Ф. И. Тютчев. Лирика природы

Тема. Ф.И. Тютчев. Лирика природы. Цель урока: показать роль природы в жизни и творчестве Тютчева;                    приобщить учащихся к миру искусства;                    воспитывать эстетические чувства, любовь к русской поэзии;                    развивать устную речь, умение общаться.   Оборудование: портрет поэта Тютчева, репрдукции картин о временах года, тексты стихотворений.   Ход урока: Сообщение темы урока. Проверка домашнего задания. Учащиеся заполняют таблицу фактов и событий биогр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Ф.И. Тютчев. Лирика природы.

Цель урока: показать роль природы в жизни и творчестве Тютчева;

приобщать учащихся к миру искусства;

воспитывать эстетические чувства, любовь к русской поэзии;

развивать устную речь, умение общаться.

Оборудование: портрет поэта Тютчева, репродукции картин о временах года, тексты стихотворений.

Ход урока.

Сообщение темы урока.

Проверка домашнего задания. Учащиеся заполняют таблицу фактов и событий биографии писателя (приложение №1).

Сообщение учителя.

О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Судьба Тютчева-поэта необычайна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Работа с классом. Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают.

Весна. В стихотворении «весенние воды» ручьи - первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфа) до теплых, тихих майских дней(3 строфа).

Шум природы передает само звучание стихов. Аллитерация «бегут…будят…брег…блещут»; «гласят, гласят, гонцы»; «Весна, весна, весны, выслала вперед!»- это будто праздничные трубы природы, в которые трубят ее глашатаи. Последняя строфа рисует весеннее успокоение, цветущее блаженство мая. Образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу:

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Важно, чтобы ребята почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести.

Лето. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба.

Зима. Зимою природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивает повторы: «околдован… околдован…очарован…весь опутан…весь окован…неподвижно…немою». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…». Словно живое мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.Зима «злится» и «хлопочет», вешние воды бегут и будят сонный брег, лазурь небесная смеется.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? (Тютчев изображает природу не со стороны , не как наблюдатель и фотограф, а он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое , разумное существо).

***В завершении нашего урока предлагаю выполнить самостоятельную работу. У каждой группы свое задание:

1 группа- Знаете ли вы афоризмы Тютчева?(приложение №2);

2 группа- выбрать лучшее высказывание критиков и обосновать выбор (приложение № 3);

3 группа- Написать сочинение-миниатюру по стихотворению Тютчева (приложение №4).

Итак, мы видим, Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он ее не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений Тютчева о любви.

























© 2010-2022