
II группа - это учащиеся, которые будут работать самостоятельно с последующей самопроверкой.
I группа - это учащиеся, которые будут работать под руководством учителя.
Вырабатывают свои варианты, обсуждают их, приходят к общему выводу.
.
6. Комплексное применение знаний, умений. Тренировоч-ные упражнения
.
Фронтальная работа с 1 группой
Разноуровневая работа с учащимися 2 группы ( приложение 5)
Защита проекта учащимися 3 группы
Работа в парах.
.
Проверяют правильность выполнения заданий (взаимопроверка ).
Работают в парах.
7.
Фронтальная работа с классом
"Сочини" загадку - таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.
-(245800 - 245700) одежек и все без застежек. (Капуста).
- (699 + 1) ворот, да (100000 - 99999) выход. (Невод).
- Выходили (30012 - 30000) молодцев, выносили (2552 - 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).
Выполняют задание устно.
8. Подведение промежуточ-ных итогов работы на каждом этапе.
Делает выводы об усвоении учащимися данной темы.
Определяют результативность своей деятельности. Оценивают своё участие в работе, осмысливают полученные знания.
Подведение итогов деятельности каждого ученика.
9.
Рефлексия.
Задаёт вопросы учащимся (лист рефлексии )
Отвечают на вопросы.
10.
Домашнее задание.
Составить и решить задачу на основе начала заданного текста:
Поздним осенним вечером в буфет школы №96 проникла банда грабителей.
Из холодильника было похищено ……
Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.
11.
Определение перспективы изучения данной темы.
Приложение 1.
М.:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Р.:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких - то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.
М:
Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Р:
Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.
М.:
Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.
Р:
Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: учитель
Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор. 3 мин
Приложение 2.
1. Исследовательская беседа.
- Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры)
- Продолжите фразу: "Цифры составляют …" (Число)
- Составьте слово (запись на доске):
ЧИСЛО - О + И + ТЕЛО - О + Ь + НОС - С + Е (Числительное)
- Найдите "лишнее слово": РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО.
(Ручка)
- Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте.(Нумерация)
- Проверьте - подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?
- Где изучается числительное?
- Где изучается нумерация?
- Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Итак, тема нашего урока "Имя числительное в теме "Нумерация". 3 мин
2. Поиск решения проблемы
- Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
- Итак, большинство из вас сказали "нет". Ну, а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.
- Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.
(Заслушиваются ответы детей).
Обобщающее слово учителя.
- Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать
Приложение 3.
Тест .
-
Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя ь?
а) 60;
б) 80;
в) 40.
-
Какие числительные склоняются так же, как и прилагательные?
а) дробные;
б) собирательные;
в) порядковые.
-
Выполнить действие + .
а) сумма двух третьих и трех пятых равна одной целой четырем пятнадцатым;
б) сумма две третьих и три пятых равна одна целая четыре пятнадцатых;
в) сумма дробей две третьих и три пятых равна пять восьмых.
-
Вычислить .
а) произведение три восьмых и шестнадцать двадцать первых равно две седьмых;
б) произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых равно двум седьмым;
в) три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых равно четырем седьмым
Приложение 4.
Наш урок носит прикладной характер. Мы с вами попытаемся соединить изучение математики с изучением русского языка. Великий ученый, скульптор, художник эпохи возрождения Леонардо де Винчи в свое время сказал: "Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство". Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чем говорил. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Всеми признан литературный талант Софьи Ковалевской, а академик, математик Виктор Буняковский в 40-х годах прошлого века опубликовал свои переводы Байрона и поэму "Паломничество Чайльд-Гарольда". Трудно сделать в жизни что-то крупное, имея познания только в естественных или только в гуманитарных науках. "Вдохновение нужно в поэзии, как в математике",- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают на этом уроке и в дальнейшем процессе обучения.
Приложение 5.
Разноуровневая работа с учащимися.
Уровень А (математика, с учителем)
Уровень Б (русский язык, самостоятельно)
Уровень А (русский язык, с учителем)
Уровень Б (математика, самостоятельно)
Задание: запишите текст, заменяя числа словами. Вставьте пропущенные буквы.
384 тысячи километров о…деляют нас от Луны. Самолёт, летящий со скоростью 1000 км/ч, достиг бы Луны через 16 суток. Луна меньше земли по диаметру почти в 4 раза, а по массе - в 81 раз. Поэтому Луна пр…тягива…т тела гораздо слабее, чем Земля - на лунной поверхност… тяжесть уменьшается почти в шесть раз. На Луне нет воздуха, значит нет и звука, нет ветра, нет воды. Небо там и днём, и ночью звёз…ное, бархатное, чёрное. Днём (а лунный день в 14 раз длиннее нашего) на ч…рном небе осл…пительно сия…т солнце, окружённое ж…мчужной короной.
1. Вычислите:
а) 1,25 - 3,8;
б) -0,4 - 1/8;
в) -2/9 -(-1 5/6);
г) 1 5/7 - (-3 11/14) + (-2 1/4);
2. Решите уравнения:
а) -1,3 + х = -2,18
б) -4,2 - х = 1,3
в) х + 2 1/6 = - 1 1/3.