- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по дисциплине ОД. 01. 08 Русский язык по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество
Рабочая программа по дисциплине ОД. 01. 08 Русский язык по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванников Е.Б. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОБУ СПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
Р У С С К И Й
Я З Ы К
по специальности
51.02.01 Народное художественное творчество:
Театральное творчество,
Хореографическое творчество
Санкт-Петербург
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО), по специальности 51.02.01
Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество Рабочего учебного плана ЛОККиИ.
Организация-разработчик:
ГОБУ СПО «Ленинградский областной колледж культуры и искусств»
Разработчик:
Е.Б. Иванников, преподаватель русского языка и литературы ГОБУ СПО ЛОККиИ
Рабочая программа рекомендована методическим советом Ленинградского областного колледжа культуры и искусства.
Утверждена: «____» ___________ 2014г.
Зам. директора по учебной работе:
Агапитова М.А.
Председатель гуманитарной комиссии
Ветринская А.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . 4
1.2. Область применения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.4. Перечень формируемых компетенций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . .6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. . . . . . . . . ……………...7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. . . . . . 32
3.2. Информационное обеспечение обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 071501 Народное художественное творчество: Театральное творчество, Хореографическое творчество.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОД.01.08 Федеральный компонент среднего (полного) общего образования.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль;
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
-
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
-
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
-
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей;
-
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-
о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
-
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка студента 140 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 93 часов,
- самостоятельная работа студента 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
140
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
93
в том числе:
лекции
23
лабораторные работы
*
практические занятия
68
контрольные работы
2
курсовая работа (если предусмотрена)
*
Самостоятельная работа студента (всего)
47
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрена)
*
подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, эссе и пр. письменных работ)
43
подготовка к промежуточной аттестации
2
Подготовка к экзамену
2
Итоговая аттестация экзамен в 3 семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК»
-
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел I.
Общие понятия о русском языке
Тема 1.1.
Введение.
Содержание учебного материала:
-
Повторение изученного материала в школе.
-
Задачи дисциплины.
-
Основные требования курса.
1
1
Тема 1.2.
Язык и речь.
Содержание учебного материала:
-
Язык как система.
-
Основные единицы языка.
-
Понятие о национальном языке.
-
Понятие о литературном языке.
-
Понятие о литературной норме.
-
Типы нормы.
2
1
Самостоятельная работа:
Словари русского языка.
1
Тема 1.3.
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм.
Содержание учебного материала:
-
Определение понятия «орфография».
-
Принципы русской орфографии: традиционный, фонетический и морфологический.
-
Типы и виды орфограмм: правописание гласных и согласных.
1
2
Самостоятельная работа:
Правописание сложных слов и частей речи.
1
1
2
3
4
Раздел II.
Правописание гласных.
Тема 2.1.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
Содержание учебного материала:
-
Безударные гласные в корне проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.
-
Гласные о - а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать).
-
В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения.
0,5
1
Практическое занятие:
тест
0,5
Самостоятельная работа:
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.
1
1
2
3
4
Тема 2.2.
Чередование гласных в корне
Содержание учебного материала:
-
В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о. Исключения: вы́гарки, úзгарь, прúгарь (специальные и диалектные слова).
-
В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а. Исключения: зорянка, зоревáть.
-
В корне кас- - кос- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а.
-
В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о.
-
В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о. Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).
-
Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость». В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.
-
Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне». Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий». В корне рас- - рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.
-
В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о. Исключения: скачóк, скачý.
-
В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о. Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-).
-
В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-.
0,5
2
Практическое занятие:
тест.
0,5
Самостоятельная работа:
В корнях -бер-, -бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел- - стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-. Исключения: сочетать, сочетание.
1
1
2
3
4
Тема 2.3.
Гласные о-е(ё) после шипящих согласных ж, ч, ш, щ
Содержание учебного материала:
-
После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и. Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
-
Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.).
