Доклад на тему «Роль чтения в формировании духовно-нравственного пространства личности посредством уроков литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Пензенское

МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области









ДОКЛАД

«Роль чтения в формировании духовно-нравственного пространства личности посредством уроков литературы»









Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы



с. Пензенское

2015 г.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».
Дени Дидро
(Французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»).

Эта меткая фраза произнесена великим французским писателем, философом-просветителем и драматургом, основавшим «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дени Дидро много-много лет назад. Можно удивляться только, насколько она актуальна сейчас. В современном обществе проблема детского чтения, увы, стоит очень остро. А ведь именно книга делает нашу речь красивой и правильной. Большая часть детей не любит читать. А ведь роль печатного слова в формировании личности очень велика. С помощью книг люди ищут ответы на жизненно важные вопросы. В наше время информационная культура дает возможность свободного доступа ко всем ценностям, накопленным мировой цивилизацией, к различным источникам получения любых знаний. СМИ, телевидение потихоньку вытесняют литературу. Но, поверьте, они никогда не смогут заменить старые, умные, добрые книги. Русский народ посвятил им много пословиц. На хороших, умных книгах воспитывались миллионы людей, целые поколения… Не секрет, что современный молодой человек, являясь вполне развитым в умственном плане, владея определенными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается практически на самом низком уровне.

Таким образом, приобщение юных читателей к подлинным ценностям мировой художественной литературы, формирование культуры чтения становится сложнейшей педагогической проблемой.

Сегодня деформация (изменение) личности молодого человека приобретает угрожающий характер. Он не всегда различает, где добро, где зло, где прекрасное, а где безобразное. Сегодня как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей дать нравственные ориентиры молодому человеку. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы - силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценное сознание. Литература как учебный предмет в школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников. Нравственность - наивысшая мера человечности. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка, предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к Родине, к труду, самому себе…

Ведущая роль в формировании духовно-нравственной личности школьника принадлежит педагогу. «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению и нравственным поступкам» (Сухомлинский В.А.).

Русский поэт Н.А. Некрасов обращается к литераторам:

Сейте разумное, доброе, вечное!

Наша задача - вырастить эти посевы в других и собрать плоды. Каковы главные составляющие нравственности?

  1. Патриотизм.

Многие литературные герои, не раздумывая, отдают жизнь во имя Отчизны и счастья людей. Вспомним, Данко, Тараса Бульбу, девчонок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

  1. Любовь.

Любовь - самое прекрасное чувство на земле, которое правит миром. Ради любимых совершаются великие подвиги и делаются большие открытия. Самые лучшие произведения посвящают ей авторы. Пусть наши дети научатся любить на классических примерах.

Задача учителя - научить наслаждаться произведениями, написанными о любви.

Известное стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил… Любовь еще, быть может…». Эти строки затрагивают самые сокровенные струны души. И неважно, какой век на дворе - XIX или XXI. Любовь - это вечная ценность. Человек всегда остается человеком.

  1. Дружба.

Стихотворение А.С. Пушкина «Мой первый друг! Мой друг бесценный!...», посвященное И.И. Пущину, который по пути в Сибирь заехал в Михайловское, где поэт находился в ссылке. Они проговорили всю ночь. Это была их последняя встреча.

  1. Трудолюбие.

Это тоже высоконравственная черта. Литература помогает воспитать и ее. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой - воплощение лени. Ученики смеются над праздным образом жизни Обломова, искренне жалеют, когда лень превращает хорошего, доброго, неглупого человека в существо, вечно лежащее на диване. На вопрос Хотели бы вы быть похожими на Обломова? Дети отвечают, нет.

Взять к примеру образ Евгения Базарова. Ученикам тяжело понять его политическую теорию. Но среди качеств, присущих Базарову, они отмечают трудолюбие.

Итак, на уроках литературы мы делаем все, чтобы привить ученикам любовь к книге, чтобы дети правильно и глубоко понимали прочитанное, пропускали через себя.

Детское чтение это не только задача педагогов, но и родителей. Когда родители с книгой, то и дети читают. Родители прежде всего учат собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если дети читают, и читают правильно, я уверена отдача будет. Что-нибудь да останется в их сердцах… А мы вместе по крупинкам соберем одно целое - хорошего человека, обладающего высоконравственными качествами, чистой и доброй душой, открытым человеческим сердцем.








Список использованной литературы:


  1. Абелюк Е. Сети словесника //Школьное обозрение.2005. №1.

  2. Айзерман Л.С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы - М.: Просвещение, 2002.

  3. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / - М.: Владос, 2003.

  4. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. - М.:МЦБС.2008.

© 2010-2022