- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Неделя русского языка 2014
Неделя русского языка 2014
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зюзина Н.В. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Неделя русского языка
1-5 декабря
1 день
Открытие Недели русского языка.
День творчества.
Конкурс сочинений на одну из тем "Ода русскому языку", "Ода грамотному человеку" (7-9-е кл.)
2 день
Цикл бесед под общей рубрикой "Этимология слова"
3 день
КВН "Увлекательная фразеология"
4 день
Терминологические диктанты ( проводятся по разным предметам).
Праздник пословиц
5 день
Конкурс тетрадей "Пишу красиво" (5-8 кл., самый аккуратный, прилежный ученик)
Конкурс «Грамотей»
Вечер «Путешествие в страну Грамматику.» Подведение итогов Недели.
Вечер «Путешествие в страну Грамматику»
Учитель. Русский язык-один из самых распространенных языков мира. В мире на нем говорят 255 миллионов человек, из них в России140 миллионов. Для нас это родной язык. Мы чувствуем его тонко, понимаем все его оттенки и владеем им во всем многообразии. Сегодня мы проверим себя в знании родного языка. Начнём мы нашу игру со слов замечательного русского писателя К.Г. Паустовского «Русский язык открывается до конца в свои х поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
- Итак, на первом этапе нашего конкурса повторим фонетику. Сразу отмечу, что понадобятся вам здесь внимание и смекалка.
I. Фонетика
Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы два или более слов, которые различаются одним звуком. За каждую отгаданную метаграмму начисляется 5 очков.
1. «Метаграммы»:
Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна
С м берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
2.С к я в школе на стене,
горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.
3. Конечно, метаграмма эта
Совсем проста и не сложна:
я с у - далёкая планета,
а с и - я в Азии страна.
4.Я с л смягчённым - под землёй,
бываю каменный и бурый,
а с твёрдым - в комнате любой,
в геометрической фигуре.
5. Я цвет одинаковый часто имею:
и с к зеленею, и с г зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить
II. Орфография
Учитель: Второй этап конкурса - орфография и задание «Одним словом». За каждое отгаданное и правильно написанное слово начисляется по 1 очку.
Выразите одним словом описание понятия так, чтобы это слово содержало двойную согласную, а члены команд правильно запишут эти слова на доске:
I команда:
1)Свободное обсуждение какого-либо вопроса
2)Избирательный листок
3)Товарищ по работе
4)Безрельсовый трамвай
2 команда
1)Обучение животных
2)Круглое окно в борту корабля
3)Морские животные, образующие известковые отложения.
4)Рисунки в тексте, книге или журнале
III. Конкурс капитанов
Учитель: А теперь конкурс капитанов. Ребята, выходите к доске, вам нужно вспомнить и без ошибок записать как можно больше имён собственных на букву «Э». Время выполнения - 1минута, за каждое правильно написанное слово начисляется 1 очко. Приготовились, начали!
А команды в это время отгадают загадки-складки, по две для каждой команды. Правильный ответ-1 балл. Итак:
1. Он на вокзале есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное «р» содержит он
и называется…
2. На большие расстоянья
мчится он без опозданья,
пишется в конце два «с»,
называется…
3. В конце двойное «эль» пиши,
а как зовут меня - реши:
без мастера гранёным стал
блестящий, правильный…
4.Во мне два «к», не забывайте!
таким, как я всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
иным же словом…
IV.Лексическое значение и этимология слова.
Учитель: Очень полезно пристально рассматривать состав слова. Такое рассмотрение развивает «морфологическое чутьё», то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях. «Зри в корень!» - так называется следующее задание. За правильный ответ начисляется 10 баллов.
Задание 1: В старину слово коло означало «круг, колесо». По-украински и сейчас коло- это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах околица, окольный, а также в слове колея, то есть Имеет ли отношение к этим словам слово кольчуга? Обоснуйте ответ.
Задание2: Слово дол означает «низ, край». Долина-это низина, впадина между горами. Подол - нижний край платья. В некоторых городах (Киеве, Могилеве) и сейчас подолом называют низовой район города. Имеет ли отношение к словам дол и подол слова долой и одолеть? Обоснуйте ответ.
V. Фразеология.
Учитель: Каждый из вас хоть изредка употребляет в речи фразеологизмы, совершенно не задумываясь: как гром среди ясного неба, стереть в порошок, придержать язык и др. Знаете ли вы фразеологизмы и их значения, покажет следующее задание.
За правильный ответ-10 баллов.
Автор: Граф Курляндер не мог похвастаться глубокими познаниями русского языка, но в письме к одной русской красавице он всё же решил блеснуть и написал: Граф: «Милая моя, я храню ваш портрет как синица окуня».
Учитель: Вопрос: что хотел сказать граф?