-
После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е; при отсутствии таких соотношений пишется о.
-
Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог.
-
Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь - жёг).
-
Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой «о».
0,5
2
Практическое занятие:
тест.
0,5
Самостоятельная работа:
В словах иноязычного происхождения возможно написание «о» после шипящих в безударном слоге.
1
1
2
3
4
Раздел III. Правописание согласных.
Тема 3.1.
Правописание двойных согласных
Содержание учебного материала:
-
Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними.
-
При наличии звукового чередования зг - зж, зд - зж пишется не двойное ж, а зж.
-
В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.
-
Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной.
-
В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная.
-
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются.
-
В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная.
-
Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной.
-
Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю.
-
С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.
0,5
2
Практическое занятие:
тест.
0,5
Самостоятельная работа:
В суффиксе -есс-а- пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса).
В суффиксе -етта пишутся два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.
1
1
2
3
4
Раздел IV.
Правописание букв в различных морфемах.
Тема 4.1.
Правописание приставок: буквы «и» и «ы» после приставок; пре и при
Содержание учебного материала:
-
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением.
-
Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова.
-
В слове взимать пишется и согласно произношению.
-
После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы.
-
Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-.
-
Приставка пре- придает словам:
а) значение высокой степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень», «весьма».
б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-).
Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности.
б) прибавления, приближения, присоединения.
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок.
г) доведения действия до конца.
д) совершения действия в чьих-либо интересах.
0,5
2
Практическое занятие:
тест.
0,5
Самостоятельная работа:
Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-: пребывать - прибывать, предать - придать, предел - придел, преемник - приёмник, восприемник, презирать - призирать, преклонить - приклонить, преступить - приступить, претворить - притворить, преуменьшать - приуменьшать, преходящий - приходящий и др.
1
1
2
3
4
Тема 4.2.
Правописание «н» и «нн» в суффиксах различных частей речи
Содержание учебного материала:
-
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишутся два н; как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется одно н.
-
Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн - н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению.
-
При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова.
-
Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не.
-
Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов.
-
Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.
-
С двумя н пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение имени прилагательного.
-
С двумя н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный.
-
В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.
-
В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой.
-
В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание двух н.
-
Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н, а в краткой - с одним н, подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и значение вида.
0,5
2
Практическое занятие:
тест.
0,5
Самостоятельная работа:
В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции.
1
1
2
3
4
Тема 4.3.
Правописание частиц
Содержание учебного материала:
-
Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно.
-
Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав цельных слов.
-
Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие.
-
Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко,
-
Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределенности, но и для придания им оттенка эмоциональности.
-
Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения.
-
Если частица -то попадает в середину сложного слова, часть которого соединяется дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается.
-
Частица кое-(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно.
-
Частица -таки пишется через дефис:
а) после наречий.
б) после частиц.
в) после глаголов.
-
В остальных случаях -таки пишется отдельно.
-
Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается.
-
Правописание не с именами существительными.
-
Правописание не с именами прилагательными.
-
Правописание не с именами числительными.
-
Правописание не с местоимениями.
-
Правописание не с глаголами.
-
Правописание не с причастиями.
-
Правописание не с наречиями.
0,5
2
Контрольная работа:
Диктант на знания основных орфографических правил.
0,5
Самостоятельная работа:
Правописание частицы «ни».
1
1
2
3
4
Раздел V.
Нормы пунктуации.
Тема 5.1.
Знаки препинания в простом предложении; однородные члены предложения
Содержание учебного материала:
-
Однородные члены, не соединенные союзами.
-
Однородные и неоднородные определения.
-
Однородные и неоднородные приложения.
-
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами.
-
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.
-
Однородные члены, соединенные парными союзами.
1
1
Практическое занятие:
Разбор предложений.
2
Самостоятельная работа:
Обобщающие слова при однородных членах.
1
Тема 5.2.
