Имя числительное в теме «Нумерация»

Тема урока: Имя числительное в теме «Нумерация»   Продолжительность урока: 45 минут Класс: 7 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Место урока: Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.   Цели урока: Цель урока: Обобщить  и систематизировать знания по теме «Имя числительное» и нумерационной системы счисления. Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам. В результате чего ученик...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рощупкина Людмила Ивановна, учитель математики

Пушкарева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №96»,г. Барнаул



Тема урока: Имя числительное в теме «Нумерация»


Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 7

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Место урока:

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.

Цели урока:

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное» и нумерационной системы счисления.

Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.

В результате чего ученик:

- умеет правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;

- умеет анализировать полученные решения;

- умеет делать выводы и грамотно выражать свои мысли;

- умеет обобщать свои знания и применять их в новых ситуациях.

Результаты обучения:

Математика:

  • I группа - Уровень А (минимальный): учащиеся должны выполнять простейшие преобразования выражений.

  • II группа - Уровень Б (общий): учащиеся должны владеть минимумом; уметь преобразовывать выражения на конструктивном уровне, самостоятельно выполняя проверку по «ключу».

  • III группа - Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем; уметь создавать проект по заданной теме.

Русский язык:

  • I группа - Уровень А (минимальный): учащиеся должны уметь правильно произносить и знать правила правописания числительных.

  • II группа - Уровень Б (общий): учащиеся должны выполнять частичный комплексный анализ текста; употреблять числительные в правильной форме, знать правила правописания.

  • III группа - Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем, уметь создавать проект по заданной теме.

Общая схема урока:

Организационное начало урока, постановка цели.

1. Орг.момент.

2. Постановка проблемы.

3. Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.

Реализация основных этапов урока в определенной последовательности (оптимальная стратегия учения и преподавания ).

1. Работа в группах.

2. Просмотр презентации.

3. Практическая работа в парах.

4. Отработка умений проверить себя.

5. Фронтальная работа.

Проверка. Осуществление обратной связи.

1. Диагностика уровня усвоения материала учащимися с предоставлением права выбора.

2. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе.

Подведение итогов, подстройка к будущему использованию знаний.

1. Рефлексия.

2. Домашнее задание.

3. Определение перспективы повторения данной темы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические комментарии

1. Орг.момент




Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.



Мобилизуют себя, сосредотачиваются




Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на уроке и положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.

2. Актуализация знаний.




Постановка проблемы: Что важнее математика или русский язык?

Обобщающее слово учителя: Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос, что важнее, нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: "Все науки в грамматике нужды имеют". Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.

Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции

(приложение 1).



Использование проблемной ситуации- побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов.


3.

Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.

Исследовательская беседа, позволяющая сформулировать тему урока (приложение 2).

Формируют цель своей работы на уроке, осмысливают её.

Учитель обобщает цель урока.

4. Самостоятельная работа ( тест)

Предлагает учащимся задания (приложение 3) ( по результатам выполнения которого учащиеся делятся на группы).

Самостоятельно выполняют тест.


5.

Работа в группах.


.




Обобщающее слово учителя (приложение 4)

III группа - творческая. Данным ребятам предлагается решить задачу и на основе этого написать рассказ, используя имена числительные.

II группа - это учащиеся, которые будут работать самостоятельно с последующей самопроверкой.

I группа - это учащиеся, которые будут работать под руководством учителя.

Вырабатывают свои варианты, обсуждают их, приходят к общему выводу.


.

6. Комплексное применение знаний, умений. Тренировоч-ные упражнения

.

Фронтальная работа с 1 группой

Разноуровневая работа с учащимися 2 группы ( приложение 5)

Защита проекта учащимися 3 группы

Работа в парах.





.

Проверяют правильность выполнения заданий (взаимопроверка ).

Работают в парах.

7.

Фронтальная работа с классом

"Сочини" загадку - таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.

-(245800 - 245700) одежек и все без застежек. (Капуста).

- (699 + 1) ворот, да (100000 - 99999) выход. (Невод).

- Выходили (30012 - 30000) молодцев, выносили (2552 - 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).

Выполняют задание устно.

8. Подведение промежуточ-ных итогов работы на каждом этапе.

Делает выводы об усвоении учащимися данной темы.

