Рабочая учебная программа по учебной дисциплине Риторика

Рабочая программа по учебной дисциплине "Риторика" направлена на изучение основных требований, предъявляемых к профессиональной речи юриста и соответствует ФГОС среднего профессионального образования. В программе особое место отведено на изучение видов судебных речей, а именно: обвинительной, защитительной речи . Кроме этого, тематика практических занятий направлена на совершенствование речи будущих юристов с использованием профессиональной лексики.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональное образовательное частное учреждение

«АСТРАХАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИТОРИКА

_____________________________________________


Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»




2015_г.



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

__________________________________

Председатель

__________________/_________

____ _____________20___

СОГЛАСОВАНО

Научно-методическим советом

Председатель____________ /_________/

____ _____________20___

Составитель: Рочева Ольга Евгеньевна , преподаватель высшей квалификационной категории

Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза: Лукина О.В., высшая квалификационная категория

Содержательная экспертиза: Попова В.П.., высшая квалификационная категория

Внешняя экспертиза:

Содержательная экспертиза: Велявина Т.Б., председатель методического объединения преподавателей русского языка и литературы Астраханской области


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности _40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».












СОДЕРЖАНИЕ

стр.



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

6 -10

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12-13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


РИТОРИКА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально - экономического цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- обладать культурой поведения;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой;

- вести беседу и задавать вопросы;

- грамотно выстраивать аргументацию при ведении спора;

- импровизировать во время публичного выступления.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- понятия спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.

Студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 54часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов;

самостоятельной работы 14 часов;

консультации 4 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа (всего)

14

Консультации

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины__________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

семестр


Раздел 1.

Риторика как наука


12/6(6)

Тема 1.1.

Тема 1.2

1.

Содержание учебного материала

Риторика в системе гуманитарного образования.

Формы существования языка.

Практическое занятие: Литературный язык - высшая форма русского языка.

2

2

2

2.

Самостоятельная работа по разделу 1 : Изучение античной риторики. Ораторское искусство Древней Греции. Риторика Средних веков и Эпохи возрождения.

6


Раздел 2.

Речевая деятельность

4/4(0)

Тема 2.1.

Тема 2.2

3.

Содержание учебного материала

Понятие о речевой деятельности.

Условия эффективной речевой коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения.

2


2

Раздел 3.


Профессиональная коммуникация юриста

4/4(2)



Содержание учебного материала






Тема 3.1


Слово в речи юриста. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Выразительность речи.

Практическое занятие: Выразительность судебной речи.

Самостоятельная работа по разделу 3: Подготовьте обвинительную или защитительную речь на 5 - 7 минут, произнесите её в аудитории, затем проанализируйте с точки зрения логичности, убедительности, действенности. При этом не забывайте о чёткой дикции, интанационно - выразительных средствах. Соблюдайте орфоэпические нормы.

Консультации: Особенности защитительной и обвинительной речи.

2



2

1






1





Раздел 4.


Общение в юридической практике

8/6(2)

Тема 4.1

Тема 4.2

Тема 4.3


Содержание учебного материала

Языковые особенности судебной речи.

Беседа. Консультирование.

Вопросно - ответная форма речевой коммуникации.

Практическое занятие: Психолго - риторические аспекты убеждения.

2



2



2

2

Раздел 5.


Основы полемического мастерства в юридической деятельности

24/18(6)

Тема 5.1

Тема 5.2

Тема 5.3

Тема 5.4

Тема 5.5.

Тема 5.6

Тема 5.7


Основные понятия теории ораторского искусства. Взаимодействие оратора и аудитории.

Композиция выступления. Классификация вопросов. Виды ответов

Спор и его виды. Основные правила ведения спора.

Особенности судебной речи. Характеристика судебной аудитории.

Виды судебных речей.

Искусство доказательства в суде. Логические основы выступления.

Психолого - риторические особенности судебной речи.

Практическое занятие: Вопросно - ответная форма в процессе судопроизводства.

Практическое занятие: Совершенствование профессиональной речи будущих юристов. Ролевая игра «Судебные прения».

Самостоятельная работа по разделу 5: Подготовьте и проведите импровизированную консультацию для юристов по правовым вопросам, обращая внимание на качество воздействующей речи. Подумайте, какие вопросы могут быть заданы Вам, и приготовьтесь ответить на них.

Консультации: Особенности консультирования в практической деятельности юриста социальной сферы.

2



2

2

2

2

2

2

2

2

7



3





















Всего:

54/ 36 (14)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общеобразовательных дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- образцы;

- учебная документация.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Бойко А. Язык Фемиды: О формировании речевой культуры будущего юриста.-М., 2013г.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.-Ростов н/Д, 2013г.

3. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.-М., 2014г.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие.-М., 2013г.

5. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): Учебное пособие. - М., 2014г.

Дополнительные источники:

1 Киселёв Е.В. Этика адвоката. - Л., 2012г.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие.- М.,2012г.

3. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М., 2013г.

4. Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста: Практическое пособие. - М., 2014г.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- логически верно, аргументировано ясно строить устную и письменную речь;

- обладать культурой поведения;

Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (составление текстов с использованием профессиональной лексики).

- Самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас профессиональной лексикой;

Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (работа со словарями).

- грамотно выстраивать аргументацию при ведения спора;

- импровизировать во время публичного выступления.

Практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания (подготовка публичных выступлений).

Знания:

Устный опрос, практические занятия, домашняя работа, индивидуальные задания.

- Основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- основные правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- понятие спора, источники, причины, виды и способы разрешения споров.







© 2010-2022