Сценарий ток-шоу Неграмотность речи

Данное внеклассное мероприятие проводится для привлечения вниманию молодежи к проблеме неграмотности речи. Для такого непростой темы выбрана достаточно легкая форма проведения - ток-шоу, где каждый имеет право голоса. В процессе обсуждения поднимаются вопросы, касающиеся причин возрастания неграмотности, в том числе об Интернет-языке. Также участникам озвучиваются статистические данные ЮНЕСКО, исследований МГУ, Федеральной службы государственной статистики. Такое мероприятие дает возможность обу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

ГБПОУ Колледж автомобильного транспорта №9



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

ТОК-ШОУ

"НЕГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ"



преподавателя

русского языка и литературы

Драгункиной М.И.

2014

Ведущий: Здравствуйте! Мы представляем Центр Экологии Русского языка, и тема сегодняшнего ток-шоу «Неграмотность речи». Пожалуй, все согласятся с высказыванием Энгеля, который сказал: «Речь - это своего рода одежда, в которую облачены мысли». Мы уделяем огромное внимание своему внешнему виду, но зачастую не следим за тем, что говорим и как говорим. Предлагаю обсудить различные аспекты неграмотности речи современных людей. Хочу представить вам участников:

.....................................................

Представим себе такую ситуацию:

Морозова Ольга Николаевна - крупный предприниматель, который располагает достаточным количеством средств для покупки крупной партии товара.

Менеджер №1:

-Здрасьте! Мы чо хотели-то…предложить вам купить у нас…это,как его...мебель, там, фурнитуру разную…Производство в г.Лобня у нас находится, ну…мебель оч качественная, ничо не ломается , ваще возвратов мало бывает. Срок доставки - несколько дней. Ну, короче, сёдня если заключим договор, то уже на следующей неделе принимайте товар. Ну чо?

- Мы подумаем

-Ну ладно, созвонимся

Менеджер №2:

Мы приглашаем Вас к сотрудничеству с нашим мебельным предприятием, мы производим высококачественную мебель, уже завоевавшую свой авторитет на рынке. Разумное соотношение цены и качества привлекает тех, кто нацелен на работу с широким ассортиментом продукции.

Мы оказываем помощь в доставке нашей продукции в любую точку России автотранспортом грузоподъемностью 1,5 - 25 тонн.

Использование новейших технологий, умение предугадывать перспективные направление мебельной моды, отличное качество мебели, высококлассный сервис, разумное соотношение цены и качества - все это гарантирует ООО "ДИАЛ" высокий статус на рынке мебели.

Наша фирма имеет возможность осуществить поставку мебели для Дома: кухонные гарнитуры, зальные стенки, спальные гарнитуры, прихожие.

Высокое качество, богатый выбор, низкие цены наряду с гибкой системой скидок - хорошая предпосылка для взаимовыгодного сотрудничества.

На всю продукцию предоставляется 24 месяца гарантии.

Вед.: какая речь была приятнее? грамотнее? почему? какие ошибки вы заметили?

Давайте для начала выясним, что же такое неграмотность? Как вы думаете, какое определение можно дать этому понятию?

Мнение зрителей: (3-4 человека)

Ведущий: В словаре дается следующее определение: «Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке».

Вед. ... выделила самые распространенные ошибки в словоупотреблении

Презентация

Вед. Вы часто замечаете ошибки в речи своих родных и знакомых?

МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ: (5-6 человек)

Ведущий: А каковы, по-вашему, причины неграмотности речи?

МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ: (4-5 человек)

Ведущий: Причины растущей неграмотности речи выяснил студен 1-го курса .... Давайте послушаем его.

В связи с ростом неграмотности еще в 80-х годах 20 века ученые-филологи и социологи нескольких стран мира ввели термин «функциональная неграмотность». По определению специалистов ЮНЕСКО, термин «функциональная неграмотность» применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения, письма, а также способности выражать свои мысли на литературном национальном языке. Функциональная неграмотность в странах Европы повышается год от года. Например, в Польше и Германии у 40% детей школьного возраста вызывает затруднения понимание литературного текста. В России, как и во всем мире, эта проблема, судя по всему, становится все более актуальной. Сотрудник кафедры русского языка филологического факультета МГУ, старший экзаменатор Людмила Илюшина убеждена, что причина этого явления - снижение интереса к чтению и как следствие - утрата навыков, определяющих статус культурного человека. Приучая детей читать вдумчиво и регулярно, можно избавиться от функциональной неграмотности, которая, в конечном счете, тянет назад и самого человека, и все общество в целом.

Такую же точку зрения о том, что причина растущей неграмотности в недостатке чтения молодого поколения, поддерживает большинство ученых самых разных направлений: педагоги, филологи, социологи, психологи.

С ужасом можем отметить, что судя по опросам Федеральной службы государственной статистики большинство детей в возрасте от 10 до 14 лет на вопрос «Какие книги вы читаете» отвечают, что они не читают совсем, так как считают это пустой тратой времени.

Ученые выделяют еще одну очень важную причину неграмотности. В последнее время молодые люди все чаще сидят за мониторами компьютеров. Сеть Интернет имеет свои законы общения. Сленг, используемый в Интернете, с легкостью и все чаще проникает и в обыкновенную речь наших современников.