Определяют результативность своей деятельности. Оценивают своё участие в работе, осмысливают полученные знания.

Подведение итогов деятельности каждого ученика.

9.

Рефлексия.

Задаёт вопросы учащимся (лист рефлексии )

Отвечают на вопросы.

10.

Домашнее задание.

Составить и решить задачу на основе начала заданного текста:

Поздним осенним вечером в буфет школы №96 проникла банда грабителей.

Из холодильника было похищено ……

Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.

11.

Определение перспективы изучения данной темы.





Приложение 1.

М.:

Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

Р.:

Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких - то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней.

М:

Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Р:

Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.

М.:

Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Р:

Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

М: учитель

Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор. 3 мин

Приложение 2.

1. Исследовательская беседа.

- Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры)

- Продолжите фразу: "Цифры составляют …" (Число)

- Составьте слово (запись на доске):

ЧИСЛО - О + И + ТЕЛО - О + Ь + НОС - С + Е (Числительное)

- Найдите "лишнее слово": РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО.

(Ручка)

- Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте.(Нумерация)

- Проверьте - подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?

- Где изучается числительное?

- Где изучается нумерация?

- Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Итак, тема нашего урока "Имя числительное в теме "Нумерация". 3 мин

2. Поиск решения проблемы

- Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

- Итак, большинство из вас сказали "нет". Ну, а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.

- Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.

(Заслушиваются ответы детей).

Обобщающее слово учителя.

- Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать

Приложение 3.

Тест .

  1. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя ь?

а) 60;
б) 80;
в) 40.

  1. Какие числительные склоняются так же, как и прилагательные?

а) дробные;
б) собирательные;
в) порядковые.

  1. Выполнить действие Имя числительное в теме «Нумерация»+ Имя числительное в теме «Нумерация».

а) сумма двух третьих и трех пятых равна одной целой четырем пятнадцатым;
б) сумма две третьих и три пятых равна одна целая четыре пятнадцатых;
в) сумма дробей две третьих и три пятых равна пять восьмых.

  1. Вычислить Имя числительное в теме «Нумерация».

а) произведение три восьмых и шестнадцать двадцать первых равно две седьмых;
б) произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых равно двум седьмым;
в) три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых равно четырем седьмым

Приложение 4.

Наш урок носит прикладной характер. Мы с вами попытаемся соединить изучение математики с изучением русского языка. Великий ученый, скульптор, художник эпохи возрождения Леонардо де Винчи в свое время сказал: "Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство". Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чем говорил. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Всеми признан литературный талант Софьи Ковалевской, а академик, математик Виктор Буняковский в 40-х годах прошлого века опубликовал свои переводы Байрона и поэму "Паломничество Чайльд-Гарольда". Трудно сделать в жизни что-то крупное, имея познания только в естественных или только в гуманитарных науках. "Вдохновение нужно в поэзии, как в математике",- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают на этом уроке и в дальнейшем процессе обучения.

Приложение 5.

Разноуровневая работа с учащимися.

Уровень А (математика, с учителем)

Уровень Б (русский язык, самостоятельно)

Уровень А (русский язык, с учителем)

Уровень Б (математика, самостоятельно)

Задание: запишите текст, заменяя числа словами. Вставьте пропущенные буквы.

384 тысячи километров о…деляют нас от Луны. Самолёт, летящий со скоростью 1000 км/ч, достиг бы Луны через 16 суток. Луна меньше земли по диаметру почти в 4 раза, а по массе - в 81 раз. Поэтому Луна пр…тягива…т тела гораздо слабее, чем Земля - на лунной поверхност… тяжесть уменьшается почти в шесть раз. На Луне нет воздуха, значит нет и звука, нет ветра, нет воды. Небо там и днём, и ночью звёз…ное, бархатное, чёрное. Днём (а лунный день в 14 раз длиннее нашего) на ч…рном небе осл…пительно сия…т солнце, окружённое ж…мчужной короной.

1. Вычислите:
а) 1,25 - 3,8;
б) -0,4 - 1/8;
в) -2/9 -(-1 5/6);
г) 1 5/7 - (-3 11/14) + (-2 1/4);

2. Решите уравнения:
а) -1,3 + х = -2,18
б) -4,2 - х = 1,3
в) х + 2 1/6 = - 1 1/3.


© 2010-2022