Методическая разработка урока по теме Причастие 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект по теме: Причастие как особая форма глагола. 7 класс.

Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.

Цель урока: знать морфологические признаки причастия как части речи, различать свойства имени прилагательного и глагола у причастий.

Задачи урока:

1.установить морфологические признаки причастия;

2. определять у причастий свойства прилагательного и глагола;

3.уметь отличать причастия от других частей речи;

Планируемые образовательные результаты: Знает морфологические признаки причастия, различает и определяет у причастия свойства прилагательного и глагола.

Критерии успеха:

С. Знает и устанавливает морфологические признаки причастия;

В. Выявляет причастия в предложении, структурирует предложения с причастиями;

А. Анализирует текст, выявляет особенности употребления причастий в речи.

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, буклеты, интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Фаза урока «Вызов»

  5. Фаза урока «Осмысление»

  6. Фаза урока «Рефлексия»

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1. 1.Фаза урока «Вызов»

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(3 минута).

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Активити 2 мин; деление на группы: тренинг «Молекулы» ( образуем 3 группы)

Приветствие учащихся.

1.2.Актуализация

знаний

(5 минут)










1.3. Постановка учебной задачи.

(1минута)









2. Фаза урока «Осмысление»



2.1. Закрепление опорных знаний

(10минут)






Обратная связь

( 3 мин)

На экране слайд с записанным предложением: ( флипчарт)

«Мозговой штурм»

  1. Абай увидел огромные стада, пестревшие на лугах.

( М. Ауэзов).

Вопрос учителя:

- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос?

Какими членами предложения они являются?

Что общего? Чем отличаются?

Учащиеся понимают, что слово пестревшие - это какая- то новая часть речи, и на доске и в тетрадях записывается тема урока - «Причастие как особая форма глагола».

- Почему форма глагола? ( потому что образуется от глагола)

Знать: ? Уметь: ? ( флипчарт)

( совместно определяем, что должны знать, уметь)


Задание 1. ГР.

Прочитайте материал учебника, установите, какие признаки имеет причастие. Прием «Инсерт» ?

1 группа с 22-23, 2 группа с25, 3 группа с 28.

Составление постера по теме.

Обсудить в группе, что такое причастие, какие признаки глагола и прилагательного имеет причастие, подготовьте спикера для выступления.

Взаимооценивание

( приложение № 1) в течение урока уч-ся заполняют оценочный лист

Родословное древо причастия ( флипчарт)

Распределить признаки причастия ( коллективная работа)

Предполагаемый ответ:

- Есть: это слова «огромные» и « пестревшие». Они отвечают на вопрос: какие?, относятся к сущ. стада

-В предложении эти слова являются определениями.

- Слова изменяются по числам, по родам, по падежам.

Предполагаемый ответ:

Ответы учащихся:

Огромные указывает на признак предмета по размеру.

-А слово пестревшие указывает на признак действия ( пестреют).

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся самостоятельно читают микротекст по теме,

Обсуждают в группе.

в группах работают над созданием постеров.

Учащиеся дают определение причастия, называют свойства глагола и прилагательного у причастия

ИД распределяют по группам




3.Закрепление знаний.

(10 минут)




















6 минут






4 минуты





Рефлексия


3 мин.







Итог урока и домашнее задание.

2 мин.


Задание 2 ПР

упр 50, распределите в 2 колонки прилагательные и причастия

Вывод: чем отличаются причастия от прилагательных?

Взаимопроверка ( Образец на ИД) флипчарт

Задание 3 СР

Работа с текстом. Спишите, вставив пропущенные буквы. Найдите в тексте причастия( обозн. п. )

Укажите морфологические признаки одного причастия. ( по выбору)

Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Грэй лег у костра и смотрел на отр…жавшую огонь воду. (Не)извес…ный художник, только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени ск…льзили по белизне матч, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета голубой радости. Охотник, см…тревший с берега, долго прот…рал глаза. (А.Грин)

Самопроверка, самооценивание. ( образец ответа, флипчарт)

Задание 4 ГР.

Проанализируйте текст буклетов, выявите причастия.

Составьте для одноклассников 1-3 правила о ЗОЖ. Используйте причастия.

Взаимооценивание

Составление синквейна.

Учитель, подводя итоги урок, предлагает вместе составить «Синквейн» по теме урока.

(пустая табличка для работы выводится на экран).

1 существительное ( причастие)

2 прилагательных ( самостоятельная, особая)

3 глагола ( имеет, изменяется, зависит)

предложение ( причастие бывает гл и вт чл пр-я)

.

Оценивание ( итоги подводятся по оценочному листу)

Домашнее задание:

П 5-7 упр.61

3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др.