Автор: Один русский барин писал графу:
Барин: Дружище! В своём поместье я совершенно один. Весело так, что, право, мухи дохнут».
Автор: Граф недоумевал:
Граф: Моему товарищу довольно весело одному. Но причём здесь мухи?
Учитель: Вопрос: чего не понял граф?
VI. Морфология. Словообразование. Этимология.
Учитель: Как вам известно, приставка о - (об-) может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опёнки-грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня, опушка - меховая обшивка по краям одежды или край леса. Приставка о - означает также наличие ошибки, промаха. По этому типу образовались слова ошибка, оплошность, описка. Эта же приставка обозначает и частицу какого-либо предмета: осколок, окурок, огарок.
Задание первой команде: Слово ошеломить первоначально обозначало «ударить мечом по шелому», т. е. по шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться.
Что означает этот глагол в предложении: «Учитель был ошеломлён блестящими ответами вчерашней двоечницы», и в каком значении он употреблён? Правильный ответ-10 баллов.
.
Учитель: Задание второй команде: В глубокой древности слово опешить имело смысл сделаться пешим, сойти с коня. Как вы думаете, почему в современном языке это слово приобрело значение «растеряться от неожиданности, прийти в замешательство, неловкость»? Правильный ответ-10 баллов.
(
А пока послушаем легенду о слове лодырь.
-В первой половине 19 века в Москве, на Остоженке, был дом с большим садом, простиравшимся до Москвы-реки. Популярный в то время врач Лодер лечил в этом саду минеральными водами, главным образом от ожирения. В сад Лодера приезжали в собственных экипажах московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли бегать по саду. Постоянный съезд богачей привлекал внимание любопытных, наблюдавших за необычным лечением. От заведения Лодера, «гонявшего бездельников», и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.
VII. Шутливые вопросы
-Какой иглой ничего не сошьёшь?
-В каком магазине ничего не купишь?
-Что можно собрать без помощи рук?
-Какое государство можно носить на голове?
-На каком крыле никогда не взлетишь?
-Может ли имя существительное состоять из двух букв? Глагол? Прилагательное?) Наречие?
-В каком слове сорок гласных?
-Что у зайца позади, а у цапли спереди?
-Есть ли корень в слове вынуть?
Подведение итогов.
Справка о проведении предметной Недели русского языка
Учитель Зюзина Н.В.
Неделя русского языка в МКОУ Б -Калтайская ООШ проходила с 1 по 5 декабря.
Цель проведения: создание условий для активизации познавательной и интеллектуальной деятельности учащихся, воспитание любви к русскому языку.
Оформление: занимательный материал, книги о русском языке, высказывания о русском языке, газеты на лингвистическую тему.
В течение недели проходили мероприятия согласно плану.
В понедельник все учащиеся ознакомились с планом, а затем учащиеся5- 8 классов писали эссе на одну из тем: «Ода русскому языку», «Ода грамотному человеку», где победителями признаны Данилова Даша (6 класс) и Пьянзина Варя ( 5 класс).
Во вторник в 5- 9 классах был проведен цикл бесед под общей рубрикой «Этимология слова»: из истории возникновения имен собственных, названия месяцев, названия цветов и т.д.
Фразеологический КВН между учащимися 7- 8 классов, проведенный в среду, показал, что познания ребят в этой области достаточно объемны, но победителями были признаны ученики 8 класса: Марков Н., Данилов В.
В четверг дети рисовали ребусы, отгадывали викторины, писали диктант «Грамотей», победителями которого стали Арташкина Полина и Пьянзина Варя. Шесть человек написали диктант на 4.
В пятницу, 5 декабря, был проведен итоговый вечер «Путешествие
в страну Грамматику» и были подведены итоги Недели. Были сформированы две команды: «Точки» и «Запятые» и выбрано судейское жюри. Были определены 4 станции: Фонетическая, Лексическая, Фразеологическая и Грамматическая, где выполнялись задания разного рода: составляли рассказы, исправляли ошибки, отгадывали ребусы и головоломки.
Жюри подвело итоги и назвало победителя- команду «Запятые», набравшую большее количество баллов. Кроме того, были названы победители в номинациях и награждены Грамотами и сладкими призами.
Самыми активными участниками викторины по русскому языку признаны Арташкина Полина (1-е место), Марков Никита (2- место), Гужина Аня, Пьянзина Варя (3-е место). Грамотой за активное участие в Неделе награждена Болотникова Настя. Благодарственные письма за участие в Неделе русского языка вручены Бородиной Насте, Мальковой Алине, Швецовой Юле, Гужиной Саше и Даниловой Даше. Победители в номинации «Грамотей» Арташкина Полина и Пьянзина Варя тоже награждены грамотами.
Директор школы: Ташкина Н.Н.