Из опыта преподавания курса Коррекция недостатков развития речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта преподавания курса «Коррекция недостатков развития речи» в 5 классе.

Дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказывать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картине, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций, частное повторение одних и тех же слов, фраз, постоянное возвращение к высказанной мысли. Внимание школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связанного текста, наборов слов. В связи с этим к занятиям необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в два раза по сравнению с нормой. Школьники с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.

Цель организации коррекционных классов - создание для детей с задержкой психического развития адекватных их особенностям условий обучения и воспитания. Коррекционная работа направления на развитие познавательной деятельности детей данной категории, она осуществляется на уроках литературы, спецкурсах и факультативах. В связи с этим в 5 классе введен курс «Коррекция недостатков развития речи», на изучение которого отведено 2 часа в неделю. Учащиеся овладевают навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских, казахских, зарубежных классиков и современных писателей; учатся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Содержание обучения чтению и развитию речи имеет практическую направленность. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений детей с проблемами в умственном развитии, коррекцию их личностных качеств. Учебный материал способствует расширению диапазона знаний, который необходим человеку для социальной адаптации, формирования таких черт личности, которые помогут выпускнику стать полноценным членом общества. Учащиеся должны уметь читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя»; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.

Изучение школьниками народных жанров прибауток, песенок повышающие познавательную активность, предотвращения утомительности на уроке, снимают усталость. Занятие театрализованной деятельностью детей рассматриваемой категории дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Таким детям нравится инсценировать героев сказок, они с удовольствием изображают на листе полюбившегося им героя. В связи с эти можно проводить специальную работу на уровне русского языка, направленную на развитие связной речи, наблюдательность у школьников, по репродукциям картин Васнецова, Шишкина и. т. д.

Индивидуальные и коллективные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Предупреждение этих пробелов также будет способствовать овладению ими учебным материалом, полностью соответствующими объему материалов школы общего типа в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами.

Учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Павлодара Иванова В. И.

© 2010-2022