Знаки препинания в сложном предложении (бессоюзное, сложноподчиненное и сложносочиненное предложение)
Содержание учебного материала:
-
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1.1 Запятая в сложносочиненном предложении.
1.2 Точка с запятой в сложносочиненном предложении.
1.3 Тире в сложносочиненном предложении.
2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2.1 Запятая между главным и придаточным предложениями.
2.2 Запятая при сложных подчинительных союзах.
2.3 Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
2.4 Запятая на стыке двух союзов.
2.5 Тире в сложноподчиненном предложении.
2.6 Двоеточие в сложноподчиненном предложении.
3. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3.1 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
3.2 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
3.3 Тире в бессоюзном сложном предложении.
2
2
Самостоятельная работа:
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении.
1
Контрольная работа:
Диктант на знания основных пунктуационных правил.
1
Подготовка к контрольной работе:
Повторение изученного материала по разделу «Нормы пунктуации».
1
1
2
3
4
Раздел VI.
Фонетика и орфоэпия.
Тема 6.1.
Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения
Содержание учебного материала:
-
Фонетика.
-
Гласные и согласные звуки.
-
Ударение.
-
Слог.
-
Звуковые законы в русском языке.
-
-
Орфоэпия.
-
Стили произношения.
-
Произношение безударных гласных звуков.
-
Произношение согласных звуков.
-
Особенности произношения иностранных слов.
-
-
Фонетические средства речевой выразительности.
-
Благозвучие речи.
-
Звукопись.
-
Звукоподражание.
-
3
2
Практическое занятие:
Расстановка ударений в словах.
3
Самостоятельная работа:
Как произносить имена и отчества.
Литературное ударение.
2
1
2
3
4
Раздел VII.
Лексика и фразеология.
Тема 7.1.
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
Содержание учебного материала:
-
Лексическая система.
-
Лексико-семантическая система языка и ее специфика.
-
Лексико-семантическая группы (ЛСГ).
-
Семантическое поле как лексико-семантическая категория высшего порядка. Его природа и определение.
-
Гипонимия, ее логическая и лингвистическая природа.
-
Многозначность (полисемия), ее природа и определение. Асимметрия знака и значения в многозначном слове.
-
Фразеологические сращения.
-
Фразеологические единства.
-
Фразеологические сочетания.
3
2
Практическое занятие:
Работа со словарём.
3
Самостоятельная работа:
Типы полисемии по характеру языковой мотивированности, топологии и видам оппозиции.
2
1
2
3
4
Тема 7.2.
Лексические ошибки и их исправление.
Содержание учебного материала:
-
Речевые ошибки
-
Употребление слова в несвойственном ему значении.
-
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
-
Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
-
Неправильное употребление паронимов.
-
-
Лексическая сочетаемость.
-
Употребление синонимов.
-
Употребление омонимов.
-
Употребление многозначных слов.
-
Многословие.
-
Лексическая неполнота высказывания.
1
2
Практическое занятие:
Работа со словарём.
3
Самостоятельная работа:
Новые слова.
Устаревшие слова.
Слова иноязычного происхождения.
Диалектизмы.
Разговорные и просторечные слова.
Профессиональные жаргонизмы.
Клише и штампы.
2
Тема 7.3.
Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление
Содержание учебного материала:
-
Замена компонента фразеологического сочетания.
-
Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота.
-
Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания.
-
Контаминация (смешение) двух оборотов.
-
Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма.
-
Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами.
-
Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту.
1
2
Практическое занятие:
Работа со словарём
3
Самостоятельная работа:
Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота.
1
1
2
3
4
Раздел VIII. Словообразование.
Тема 8.1.
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Содержание учебного материала:
-
Способы словообразования в русском языке.
-
Стилистическая оценка русского словообразования.
-
Выразительные возможности словообразования.
-
Экспрессивное словообразование в художественной речи.
-
Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в словоупотреблении.
