Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Закрепление изученного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Буква Е - показатель мягкости согласного звука. Закрепление изученного.


Цель: закреплять знания о букве е как показатель мягкости согласного звука.

Задачи:

1. Закреплять умение быстро ориентироваться в тех случаях, когда буква е обозначает два звука.

2. Учить плавному слоговому чтению.

3. Способствовать развитию речи, мышления.

Ход урока


Содержание урока

Примечание

1.

У:

2.

У:



3.

У:


Д:




У:

Д:


У:

Д:



У:



Д:


У:


Д:



У:


Д:


У:






У:






У:





Д:


У:


Д:





У:


4.




У:



Д:


У:



Д:



5.





6.


У:



Д:


У:


Д:


У:





Д:




У:


Д:


У:



Д:


У:


Д:


У:


Д:

У:


Д:


У:



Д:


У:



Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:






У:



Д:



У:


Д:


У:




Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:



Д:


У:


Д:

У:

Д:

У:


Д:


У:



7.






8.

У:



Д:


У:





У:




Д:


У:



Д:


У:



Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:


Д:


У:


Д:



9.


У:


Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Галина Александровна. Я сегодня проведу у вас урок.

Развитие речевого аппарата.

- А сейчас мы с вами выполним одно очень веселое упражнение. Повторяйте за мной.

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Лягушка-слон.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

Актуализация знаний.

- Если отгадаете загадку, то узнаете, кто с нами сегодня путешествует в Страну букв и слов:

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно!

И любит каждую букашку

Забавный добрый……

- Чебурашка


  1. Чтение букв и звуков по ленте букв

- Давай те с вами прочитаем буквы по ленте букв.

  1. Хором прочитайте гласные буквы.

- Читают.

- Почему два ряда гласных букв?

- Буквы верхнего ряда обозначают твердость согласных звуков; буквы нижнего ряда обозначают мягкость согласных звуков.

- Гласные буквы обозначают гласные звуки. Произнесите гласные звуки.

- Произносят.

- Назовите признаки гласных звуков.

- 1. При произношении не встречают препятствий.

2. Гласные звуки можно пропеть.

- Давайте теперь прочитаем хором согласные буквы.

- Читают.

- Я показываю вам согласную букву, а вы произносите звуки, которые она обозначает.

Произнесите только звонкие звуки.


  1. Работа со слоговой таблицей.

- чтение хором;

- чтение по рядам;

- индивидуальное чтение


  1. Чтение слов и их анализ.

- ел - сел

ела- села

- В чем особенность буквы е в первом столбике?

- Буква е в первом столбике обозначает два звука [Й], [Э].

- Какую роль играет буква е во втором столбике?

- Буква е во втором столбике обозначает один звук и мягкого согласного.


  1. Подбор слов с противоположным значением.

- Сейчас мы с вами будем подбирать к словам, которые будут высвечиваться на экране, слова с противоположным значением

Изучение нового материала.


  1. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебники на странице 75. У нас здесь есть таблица. Давайте хором прочитаем слоги в этой таблице.

- Читают.

- В чем особенность букв «е» и «и», когда они стоят после согласных букв?

- Буквы «е» и «и» обозначают мягкость стоящих перед ними согласных.

Физкультминутка.

Каждый день мы по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать это по порядку:

Весело шагать. Руки поднимать.

Приседать и вставать. Прыгать и скакать.

Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, посмотрите на картинку на 75 странице. Кто на ней изображен?

- Мальчики, собачка, птицы.

- А что делают мальчики?

- Мальчики ловят рыбу. А третий мальчик за ними наблюдает.

- Ребята, я сейчас прочитаю вам этот текст, а вы следите внимательно. После прочтения текста ответите мне на вопросы.

- Сколько предложений в этом тексте.

- В тексте 5 предложений.

- Чтение текста.

- Что вы узнали из этого текста о реке?

- Ответы детей.

- Открываем страницу 76. Что изображено на верхней части страницы?

