Конспект урока по русскому языку Приставка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока

по русскому языку в 5 классе





Приставка





Подготовил: Бондаренко В. А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новоромановская СОШ»

Мглинского района Брянской области

2015г.

Приставка

Цели:

1. Формировать знания о смысловом значении приставок.

2. Совершенствовать умение правильно выделять приставки в словах и подбирать слова с найденными приставками.

3. Учить образовывать новые слова с помощью приставок.

4. Учить определять значения приставок.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Давайте посмотрим на экран, прочитаем стихотворение и настроимся на урок (слайд 1).

Мы верим, всё у нас получится,

Удачным будет этот день,

Преодолеем все мы трудности,

Лишь было бы учиться нам не лень.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Морфемика.

Как вы думаете, кто здесь живёт? Назовите морфемы, которые вы уже знаете. Дайте их определения. ( Определения корня и суффикса). А что мы ещё не изучали? (Приставку). Правильно, приставку мы ещё не изучали.

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

Но прежде чем начать изучать новую тему, давайте повторим то, что мы уже изучили. Напишем в тетрадях словарный диктант.

Золотой, пастух, лед, морозный, кормушка, шапочка, варежка, сказочная, в шубах, сторона, на лыжах, саночки, радоваться.

Теперь поменяемся с соседом по парте и поверим по эталону на экране (слайд 4). Работаем карандашом.

И поставим оценку

Если нет ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

Больше 5 ошибок - «2»

Теперь обратно поменяйтесь тетрадями, и каждый выполнит морфемный разбор одного слова, а затем составит с этим словом предложение. (Два ученика работают у доски).

При ответе учащийся называет слово, орфограмму, называет части слова и читает предложение.

Проверка и выставление оценок

3. Введение в тему

А теперь начинаем работать по теме сегодняшнего урока.

Тема урока: Приставка

Давайте поставим цели занятия. Как вы думаете, ребята, что мы сегодня узнаем, чему мы научимся? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах, определять значения приставок)

1) Посмотрите какой вывод мы можем сделать, посмотрев на эти слова?( Слайд 5)

Играть - поиграть , выиграть

Слушать - послушать , выслушать

Жёлтый - пожелтеть

Вывод: с помощью приставок образуются новые слова

4. Задание: Образовать новые слова при помощи указанных приставок (слайд 6 ). Два человека у доски работают со словами ехать, писать, остальные работают в парах.

бить

бежать

клеить

нести

ходить

При-


От-


В-


За-


Проверка (дети называют слова , каждая пара по одному столбцу)

5.Подумай

Прочитайте предложения и словосочетания (слайд 9). Что вы можете сказать. Некоторые приставки и предлоги звучат одинаково, но нужно помнить, что предлоги со словами пишутся раздельно.

Вывод: существительные могут употребляться с предлогами (скучать по другу) и с приставками (скучает подруга), глаголы - только с приставками (поскучать).

6. Подумай

Теперь, ребята откройте учебники на странице 156 и внимательно рассмотрите

рисунки и прочитайте подписи к ним (слайд 11)

Какой вывод мы теперь можем сделать, ребята? (Приставки придают словам какое-либо значение).

Заполните таблицу примерами с использованием орфографического словаря. Работают в группах. Проверка (слайд 12).

Приставки

Примеры

Предлоги

Примеры

В- - движение вперед, внутрь

В

ВЫ- - движение наружу

На

ПЕРЕ- - передвижение с места на место

По

ПРИ- - присоединение, приближение

За

У-, ОТ- - удаление

У

БЕЗ- (БЕС-) - отсутствие чего-либо

Без

Вопросы:

Сколько морфем в слове приставка? (Слайд 13)

Из скольких букв состоит корень в слове лесник?

Сколько морфем в слове зима?

7.Повторное закрепление знаний

Итак, ребята, мы узнали, что приставки придают значение словам, т.е. являются значимыми, мы узнали, что с помощью приставок образуются новые слова. Теперь мы можем сформулировать определение, что же такое приставка (ответы детей). Посмотрите в учебник и сравните правильно ли мы сформулировали определение. Теперь подготовьтесь рассказать друг другу правило. Поворачиваемся друг к другу начинает тот кто выше ростом.

8. Работа с текстом.

Прочитайте внимательно текст обратите внимание на приставки и суффиксы (слайд 14).

Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу поземка, загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег посыпал, завился, началась пурга.

Спишите вставляя подходящие по смыслу приставки и суффиксы (слайд 15).

Вдруг …шипело вокруг, …бежала по лесу позем..а, …гудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, …летел ветер, деревья …качались, …летели сугроби..и с еловых лап, снег …сыпал, …вился, и началась пурга.

Проверка.

9. Работа с текстом стихотворения.

Ребята сегодня мы с вами говорим о словах и о частях слов. Послушайте, что говорит о словах известный поэт Владимир Солоухин (слайд 16).

Чтение учителем.

Ребята, подумайте, какую проблему поднимает автор этого стихотворения, что он хочет нам сказать. (Когда ты говоришь какие-то слова, то должен соблюдать осторожность и чуткость в разговоре с собеседником).

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

10. Рефлексия

И напоследок…- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: (слайд 17)

Мне удалось …

Я узнал,что …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Мне было трудно …

11.Домашнее задание: выполнить упражнение 405



© 2010-2022