Ведущий: Спасибо! Итак, выступающий упомянул, что большинство ученых выделяют в качестве одной из важнейших причин неграмотности речи интернет-язык.

СЦЕНКА «ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ»

Ведущий: А как думают наши зрители? Влияет ли язык Интернета на грамотность нашей речи? Используете ли вы специфичный язык общения в сети?

МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ: (4-5 человек)

Ведущий: Аспект влияния интернет-языка на грамотность речи изучали ... и ..., студент 2-го курса.

1: Итак, как уже было отмечено, Интернет занял прочную позицию в повседневной жизни большинства людей. Пожалуй, первое, что бросается в глаза при анализе текстов, размещенных в сети - это абсолютная грамматическая свобода - каждый пишет что хочет и как хочет. Страницы чатов и форумов так и пестрят неологизмами и сленгом. По сути, сегодня интернет - фабрика по производству всяких словечек и фразочек. Но ведь так было не всегда. Давайте обратимся к истории.

Для обозначения языка сети уже придумали официальное название - «НОВЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК РУНЕТА» или «язык подонков». Слово подонок у большинства людей вызывает негативные эмоции и ассоциации. Именно поэтому оно было выбрано группой людей для обозначения себя как приверженцев к контркультуре, получившей развитие в 21 веке. Если рассматривать непосредственно то, как интернет-язык проник в повседневную устную речь молодых людей, тут показателен случай ,описанный в одном из номеров русской версии еженедельника Newsweek. К памятнику Карла Маркса в Москве 29 апреля вышли люди, протестовавшие против задержания в Минске активистов "Яблока" и журналиста Newsweek. В руках у них были плакаты "Луку - в Бобруйск" и "Лукашенко, выпей йаду".

Некоторые исследователи Интернета называют среди отцов языка подонков - некоего Дмитрия Соколовского, электрика из Питербурга ,который, почувствовав в себе писательский талант, опубликовал на одном из сайтов свой рассказ. В тексте встречались теперь уже всем известные выражения «аффтор жжот», «готишно», «байян», «аццкий сотона», где нарочито игнорировались правила орфографии. Школьники, которым надоело писать «по правилам» подхватили идею написания текстов подобным образом. Теперь мы имеем то, что имеем.

2 (продолжает):

О том, что интернет-язык все чаще проникает в повседневную речь свидетельствуют результаты опроса, который мы провели среди жителей Пензы. На вопрос «Используете ли вы интернет-язык в повседневном общении?» «Да, использую и не вижу в этом ничего плохого» ответили 89 % опрашиваемых, «Использую редко и считаю это негативным явлением в языке» ответили 6% человек и совсем не использует в будничной речи интернет-язык всего 5% опрашиваемых.

Помимо интернет-сленга, о котором сказал ..., очень важным изобретением Интернета является и использование смайликов, которые представляют собой идеограммы, изображающие различные эмоции человека. Без смайликов форумчанам, чаттерам и другим обитателям виртуального города было бы общаться так же сложно, как жителям реальных городов без возможностей мимики их лица, без жестов, возможности изменять тон своего голоса и т.д. В использовании смайликов есть, безусловно, преимущества. Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций. Но вряд ли классик подразумевал, что этот «специальный знак» все чаще станет использоваться там, где это совсем не уместно.

Так, по данным Министерства образования и науки России, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением интернет-сленга. Всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить», а также смайлики и сокращения учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников. интернет-сленг внедряется и в деловую переписку. Дело дошло до того, что, к примеру, генеральный директор одной из нефтяных компаний разработал для своих сотрудников систему штрафов после того, как обнаружил в исходящем письме фразу «Заказчег обязуется». О том, что русский язык нужно защищать от «виртуального словесного мусора», деятели культуры заявляли не раз. Теперь проблема обсуждается на государственном уровне. В настоящее время депутаты Госдумы готовят пакет документов для принятия закона, регулирующего все сферы Интернета, в том числе и язык, на котором общаются россияне в Сети.

Ведущий: Спасибо ... и ...! С вопросом грамотности и неграмотности речи тесно связан вопрос о языковой норме. Сейчас ученые отмечают нарушение людьми в процессе их речевой деятельности всех видов норм: лексических, грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических, и орфоэпических. Как раз нарушение последних в последнее время вызывает тревогу у филологов.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи.

Совмещая приятное с полезным, мы бы хотели проиллюстрировать этот вопрос видеороликом.

Ведущий: Итак, подведем итоги. Как вы думаете, несет ли неграмотность речи какие-то негативные последствия? Какие?

МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ: (3-5 человек)

Ведущий: Хотелось бы послушать мнение преподавателя русского языка и литературы.... Как Вы считаете, каковы последствия неграмотности речи?

_________________________________________________

Ведущий: Спасибо! Итак, мы выяснили, насколько негативными могут быть последствия неграмотности. Давайте задумаемся, что мы говорим, когда и как! На листочках, которые вы получили, оставьте, пожалуйста, свой отзыв о сегодняшней встрече.




© 2010-2022