- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая учебная программа по учебной дисциплине Риторика
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине Риторика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рочева О.Е. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Профессиональное образовательное частное учреждение
«АСТРАХАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИТОРИКА
_____________________________________________
Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
2015_г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
__________________________________
Председатель
__________________/_________
____ _____________20___
СОГЛАСОВАНО
Научно-методическим советом
Председатель____________ /_________/
____ _____________20___
Составитель: Рочева Ольга Евгеньевна , преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Лукина О.В., высшая квалификационная категория
Содержательная экспертиза: Попова В.П.., высшая квалификационная категория
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: Велявина Т.Б., председатель методического объединения преподавателей русского языка и литературы Астраханской области
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности _40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
6 -10
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12-13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИТОРИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально - экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- обладать культурой поведения;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой;
- вести беседу и задавать вопросы;
- грамотно выстраивать аргументацию при ведении спора;
- импровизировать во время публичного выступления.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- понятия спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.
Студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 54часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов;
самостоятельной работы 14 часов;
консультации 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа (всего)
14
Консультации
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины__________________
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
семестр
Раздел 1.
Риторика как наука
12/6(6)
Тема 1.1.
Тема 1.2
1.
Содержание учебного материала
Риторика в системе гуманитарного образования.
Формы существования языка.
Практическое занятие: Литературный язык - высшая форма русского языка.
2
2
2
2.
Самостоятельная работа по разделу 1 : Изучение античной риторики. Ораторское искусство Древней Греции. Риторика Средних веков и Эпохи возрождения.
6
Раздел 2.
Речевая деятельность
4/4(0)
Тема 2.1.
Тема 2.2
3.
Содержание учебного материала
Понятие о речевой деятельности.
Условия эффективной речевой коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения.
2
2
Раздел 3.
Профессиональная коммуникация юриста
4/4(2)
Содержание учебного материала
Тема 3.1
Слово в речи юриста. Требования, предъявляемые к речи юриста.
Выразительность речи.
Практическое занятие: Выразительность судебной речи.
Самостоятельная работа по разделу 3: Подготовьте обвинительную или защитительную речь на 5 - 7 минут, произнесите её в аудитории, затем проанализируйте с точки зрения логичности, убедительности, действенности. При этом не забывайте о чёткой дикции, интанационно - выразительных средствах. Соблюдайте орфоэпические нормы.
Консультации: Особенности защитительной и обвинительной речи.
2
2
1
1
Раздел 4.
Общение в юридической практике
8/6(2)
Тема 4.1
Тема 4.2
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Языковые особенности судебной речи.
Беседа. Консультирование.
Вопросно - ответная форма речевой коммуникации.
Практическое занятие: Психолго - риторические аспекты убеждения.
2
2
2
2
Раздел 5.
Основы полемического мастерства в юридической деятельности
24/18(6)
Тема 5.1
Тема 5.2
Тема 5.3
Тема 5.4
Тема 5.5.
Тема 5.6
Тема 5.7
Основные понятия теории ораторского искусства. Взаимодействие оратора и аудитории.
Композиция выступления. Классификация вопросов. Виды ответов
Спор и его виды. Основные правила ведения спора.
Особенности судебной речи. Характеристика судебной аудитории.
Виды судебных речей.
Искусство доказательства в суде. Логические основы выступления.
Психолого - риторические особенности судебной речи.
Практическое занятие: Вопросно - ответная форма в процессе судопроизводства.
Практическое занятие: Совершенствование профессиональной речи будущих юристов. Ролевая игра «Судебные прения».
Самостоятельная работа по разделу 5: Подготовьте и проведите импровизированную консультацию для юристов по правовым вопросам, обращая внимание на качество воздействующей речи. Подумайте, какие вопросы могут быть заданы Вам, и приготовьтесь ответить на них.
Консультации: Особенности консультирования в практической деятельности юриста социальной сферы.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7
3
Всего:
54/ 36 (14)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- образцы;
- учебная документация.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бойко А. Язык Фемиды: О формировании речевой культуры будущего юриста.-М., 2013г.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.-Ростов н/Д, 2013г.
3. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.-М., 2014г.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие.-М., 2013г.
5. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): Учебное пособие. - М., 2014г.
Дополнительные источники:
1 Киселёв Е.В. Этика адвоката. - Л., 2012г.
2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие.- М.,2012г.
3. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М., 2013г.
4. Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста: Практическое пособие. - М., 2014г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- логически верно, аргументировано ясно строить устную и письменную речь;
- обладать культурой поведения;
Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (составление текстов с использованием профессиональной лексики).
- Самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой;
Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (работа со словарями).
- грамотно выстраивать аргументацию при ведения спора;
- импровизировать во время публичного выступления.
Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (подготовка публичных выступлений).
Знания:
Устный опрос, практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания.
- Основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- понятие спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.