Урок русского языка в 11 классе на тему: «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ П.В. КИРЕЕВСКОГО»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


302501, Российская Федерация, Орловская область, Орловский район,

п. Биофабрика, ул. Киреевского, д. 17. Телефоны: +7 (4862) 40-94-49, 40-94-99

_____________________________________________________________________________


Урок русского языка в 11 классе


Тема: «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособление определений».

Цель: Повторение материала об обособлении, выделении второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическом обозначении обособленных членов предложения

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим об обособленных членах предложения и знаках препинания при них. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и тему урока. А начать наш разговор я предлагаю с орфоэпической минутки. Посмотрите на доску. Перед вами слова, в которых ударения не поставлены. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

БАртер, брИфинг, брОкер, в эту пОру, дИлер, догналА, квартАл, кОнусов, кормЯщий, кремЕнь, кренИтся, лИзинг, мАльчиковый и мальчикОвый, мАркетинг (доп. маркЕтинг), мЕнеджер, недУг, ободрИшься, ободралА, обозвалА, обострённый, ОблИл, облилА, Ожил, ожилА, пОслушник и послУшник, прогрЕсс [р'], рЕйтинг [р'] и [р], смягчИтся, тОрты, хОлдинг, цепОчка.


  1. Молодцы! Такие тренировочные упражнения помогут вам при сдаче ЕГЭ, и вы сможете правильно выбрать слово, в котором ударение поставлено неверно. Откройте пособия для занятий по русскому языку авторов Грекова, Крючкова и Чешко на странице 272 и прочитайте задание к упражнению №414.

Учащиеся читают предложения, находят обособленные члены, объясняют пунктуацию:

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранив­шем последний отблеск зари. В этом предложении есть однородные обособленные определения изрытые морщинами и покрытые слоями снега, которые стоят после определяемого слова вершины и потому обособляются. А также в предложении есть обособленное определение ещё сохранив­шем последний отблеск зари, которое также стоит после определяемого слова небосклоне и потому на письме выделяется запятыми.2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. В этом предложении обособлено определение волнуемый воспоминаниями, потому что оно относится к личному местоимению я. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадца­ти, и пропела ему. В этом предложении обособлено распространённое приложение девушка лет шестнадцати, которое относится к определяемому слову - нарицательному существительному дочь. 4) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. В этом предложении обособлены одиночные согласованные определения неподвижные, огненные, потому что их два и стоят они после определяемого словосочетания два глаза. 5) Изредка набегал прохлад­ный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. В этом предложении обособлено обстоятельство приподнимая гриву лошадей, которое выражено деепричастием с зависимыми словами, и согласованное определение покрытую инеем, которое находится после определяемого слова гриву. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие возвратясь, потому что оно не имеет значения наречия и стоит впереди глагола. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась. В этом предложении обособлено обстоятельство уступки с предлогом вопреки (вопреки предсказанию моего спутника).

(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»)


  1. Молодцы ребята! Вы правильно указали обособленные члены предложения, объяснив пунктуацию. А сейчас я попрошу учащегося напомнить всему классу основные условия для обособления и необособления определений. Также нужно вспомнить о графическом обозначении обособленных и необособленных определений. После ответа необходимо сделать вывод о том, что случаев для обособления или необособления определений много, и все они требуют внимания.


  1. Следующий этап нашего урока - работа у доски. Учащийся выполняет на доске упражнение №415, а остальные учащиеся работают в тетрадях. Следует обратить внимание на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употреб­ление. Обособленные согласованные и несогласованные определения обозначьте.

1) Только люди, способные сильно любить, могут испыты­вать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица, ведущая в город, была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в ко­ридор, узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы, он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати, здоро­вый, красивый и сильный, лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля, и небо, и белое облачко, плывущее в лазури, и тёмный бор, невнятно шеп­чущий внизу, и плеск невидной во мраке речки - всё это знакомо, всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы матери, более живые и яр­кие, производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем, они [скалы] уходили в неясную озарённую даль, искрящиеся, почти прозрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока, всё ещё зелёная и сочная, склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня, тихая, тягу­чая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слы­шалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли. (Ч.) 13) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу (Писем.) 14) Борису не спалось, и он, в лёгком утреннем пальто, вышел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова, в шёлковом платье, в чепце на затылке, си­дела на диване. (Гонч.)

  1. Переходим к следующему заданию. Сейчас вы получите карточки с тестами по теме. Ваша задача - найти ошибки и исправить их. Работать вы будете по вариантам.

I вариант

Обведите в кружок номера тех предложений, в которых запятые поставлены неправильно:

1) Отставшие, льдины стукались о борт парохода.

2) Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

5) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

6) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

7) Оглушённый тяжким гулом Теркин никнет головой.

8) Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.

9) На лестнице показался парень заспанный и опухший в красной рубашке выпущенной из-под жилета.

10) Мать, помолодевшая, похорошевшая, хлопотала на террасе.

II вариант

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

2) Проявленная инициатива ребятами помогла отстаю­щим.

3) Собрание, состоявшееся на прошлой неделе, приня­ло важное решение.

4) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.

III вариант

Найдите ошибки, запишите исправленный вариант.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся сне­гом под ногами.

2) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.

3) Товарищ, который указал на этот пример и оказав­шийся большим знатоком вопроса, привел ряд убедитель­ных доводов.

4) Старому миру противостоят новые люди, попытавшиеся порвать с прошлым.

Проверяя это задание, необходимо обратить внимание на второй и третий варианты, т.к. примеры подобраны сложные, а в некоторых случаях возможна двойная замена.

  1. Ребята! Наш урок подходит к концу. Сегодня мы успели сделать много: провели орфоэпическую работу, повторили обособление определений, выполнили упражнения, закрепив знания на практике, поработали с тестами. Оценки за работу на уроке и за тесты получат, безусловно, все отвечавшие. На следующем уроке мы продолжим разговор об обособленных членах и поговорим об обособлении приложений и дополнений. На дом вы получаете упражнение №416, в котором вам надо будет заменить обособленные определения на необособленные и наоборот.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.







Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова, записан­ные на доске.

Бартер, брифинг, брокер, в эту пору, дилер, догнала, квартал, конусов, кормящий, кремень, кренится, лизинг, мальчиковый, маркетинг, менеджер, недуг, ободришься, ободрала, обозвала, обостренный, облил, облила, ожил, ожила, послушник, прогресс, рейтинг, смягчится, торты, холдинг, цепочка.

6


© 2010-2022