-
1
2
Практическое занятие:
Морфемный разбор слов.
5
Самостоятельная работа:
Стилевая закреплённость словообразовательных средств.
1
Раздел IX.
Морфология.
Тема 9.1. Самостоятельные и служебные части.
Содержание учебного материала:
-
Самостоятельные части речи.
-
Имя существительное.
-
Имя прилагательное.
-
Имя числительное.
-
Местоимение.
-
Глагол.
-
Причастие.
-
Деепричастие.
-
Наречие.
-
Слова категории состояния.
-
-
Служебные части речи.
-
Предлог.
-
Союзы.
-
Частицы.
-
Междометия, звукоподражательные слова.
-
2
2
Самостоятельная работа: Слова категории состояния.
Междометия, звукоподражательные слова.
1
1
2
3
4
Тема 9.2.
Нормативное употребление форм слов. Стилистика частей речи
Содержание учебного материала:
-
Стилистика имени существительного.
-
Место имени существительного в разных стилях речи.
-
Стилистическое использование имен существительных в художественной речи.
-
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного. Стилистическая характеристика категории рода. Стилистическая характеристика категории числа. Стилистическая характеристика вариантов падежных форм.
-
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных.
-
-
Стилистика имени прилагательного.
-
Место имени прилагательного в разных стилях речи.
-
Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи.
-
Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных.
-
Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных.
-
Стилистическая оценка кратких прилагательных.
-
Стилистическая характеристика вариантных форм прилагательных.
-
Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах.
-
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных.
-
4
2
Самостоятельная работа:
1. Стилистика имени числительного.
1.1 Место имени числительного в разных стилях речи.
1.2 Стилистическое использование имен числительных в художественной речи.
1.3 Синонимия количественно-именных сочетаний.
1.4 Стилистическая характеристика вариантных форм имени числительного.
Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных.
2
1
2
3
4
Тема 9.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм имен существительных, прилагательных, местоимений.
Содержание учебного материала:
-
-
Существительные конкретные и неконкретные (вещественные, собирательные, отвлеченные).
-
Существительные нарицательные и собственные.
-
Существительные одушевленные и неодушевленные.
-
Существительные общего рода.
-
Род существительных с размерно-оценочными суффиксами.
-
Род существительных, образованных словосложением.
-
Род несклоняемых существительных.
-
Род сложносокращенных слов (аббревиатур).
-
Родовые варианты.
-
Стилистическое использование категории рода.
-
Существительные, имеющие форму только единственного числа.
-
Существительные, имеющие форму только множественного числа.
-
Использование формы единственного числа существительных, изменяющихся по числам.
-
Использование формы множественного числа существительных, изменяющихся по числам.
-
Использование формы множественного числа существительных, не изменяющихся по числам.
-
Ошибочное употребление формы множественного числа существительных.
-
Склонение имен существительных.
-
Особенности в образовании падежных форм.
-
Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных 2-го склонения.
-
Склонение существительных с первым компонентом пол… (пол-).
-
Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе.
-
1-е склонение. Родительный падеж существительных мужского рода.
-
Предложный падеж существительных мужского рода.
-
2-е и 3-е склонение.
-
Особенности образования форм именительного падежа множественного числа отдельных групп имен существительных.
-
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения.
-
Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа.
-
Варианты окончаний творительного падежа множественного числа.
-
Склонение собственных имен.
-
3
3
1
2
3
4
-
-
Качественные прилагательные.
-
Относительные прилагательные.
-
Притяжательные прилагательные.
-
Степени сравнения качественных прилагательных.
-
Значение и образование сравнительной и превосходной степени.
-
Стилистическая окраска и употребление степеней сравнения прилагательных.
-
Сравнительная степень.
-
Превосходная степень.
-
Образование краткой формы прилагательных.
-
Употребление кратких и полных прилагательных (стилистические, смысловые и конструктивно обусловленные различия между краткой и полной формой).
