Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Плотникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района

Республики Мордовия


Тема инновационного педагогического опыта

Бинарный урок как форма реализации межпредметных связей.


Источник изменений

Источник изменений - противоречие между уровнем интеллектуального развития учащихся, основной составляющей которого является лингвистическое развитие, и требованиями современного общества к качеству образования.

Одной из основных целей филологического образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности».

Появление тенденции построения нового образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к инновационным, развивающим.

Задача учителя - словесника создать такие условия обучения, в которых хорошее владение языком станет актуальным, значимым для любого ученика и в итоге будет способствовать его успешной социализации и самореализации.


Идея изменений (сущность ИПО)

Бинарный урок сочетает в себе личности педагога и учащихся. Он позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся и повысить интерес к предметам. Именно потому, что всякий интерес отличается эмоциональным отношением к делу, напрягается внимание, углубляется мышление, облегчается запоминание и восприятие, материал удерживается в памяти дольше.


Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Бинарный урок создает условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дает детям возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такой урок требует большой подготовки и от учителей- предметников, и от учащихся.


Условия реализации изменений

Каждый творчески работающий учитель может использовать в своей работе бинарные уроки.


Результат изменений

Повышение качества знаний по русскому языку и литературе, развитие у учащихся навыков самообразования.


Описание инновационного опыта учителя

Английский методист Уэст сказал, что язык - это навык, поэтому ему нельзя научить, ему нужно научиться. Я согласна с его утверждением и считаю, что изучение языка - это тяжелая работа, отнимающая много времени и сил, а работа учителя русского языка и литературы похожа на работу тренера, который должен тренироваться, но сделать это так, будто он сам этого хочет, то есть я должна сохранить интерес ребенка к изучению русского языка и литературы и развивать его, периодически создавать ситуации успеха, хвалить за достигнутое и ставить новые цели.

Как это сделать? Я думаю, что работа по учебнику в одной и той же последовательности на каждом уроке становится монотонной и неинтересной, поэтому я провожу нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, цель которых - повысить мотивацию изучения русского языка и литературы. Одним из видов таких нетрадиционных уроков являются бинарные уроки.

Бинарные уроки называются так потому, что, во-первых, они объединяют в пределах одного (или лучше двух) уроков несколько предметов школьного цикла. Например, урок литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, русского языка и иностранного языка.

Во-вторых, в подготовке (а желательно и в проведении) таких уроков принимают участие преподаватели разных специальностей: русского языка и литературы, музыки и рисования.

С моей точки зрения, бинарные уроки позволяют принцип преподавания «искусствоведческих» дисциплин привести в соответствие с природой художественного творчества.

В нашей школе интегрированные уроки проводят давно. Накоплен определенный опыт в проведении уроков такого типа.

И я хочу поделиться с вами своими наработками

Итак, я обратилась ся к бинарным урокам потому, что увидела в них один из резервов повышения мотивации усвоения русского языка и литературы.

Прежде всего с какими трудностями я столкнулась?.

Во-первых, в действующих программах по русскому языку и литературе даны лишь указания общего характера и не показаны возможности использования конкретных данных других наук.

Во-вторых, отсутствуют скоординированные программы по русскому языку и другим предметам и, вероятнее всего, это невозможно сделать, так как программы по предметам претерпевают постоянные изменения.

В-третьих, не до конца разработана технология проведения бинарных уроков.

Конечно, психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока.

В какой же последовательности идет подготовка к проведению бинарных уроков?

Прежде всего, я анализирую тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрю, в какой степени этот материал может служить предметом заинтересованного общения, при этом учитываются объем и уровень знаний учащихся. Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть:


  • урок-театр

  • урок-экскурсия

  • урок-пресс-конференция

  • урок-концерт

  • урок-путешествие

  • урок-исследование

  • урок - литературный салон

  • урок-суд и другие.

Важный этап подготовки бинарного урока - совместное я считаю совместное , тщательное планирование.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дать детям возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Совместно с учителями-предметниками можно разработать и провести следующие бинарные уроки:

  1. «Ты, как душа у народа красива» (описание декоративной игрушки) - урок развития речи и технологии .

  2. «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир» - урок литературы и истории).

  3. «Историческая эпоха и история создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» - урок литературы, истории, музыки, ИЗО.

  4. «Тема весны в искусстве» - урок литературы, ИЗО и музыки.

  5. «Пословицы и поговорки русского и мордовского народов» - урок русской и мордовской литературы.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, как учителей, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведенный не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждений в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения ребенка, развитии его мышления.

Как одна из форм проекта, бинарные уроки:

служат средством повышения мотивации изучения русского языка и литературы, т.к. создают условия для практического применения знаний;

развивают у учащихся навыки самообразования, т.к. большую часть подготовки к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

развивают аналитические способности и изобретательность;

формируют конвергентное мышление;

обладают огромным воспитательным потенциалом;

на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

Таким образом, повышая потенциал обучающихся, бинарные уроки ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, а также дают возможность педагогам творчески самореализовываться.

Я буду продолжать работу по разработке бинарных уроков и считаю , что бинарные уроки - одна из форм работы по обновлению содержания образования по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ОО.


Экспертное заключение

Предполагаемые формы распространения ИПО

Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы.

Выступление на конференциях, семинарах, заседаниях РМО .

Открытые уроки и мастер-классы.

Работа в педагогических сообществах .

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

5

© 2010-2022