Конспект урока литературы Замысел и композиция романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Урок по роману Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" Замысел и композиция романа". Первый урок при изучении этого произведения. В конспекте представлено разделение работы учителя и ученика. Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков. Вид урока: Урок-практикум. Результатом урока будет цитатный план "Замысел и композиция романа". Анализ эпического текста, развитие речевой деятельности учащихся через выражение своего мнения, воспитание внимательного отношения к слову, ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель Венгренюк Ольга Ивановна,

высшая категория

МКОУ СОШ п. Орлецы

Нагорского района Кировской области,

Урок в 9 классе (первый при изучении «Героя нашего времени»).

Тема: Замысел и композиция романа М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени».

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Вид урока: Урок-практикум

Цели:

1. Обучающие:

- закрепить знания о приемах анализа эпических произведений;

- передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков.

2. Развивающие:

- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме;

- развивать умение делать выводы.

3. Воспитательные:

- развивать умение понимать другого человека (замысел автора);

- прививать любовь к художественной литературе;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока:

I. Работа с терминами.

- Замысел.

- Композиция.

Учитель

Ученик

II. Обращение к времени создания романа.

Сообщение ученика (индивидуальное задание)

III. 1. Чтобы лучше понять замысел автора, обратимся к предисловиям автора к роману и к журналу Печорина (выбрать основное)


4. Итак, в центре повествования молодой человек, который объединяет в себе черты целого поколения. Наша задача: разобраться лучшие или худшие. И если последние, то понять, в чём причина. Разумеется, основной наш помощник М. Ю. Лермонтов. Выясним, отчего автор сочувствует герою и что осуждает в нём.

2. Чтение предисловий.

3. Запись: «…портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии…» - герой в предисловии к роману.

«…найдут оправдание поступков,.. в которых до сей поры обвиняли человека» (надежда автора на читателя) - в предисловии к журналу.

«Может быть некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина» - Мой ответ - заглавие этой книги. - «Да это злая ирония! - скажут они. - Не знаю»

Начнём с композиции, которая весьма интересна.

(В результате работы в тетрадях получится тезисный план). Над формулировкой работаем вместе.

? - Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа.


? - Что можно сказать о композиции ещё?

(Ещё раз к задаче автора).

? - От чьего лица ведётся повествование?

? - Чем похожи проезжий офицер и Печорин?

? - Чем являются следующие главы?

Кто рассказчик?

? - Как вы думаете, по порядку ли расположены повести (хронологически)?

? - Цель нарушения хронологии?

? - Однородно ли окружение героя (социальная среда)?

? - Авантюра (термин).


? - Какова цель такой сложной композиции?




I. Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, - нарисовать образ «современного человека, каким он его понимает и … часто встречал», человека мыслящего и чувствующего, талантливого, но не сумевшего найти достойное применение своим «силам необъятным». Решению этой задачи помогает композиция романа - «пяти картин, вставленных в одну общую раму».

II. Композиция сложная и оригинальная.

1. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось в своеобразии композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи - изобразить историю «души человеческой», постепенно ввести читателя во внутренний мир героя.

2. Повествование в романе ведут три рассказчика: Максим Максимыч, проезжий офицер и Печорин.

М.М. не может понять странные, «необыкновенные» поступки Печорина, объяснить их тем более, поэтому он и не пытается пересказывать рассуждения, а только фиксирует его поступки («Бэла»).

3. В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики - психологический портрет.

Здесь мы видим героя глазами проезжего офицера (автора), схожего с Печориным по происхождению, по образованию, поэтому он может понять Печорина глубже, нежели М. М.

4. В «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» Лермонтов предлагает читателю путевые заметки и дневник своего героя.

5. Главы расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.

6. В каждой части герой помещён в новую среду, показан в иных обстоятельствах, в столкновении с людьми разного общественного положения, психического склада (Кавказ). Благодаря этому он каждый раз открывается с новой стороны.

7. Расположение повестей с нарушением хронологии в судьбе Печорина создаёт особую интригу. Не случайно в этом социально-психологическом романе присутствуют авантюрные элементы.

III. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Привычка к самоанализу сочетается с беспрерывным наблюдением над окружающими. Необычность композиции до сих пор вызывает споры и служит предметом литературоведческих исследований.

Композиция стала средством выражения художественного замысла Лермонтова, средством изображения характера героя.

III. Вывод.

Итак, замысел автора ясен, композиция в целом - тоже, роль её в раскрытии личности Печорина, а значит и авторского замысла, понятна.

Перед нами загадочная личность - Печорин.

Познакомимся с нею.



Д/з. ? - Кто виноват в гибели Бэлы? (письменное размышление). Гл. «Бэла».


© 2010-2022