Учащиеся учатся различать причастия от прилагательного

Учащиеся пишут текст, редактируют его, находят причастия, определяют признаки этой части речи.

Учащиеся группируют причастия, устанавливают признаки.

Синтаксический разбор предложения на доске ( 1 уч)

морфологический разбор причастия (1 уч)


Учащиеся индивидуально работают с буклетами, предложенными учителем. ( о ЗОЖ).

Например, Человек, занимающийся спортом, …

Дети, соблюдающие режим дня…

Ребенок, правильно питающийся,…

Нужно пить витамины, укрепляющие иммунитет.




Запись учащимися задания в дневники.

Обратная связь: уч-ся на стикерах

-дописать предложения

* научился…

*было интересно…

*было трудно…




Оценочный лист учащегося 7 класса Тема урока: Причастие как особая часть речи.

критерии

1 балл

2 балла

3 балла

Всего баллов

1

Знает определение причастия, его морфологические признаки.

Знает определение причастия, но затрудняется назвать его признаки.

Знает определение причастия, называет 4-6 признаков причастия

Знает определение причастия, все 8 свойств прилаг. и гл. у причастий

2

Определяет морфологические признаки причастия

Определяет 4 признака причастия, при этом испытывает трудности

Определяет 6 признаков причастия, но допускает неточности

Самостоятельно определяет все 8 признаков причастий, ошибки не допускает.

3

Находит в тексте причастия

Находит в тексте 2 причастия, используя материал учебника

Находит в тексте 3-4 причастия

Самостоятельно находит в тексте все 5 причастий

4

Конструирует предложения с причастиями

При конструировании допускает ошибки в построении предложения

Правильно составляет простое предложение с причастием

Правильно составляет простое осложненное предложение с причастием.

5

Владеет орфографическими нормами письма

допускает 3-4 ошибки, не может объяснить правописание слов

допускает 1-2 ошибки, объясняет правила написания слов

не допускает ошибки, умеет аргументировать выбор написания.

6

Умеет рассуждать, аргументировать, делать выводы

Находит 2-3 причастия в тексте. При рассуждении мало аргументирует, вывод не делает.

Находит в тексте 4 причастия. Приводит аргументы, делает вывод.

Находит все 5 причастий в тексте. Рассуждает, аргументирует, делает выводы. Речь грамотная, последовательная.

Всего баллов


Критерии оценок: «5» - 16-18 баллов

«4»- 12-15 баллов

«3»- 6 - 11 баллов

«2»- 5 и менее


Оценочный лист. Работа с текстом.

Критерии

1балл

2 балла

3 балла

1

Вставил(а) пропущенные буквы в тексте

допустил 3-5 ошибки

допустил 1-2 ошибки

выполнил без ошибок

2

Выявил(а) причастия в тексте

выявил(а) 3-4 причастия

выявил(а) причастия, но допустил одну неточность

выявил(а) все причастия

3

Определить морфологические признаки одного причастия

Определил(а) морфологические признаки по алгоритму

Определил(а) морфологические признаки , но допустил(а) одну неточность

определил(а) все морфологические признаки причастия

Критерии оценок: «5» - 8-9 баллов

«4»- 6-7 баллов

«3»- 3-5 баллов

«2»- 1-2 балла

Оценочный лист. Анализ текстов буклетов о ЗОЖ.

критерии

1 балл

2 балла

3 балла

1

Умеет выявлять причастия в текстах разного типа

Выявляет по образцу, допускает ошибки

Выявляет, но допускает 1 неточность

Выявляет самостоятельно, не допускает ошибки

2

Знает основные признаки причастия

Использует образец

Определяет самостоятельно, но допускает 1неточность

Определяет самостоятельно, не допускает ошибки

3

Умеет аргументировать свой ответ

С помощью книги, одноклассника

Самостоятельно. но допускает неточность

Аргументирует полно, развернуто

4

Делает вывод

С помощью вопросов

Самостоятельно, кратко, сжато

Самостоятельно

полно, развернуто

Критерии оценок: «5»- 10-12 баллов

«4»- 8-9 баллов «3»- 4-7 баллов «2»- 0-3 балла



Приложение №1

Работа с текстом. Спишите, вставив пропущенные буквы. Найдите в тексте причастия( обозн. п. )

Укажите морфологические признаки одного причастия. ( по выбору)

Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Грэй лег у костра и смотрел на отр…жавшую огонь воду. (Не)извес…ный художник, только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени ск…льзили по белизне матч, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета голубой радости. Охотник, см…тревший с берега, долго прот…рал глаза. (А.Грин)

12


© 2010-2022