-
Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных в современных текстах.
-
Переход других частей речи в прилагательные.
-
Переход прилагательных в существительные.
-
Практическое занятие:
Грамматический анализ форм существительных, прилагательных и местоимений: определение рода, числа, падежа, склонения (если есть).
3
Самостоятельная работа:
3.1 Личные местоимения.
3.2 Грамматическая противопоставленность личных местоимений как средство повышения выразительности речи.
3.3 Притяжательные местоимения.
3.4 Указательные местоимения.
3.5 Определительные местоимения.
Неопределенные местоимения.
3
1
2
3
4
Тема 9.4.
Ошибки в образовании и правописании глаголов, причастий и деепричастий, наречий, предлогов.
Склонение числительных.
Содержание учебного материала:
-
-
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о-а в основе.
-
При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч.
-
При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-.
-
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе.
-
-
-
Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
-
Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
-
1
3
Самостоятельная работа:
-
Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву.
-
В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т-.
2
Практическое занятие: Грамматический анализ форм глаголов, причастий, деепричастий, наречий и числительных.
4
Подготовка к контрольной работе: повторение раздела «Морфология»
1
Контрольная работа:
Диктант на знание правописаний знаменательных и служебных частей речи.
1
1
2
3
4
Раздел X.
Синтаксис.
Тема 10.1.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Содержание учебного материала:
-
Предмет синтаксиса.
-
Система синтаксических единиц.
-
Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.
-
Грамматические значения синтаксических единиц.
-
Синтаксис в системе языка.
2
1
Самостоятельная работа:
Синтаксические связи и отношения.
1
Тема 10.2.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, единое синтаксическое целое.
Содержание учебного материала:
-
Понятие «словосочетание».
-
Понятие «предложение».
-
Понятие «единое синтаксическое целое».
2
2
Самостоятельная работа:
Понятие «текст».
1
Тема 10.3. Словосочетание и его типология.
Содержание учебного материала:
-
Синтаксически свободные и несвободные словосочетания.
-
Простые и сложные словосочетания.
-
Глагольные, именные и наречные словосочетания.
-
Определительные, объектные и обстоятельственные словосочетания.
2
2
Самостоятельная работа:
Словосочетания по типу связи: согласование, управление и примыкание.
1
Тема 10.4.
Простое предложение. Предикативность как основная грамматическая категория предложения.
Содержание учебного материала:
-
Общие сведения.
-
Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные.
-
Распространенные и нераспространенные предложения.
-
Двусоставные и односоставные предложения.
1
2
Практическая работа: тест
1
Самостоятельная работа:
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Восклицательные предложения.
1
1
2
3
4
Тема 10.5.
Типология простого предложения.
Содержание учебного материала:
-
Простое предложение. Строение двусоставного предложения.
-
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.
-
Типы сказуемого и способы его выражения.
-
Простое глагольное сказуемое.
-
Составное глагольное сказуемое.
-
Именное сказуемое.
-
Сложное сказуемое.
-
Типы односоставных предложений.
-
Общие сведения. К истории вопроса.
-
Определенно-личные предложения.
-
Неопределенно-личные предложения.
-
Обобщенно-личные предложения.
-
Безличные предложения.
-
1
2
Практическая работа:
тест.
1
Самостоятельная работа:
Инфинитивные предложения.
Номинативные предложения.
Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями.
2
1
2
3
4
Тема 10.6
Однородность как грамматическое явление. Обособление второстепенных членов.
Содержание учебного материала:
-
Предложения с однородными членами.
-
Понятие об однородных членах.
-
Союзы при однородных членах.
-
Однородные и неоднородные определения.
-
Однородные определения.
-
Неоднородные определения.
-
-
Согласование в предложениях с однородными членами.
-
Форма сказуемого при однородных подлежащих.
-
Согласование определений с определяемым словом.
-
-
Предлоги при однородных членах.