- Деревья.

- Как вы думаете, какие деревья изображены на первой картинке?

- Ели.

- Читаем первый вопрос.

- Какие ели?

- А теперь читаем начало ответа.

- Ели такие …

- А теперь продолжите это предложение, давайте посмотрим на картинку и скажем, какие ели.

- Ели такие мохнатые, высокие.

- Хорошо. Рассмотрите рисунок, который находится в центре. Чем вы занимались летом?

- Чем занимается мальчик?

- Мальчик ныряет.

- Откуда он прыгнул в воду?

- Мальчик прыгнул в воду с мостика.

- На чем он приплыл с другого берега?

- На лодке.

- Что вы видите на противоположном берегу реки?

- Кто из вас бывал на реке, поднимите руку?

- Кто умеет плавать и нырять?

- Какие правила поведения у воды нужно соблюдать?

- Чем опасна река?

- Давайте прочитаем слова написанные справа от картинки.

Что обозначают слова «лес» и «леса»; «река» и «реки»?

- Лес, река - единственное число. Леса, реки - Множественное число.

- Что обозначает слово «село»;

- Деревня, поселение.

- Давайте прочитаем текст «Лето»

- О чем этот текст?

- Этот текст о лете.

- Как зовут мальчика, который нырял в реку?

- Сева.

- Откуда нырял Сева в реку?

- Сева нырял в реку с мостков.

- Что поймал Сева?

- Сева поймал рака.

- Кто ловил с Севой раков?

- Лена и Сева ловили раков.

- А теперь найдите в тексте предложение, которое соответствует этой схеме. Сколько слов должно быть в предложении?

- Одно.

- Найдите в тексте такие предложения.

- Река. Ива. Вынырнул.

- А теперь давайте составим предложения по этой схеме. Сколько слов будет в предложении?

- Два.

- Какой знак стоит в конце этого предложения?

- Восклицательный.

- Давайте составим предложение.

( аналогично третья схема)

Физкультминутка.

- А теперь все тихо встали,

- А сейчас мы в лес пойдём…

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, на странице 77, сверху написаны слова в красных рамочках. Давайте прочитаем их.

- Село, ива, трава, лес, река.

- Давайте составим небольшой текст с этими словами.

На пригорке стоит село. Вокруг села растут леса. Через лес протекает река. Около реки растут трава и ивы.

- Хорошо. Молодцы. Теперь ребята, посмотрите на картинки. Давайте прочитаем эти два слова. Что обозначает слово село. Рассмотрите картинку к нему.

- Слово село обозначает поселение.

- А теперь давайте посмотрим, что обозначает второе слово. Рассмотрите картинку к этому слову.

- Ответы детей.

- А теперь давайте прочитаем предложения, написанные под картинками. Сначала читаем медленно.

- Чтение.

- А кто может прочитать эти предложения быстрее?

- Чтение.

- Какой звук повторяется?

- Ответы детей.

- Прочитайте слова, написанные внизу страницы. Что это за слова?

- Имена собственные.

- А давайте вспомним, как пишутся имена собственные?

- Имена собственные пишутся с большой буквы.

- Как вы думаете, что общего у букв «е» и «и»?

- Буквы «е» и «и» обозначают мягкость согласных, которые стоят перед ними.

Итог урока.

- Когда буква «е» обозначает два звука?

- Когда буква «е» указывает на мягкость согласного звука?

- Что на уроке у вас вызвало затруднение?

Итак, наш урок подошел к концу, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Всем спасибо. До свидания.






Слайд №1


Слайд №2


Учитель показывает - дети читают.






Дети произносят мягкий и твердый звуки


Слайд 3

Хоровое чтение




Слайды 4, 5










Образцовое чтение учителем

1 раз хором, затем по предложению.




Читает 1 ученик


Аналогичная работа

(сосна, осина)









Дети читают по строчке.




























Слайд 6


© 2010-2022