Урок по теме: «Сложноподчиненные предложения» (Закрепление изученного на материале текстов о природе)

Тема: «Сложноподчиненные  предложения» (Закрепление изученного на материале текстов о природе) Урок - практикум ЦЕЛИ УРОКА: 1.    Закрепить навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях. 2.    Научить школьников комплексному анализу текста. Выработать  навыки построения  своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ. 3.    Обучить конструированию предложений по лирике русских поэтов. 4.    Воспитать любовь к природе. Оборудование: тексты о природе, иллюстрации об осенней природе, мультимедийные средства.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Сложноподчиненные предложения» (Закрепление изученного на материале текстов о природе)

Урок - практикум

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

  2. Научить школьников комплексному анализу текста. Выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ.

  3. Обучить конструированию предложений по лирике русских поэтов.

  4. Воспитать любовь к природе.

Оборудование: тексты о природе, иллюстрации об осенней природе, мультимедийные средства.





Эпиграф: «Человека не может не занимать природа.

Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее».



И.С.Тургенев.

.



Слово учителя.



Всех нас окружает природа. Она многообразна. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные. Природа дарит человеку удивительные минуты наслаждения. Общение с природой- это большая радость. Сегодня мы на уроке поговорим о красоте природы осенью. Это мимолетное, прекрасное время года волновало многих поэтов и писателей, на примерах этих произведений мы закрепим знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, при анализе текстов и построении своих высказываний.

Слайд 1

Прочитать текст.

Прощание с летом

(1)Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам.(2) В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.

(3)Ранняя осень- чудесная, неповторимая пора года.(4) В воздухе, напоенным ароматом увядающей травы, плывет серебристо- сизая паутина.(5) Остро чувствуется: каждый песчаный холмик, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист- все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.

(6)Каждый человек встречает осень по-своему.(7) Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес.(8) На вечерней зорьке хорошо думается.(9) Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом. (По В. Солдатову).

1.Определить стиль, тип речи.

2.Определить тему, основную мысль.

3.Найти слова, употребленные в переносном значении(осень подкралась, плывет серебристо-сизая паутина, прощается природа).

С какой целью их употребляет автор?

Выполнить задания А.

А1 Укажите ошибку в синтаксической характеристике 9-го предложения.

1)А- простое, распространенное

2) Б-сложноподчиненное

3)В-сложное, бессоюзное

4)Г-сложносочиненное.

Выполнить задание В

В1.Выписать обособленное определение из предложения(4).

В2.Выписать страдательное причастие из предложения (5).

В3. Найти в предложении(8)существительное с чередующимся гласным звуком.

В4.Найти среди (6-9) предложений односоставное безличное предложение.

Слайд 2

Индивидуальные задания.

Переписать, вставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточных предложений.

Богата красками р..дная природа. Разумно ра..пределяет она их по временам года.

Люблю я п..ру увядания, когда что-то волшебно- сказочное в природе. В похолад..вшем небе заг..рается осеннее солнце, блекнут поля, в л..сах меняется окраска листвы.И какие это краски!Будто х..лодные пожары полыхают в березняках и осенниках. Открываются бе..крайние дали.

(М.Ростовцева)

  1. Найти метафоры в тексте.

  2. Сделать словообразовательный разбор слов: похолодавшем, бескрайние, осинниках.

Слайд №3

Прочитать отрывки из стихотворений русских поэтов об осени, определить вид придаточных предложений, составить их схемы.

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст.

А. Майков



С холоду щеки горят,

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

А.Майков

Нет ничего прекрасней русской осени,

Когда сентябрь и солнечен и тих.

А.Дементьев





Вот дождь! Уж это не впервые:

Прольется- и уйдет из глаз…

Как эти ливни золотые,

Пугая, радовали нас!

И.Бунин



Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все- простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. Ф.И.Тютчев

Учитель дополняет ответы учащихся. Вывод о поэтическом синтаксисе в лирике русских поэтов

Слайд 4

Написать сочинение-рассуждение по тексту.

Когда солнышко начинает ниже ходить по небу, в темном лесу просыпается бабушка с золотой косой. Эту бабушку зовут Осень. Она тихо идет зелеными лугами. Где остановится, там на траве остаются белые кристаллики льда. Люди утром говорят: «Заморозок»

Приходит Осень в сад. Дотронется золотой косой до дерева, и листья на нем становятся желтыми, красными, оранжевыми. А люди утром говорят: «Золотая осень» А днем Осень с золотой косой прячется в лесу, ждет ночи.

А.Сухомлинский

Учащиеся в качестве раздаточного (наглядного ) материала получает таблицы- памятки:

Таблица№1. Приемы написания вступления

Прием

Пример

  1. Обоснование актуальности проблемы

Проблема, поднятая в тексте актуальна, т.к.

  1. Начало с ключевого слова текста

Осень …. Какая удивительная пора!

3.Описание ситуации, аналогичной изображенной в тексте

Часто бывает так, что мы …..

4.Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах

А. Сухомлинский- талантливый педагог

5.«Рассказ» о впечатлении, которое произвел текст

Этот прочитанный текст заставил меня задуматься...





Таблица №2. Приемы написания заключения.

Прием

Пример

1Риторический вопрос

Можно ли не любить природу?

2.Восклицание


Как красива природа осенью!

3.Высказывание

По-моему, осень-самое замечательное время года

4.Яркие высказывания (пословицы, изречения известных людей)

Не любить природу-значит, не любить свою Родину.

Возможные варианты сочинения-рассуждения

1.В этом тексте автор говорит о наступлении осени, о ее красоте. Называет образно осень бабушкой с золотой косой. Действительно, осень- это удивительная пора .С каждым днем изменяется природа. Еще вчера было тепло, а уже по утрам стали появляться заморозки. Деревья становятся особенно красивыми в своем желтом, красном наряде. Я тоже люблю осень, особенно раннюю. Люблю тихие солнечные дни, называемые в народе бабьим летом. Люблю опустевшие поля, курлыкание журавлей, хотя это время года навевает какую- то необъяснимую грусть.

Мне очень понравилось, как Сухомлинский описывает это время года, умело употребляя эпитеты, метафоры. Проблема любви к природе, которую поднимает автор,- одна из основных проблем в жизни человека. Природу надо любить и беречь.

2.Проблема любви к природе, бережного отношения к ней -одна из важных проблем в жизни человека. Автор этого текста обращает внимание на чарующую красоту золотой осени. Эта пора увядания, мне кажется, никого не может оставить равнодушным. Очень много стихов посвящено осени, каждый поэт находит удивительные, неповторимые эпитеты, метафоры для описания ее красоты. А Сухомлинский по-своему описал это время года, назвав осень бабушкой с золотой косой, которая прячется в лесу, ожидая ночи, чтобы к утру изменить природу. Я тоже очень люблю раннюю осень, восхищаюсь ее неповторимой, мимолетной красотой и хочу , чтобы люди не были равнодушными к природе, а берегли ее. Ведь все мы зависим от нее.

Любить природу- значит любить свою Родину.

Домашнее задание

Составить предложения по данным схемам о своем любимом времени года, чтобы получился связный текст.

[ глагол ], ( когда).

[ имя существительное ], (который)

(хотя),[ ]

( Для того чтобы ),[ ]



© 2010-2022