-
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
-
-
Предложения с обособленными членами.
-
Общие понятия.
-
Обособленные согласованные определения.
-
Обособленные несогласованные определения.
-
Обособленные приложения.
-
Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями.
-
Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения.
-
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
-
1
3
Практическая работа:
Тест.
1
Самостоятельная работа:
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
1
1
2
3
4
Тема 10.7
Грамматически не связанные с предложением конструкции.
Содержание учебного материала:
-
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
-
Вводные слова и словосочетания.
-
Вводные предложения.
-
Вставные конструкции.
-
-
Обращение.
-
Понятие об обращении.
-
Способы выражения обращения.
-
-
Присоединительные конструкции.
-
Краткая история вопроса.
-
Сущность присоединения.
-
Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.
-
1
3
Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1
Самостоятельная работа:
Союзные присоединительные конструкции.
Бессоюзные присоединительные конструкции.
1
Тема 10.8.
Актуальное членение предложения
Содержание учебного материала:
-
Синтаксическое и актуальное членение предложения.
-
Тема-рематическое членение.
1
3
Практическая работа:
Вычленение темы и ремы в предложениях и в тексте в целом.
1
Самостоятельная работа:
Виды тема-рематического членения.
1
1
2
3
4
Тема 10.9. Коммуникативные и стилистические особенности порядка слов в современном русском языке.
Содержание учебного материала:
-
Коммуникативное, синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.
-
Место дополнения в предложении.
-
Место определения в предложении.
-
Место обстоятельств в предложении.
1
3
Практическая работа:
Полный синтаксический разбор предложений.
1
Самостоятельная работа:
Место подлежащего и сказуемого в простом предложении.
1
Тема 10.10.
Типология сложных предложений
Содержание учебного материала:
-
Понятие о сложном предложении.
-
Сочинение и подчинение в сложном предложении.
1
3
Практическая работа:
Составить сравнительную таблицу простого и сложного предложений на основе анализа текста.
1
Самостоятельная работа:
Средства выражения отношений между частями сложного предложения.
1
Тема 10.11.
Типы сложносочиненных предложений
Содержание учебного материала:
-
Структура сложносочиненных предложений.
-
Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений.
1
3
Практическая работа:
тест
1
Самостоятельная работа:
Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные отношения.
1
1
2
3
4
Тема 10.12.
Основные группы придаточных предложений
Содержание учебного материала:
-
-
Общие сведения.
-
Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении.
-
Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей.
-
Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении.
-
Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений.
-
Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью.
-
Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной.
-
1
3
Практическая работа:
Тест.
1
Самостоятельная работа:
Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями.
Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.
1
Тема 10.13.
Бессоюзное сложное предложение.
Содержание учебного материала:
-
Общие сведения.
-
Виды бессоюзных сложных предложений.
1
3
Практическая работа:
Синтаксический разбор текста с бессоюзными предложениями.
1
Самостоятельная работа:
История вопроса об выделении бессоюзных предложений как отдельного типа сложного предложения.
1
1
2
3
4
Тема 10.14.
Сложное синтаксическое целое.
Содержание учебного материала:
-
Сложные синтаксические конструкции.
-
Общие сведения.
-
Разновидности сложных синтаксических конструкций.
-
-
Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).
-
Общие сведения.
-
Структурные особенности сложных синтаксических целых.
-
1
3
Контрольная работа:
Диктант по итогам изученного раздела «Синтаксис»
1
Подготовка к контрольной работе:
Повторение изученного материала по темам: простое и сложное предложение, обособленные, однородные и грамматически несвязанные члены предложения.
1
Тема 10.15.
Многочленное сложное предложение.
Содержание учебного материала:
-
-
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.
-
Сложноподчиненные предложения с несколькими главными частями и одной придаточной.
-
1
3
Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1
Самостоятельная работа:
Период.
1
1
2
3
4
Тема 10.16.
