- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плотникова Н.И. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Плотникова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия |
| ||
Тема инновационного педагогического опыта | Бинарный урок как форма реализации межпредметных связей. |
| |
Источник изменений | Источник изменений - противоречие между уровнем интеллектуального развития учащихся, основной составляющей которого является лингвистическое развитие, и требованиями современного общества к качеству образования. Одной из основных целей филологического образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности». Появление тенденции построения нового образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к инновационным, развивающим. Задача учителя - словесника создать такие условия обучения, в которых хорошее владение языком станет актуальным, значимым для любого ученика и в итоге будет способствовать его успешной социализации и самореализации. |
| |
Идея изменений (сущность ИПО) | Бинарный урок сочетает в себе личности педагога и учащихся. Он позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся и повысить интерес к предметам. Именно потому, что всякий интерес отличается эмоциональным отношением к делу, напрягается внимание, углубляется мышление, облегчается запоминание и восприятие, материал удерживается в памяти дольше. |
| |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Бинарный урок создает условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дает детям возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такой урок требует большой подготовки и от учителей- предметников, и от учащихся. |
| |
Условия реализации изменений | Каждый творчески работающий учитель может использовать в своей работе бинарные уроки. |
| |
Результат изменений | Повышение качества знаний по русскому языку и литературе, развитие у учащихся навыков самообразования. |
| |
Описание инновационного опыта учителя | |||
Английский методист Уэст сказал, что язык - это навык, поэтому ему нельзя научить, ему нужно научиться. Я согласна с его утверждением и считаю, что изучение языка - это тяжелая работа, отнимающая много времени и сил, а работа учителя русского языка и литературы похожа на работу тренера, который должен тренироваться, но сделать это так, будто он сам этого хочет, то есть я должна сохранить интерес ребенка к изучению русского языка и литературы и развивать его, периодически создавать ситуации успеха, хвалить за достигнутое и ставить новые цели. Как это сделать? Я думаю, что работа по учебнику в одной и той же последовательности на каждом уроке становится монотонной и неинтересной, поэтому я провожу нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, цель которых - повысить мотивацию изучения русского языка и литературы. Одним из видов таких нетрадиционных уроков являются бинарные уроки. Бинарные уроки называются так потому, что, во-первых, они объединяют в пределах одного (или лучше двух) уроков несколько предметов школьного цикла. Например, урок литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, русского языка и иностранного языка. Во-вторых, в подготовке (а желательно и в проведении) таких уроков принимают участие преподаватели разных специальностей: русского языка и литературы, музыки и рисования. С моей точки зрения, бинарные уроки позволяют принцип преподавания «искусствоведческих» дисциплин привести в соответствие с природой художественного творчества. В нашей школе интегрированные уроки проводят давно. Накоплен определенный опыт в проведении уроков такого типа. И я хочу поделиться с вами своими наработками Итак, я обратилась ся к бинарным урокам потому, что увидела в них один из резервов повышения мотивации усвоения русского языка и литературы. Прежде всего с какими трудностями я столкнулась?. Во-первых, в действующих программах по русскому языку и литературе даны лишь указания общего характера и не показаны возможности использования конкретных данных других наук. Во-вторых, отсутствуют скоординированные программы по русскому языку и другим предметам и, вероятнее всего, это невозможно сделать, так как программы по предметам претерпевают постоянные изменения. В-третьих, не до конца разработана технология проведения бинарных уроков. Конечно, психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока. В какой же последовательности идет подготовка к проведению бинарных уроков? Прежде всего, я анализирую тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрю, в какой степени этот материал может служить предметом заинтересованного общения, при этом учитываются объем и уровень знаний учащихся. Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть:
Важный этап подготовки бинарного урока - совместное я считаю совместное , тщательное планирование. Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дать детям возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Совместно с учителями-предметниками можно разработать и провести следующие бинарные уроки:
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как учителей, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведенный не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждений в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения ребенка, развитии его мышления. Как одна из форм проекта, бинарные уроки: служат средством повышения мотивации изучения русского языка и литературы, т.к. создают условия для практического применения знаний; развивают у учащихся навыки самообразования, т.к. большую часть подготовки к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно и во внеурочное время; развивают аналитические способности и изобретательность; формируют конвергентное мышление; обладают огромным воспитательным потенциалом; на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Таким образом, повышая потенциал обучающихся, бинарные уроки ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, а также дают возможность педагогам творчески самореализовываться. Я буду продолжать работу по разработке бинарных уроков и считаю , что бинарные уроки - одна из форм работы по обновлению содержания образования по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ОО.
| |||
Экспертное заключение | |||
Предполагаемые формы распространения ИПО | Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации воспитательной работы. Выступление на конференциях, семинарах, заседаниях РМО . Открытые уроки и мастер-классы. Работа в педагогических сообществах . Участие в конкурсах профессионального мастерства. |
5