Текст как высшее коммуникативно-синтаксическое единство.
Содержание учебного материала:
-
Абзац.
-
Общие сведения.
-
Абзац и сложное синтаксическое целое.
-
Абзац в диалогическом и монологическом тексте.
-
-
Прямая и косвенная речь.
-
Понятие о прямой и косвенной речи.
-
Прямая речь.
-
Косвенная речь.
-
1
3
Практическая работа:
Синтаксический разбор предложений.
1
Самостоятельная работа:
Несобственно-прямая речь.
1
Подготовка к экзамену
2
Всего:
140
-
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- орфографические, толковые, этимологический, словообразовательный , аспектные словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь;
- справочники по истории литературы;
- раздаточные материалы справочного характера;
- дидактические материалы;
- обучающие материалы для самостоятельной работы студентов.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, телевизор или экран для демонстрации мультимедийных материалов.
3.1. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классов. М., 2010.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2008.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. . Русский язык и культура речи. М,. 2011.
4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. Оникс, 2010.
5. Герасименко Н.А. Русский язык. М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Культура речи: нормы русского языка (Подготовимся к ЕГЭ). Екатеринбург,
2005.
2. Культура русской речи: учебник / отв.ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М.,
2008.
3. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2004.
4..Ипполитова Н.А , Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи.
Практикум. М., 2006.
5. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи.
под ред. В.Д.Черняк. СПб-М, 2006.
6. Руднев В.Н. русский язык и культура речи. Кнобус, 2012.
7. Лекант П.А. Русский язык и культура речи. Дрофа, 2009.
8. ЕГЭ: Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2010. М.-СПб,. 2010.
9. Данилевская Н.В., Дускаева Л.Р. Русская грамматика в таблицах и тестах. Пермь, 2007.
10. Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах. Пермь, 2008.
11. Лазарева Н.В. Русский язык. Система подготовки к экзаменам (ЕГЭ). Практикум. СПб, 2004.
Интернет-ресурсы:
русскоязычные aport.ru, yandex.ru, rambler.ru,
англоязычная - yahoo.com.
gramma.ru
gramota.ru
Энциклопедии и словари - mega.km.ru, lib.ru, encyclopedia.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины, итоговая аттестация проводится в форме экзамена в 3 семестре.
Текущий контроль проводится в форме разностороннего анализа текстов разных типов речи и функциональных стилей речи, выполнением практических заданий различного уровня сложности, отработкой и закреплением орфографических, пунктуационных навыков студентов, созданием текстов различных типов речи и функциональных стилей.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля результатов обучения
Методы
Контроля
результатов обучения
Оценка результатов обучения
Освоенные умения:
- умение осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей,
- навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации
Усвоенные знания:
- знания о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.
Входной
Текущий
Промежу-точный
Итоговый
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
-тестирование;
- экспертная оценка лингвистического анализа текстов разных типов и стилей речи;
- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;
- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);
- оценивание проведенных исследований;
- участие в деловой игре, дискуссии
- Анализ текстов разных типов речи и разных функци-ональных стилей с отработкой орфографических, пунктуационных, лексических, словообразовательных и грамматических умений и навыков,
- продуцирование текстов разных типов речи и функциональных стилей,
- рецензирование прочитанных текстов,
- отработка навыков конспектирования учебного материала по дисциплинам гуманитарного цикла,
- выработка навыков устного высказывания,
- тестирование с проверкой отдельных навыков по различным видам анализа текста,
- тренинги различных ситуаций с выработкой навыков речевого поведения в различных сферах и ситуациях,
- отработка навыков ведения дискуссии
Выставляет-ся в соот-ветствии с 5-балльной системой
Выставляется в соответ-ствии с 5-балльной системой
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме анализа текстов из классических произведений: обоснование орфографических ошибок, морфологический разбор слов по составу, расстановка пунктуационных знаков препинания и определение синтаксических конструкций.