• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Доклад на тему: Совершенствование профессионального мастерства педагога через участие в работе методического объединения учителей русского языка и литературы

Доклад на тему: Совершенствование профессионального мастерства педагога через участие в работе методического объединения учителей русского языка и литературы

         Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание  в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдет на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования.     Современному учителю т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование профессионального мастерства педагога через участие

в работе методического объединения учителей русского языка и литературы.

Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования, ориентированная на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдет на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых реформ и принятия идей современного образования.

Современному учителю требуется помощь методической службы, задача которой видится в организации условий для формирования, становления, развития, совершенствования профессиональной компетентности педагога, его информационно - методического сопровождения на пути осознания перемен и применения инноваций.

Идеальным можно назвать учителя, который не только умеет грамотно спланировать свою работу, но и обладает высоким уровнем теоретических знаний, информационной компетентностью, реализуется творчески, при этом самокритичен, находится в постоянном поиске и готов учиться чему-то новому.

Приблизить каждого педагога к идеалу школьного учителя, поднять его самооценку, повысить уровень профессионального мастерства призвана методическая работа.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы является основным структурным подразделением методической службы МБОУ « Жуковская СОШ», осуществляющим проведение учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной и внеклассной работы. МО учителей русского языка и литературы создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.

Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы.

Общие направления работы МО:

  1. Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.

  2. Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.

  3. Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету.

  4. Изучение достижений передового педагогического опыта.

  5. Развитие творческого потенциала учителя.

  6. Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

  7. Повышение эффективности школьного урока

  8. Развитие коммуникативной культуры педагога

  9. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.

  10. Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока

  11. Изучение состояния преподавания предмета

  12. Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.

Исходя из общих направлений работы, в 2014-2015 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка и литературы были поставлены конкретные цели и задачи:

  1. Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку

  2. Работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся, предметных компетенций

  3. Активное внедрение в практику новых педагогических технологий, направленных на повышение качества образования

  4. Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.

  5. Систематическая работа ШМО над методической темой «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования».

  6. Стимулирование педагогов к обобщению актуального педагогического опыта.

Методическое объединение последние годы работало над ключевым вопросом: «Работа по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся». Анализировались материалы ГИА, ЕГЭ, обсуждались проблемы преподавания русского языка и литературы и методические темы, над которыми работали учителя- словесники:

Лискина Е. А- «Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы».

Янина Н. И. -«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»; Велина А. Е.- «Развитие памяти на уроках русского языка при работе с непроверяемыми словами».

Ратникова С. П.-«Орфографическая работа на уроках русского языка».

Повышение методического мастерства и методической культуры учителей проводится через работу МО, тематика заседаний которого посвящается самым актуальным проблемам. В ходе работы методического объединения за последние годы были обсуждены темы:

  1. «Технология разноуровневого обучения .

  2. «Орфографическая зоркость».

  3. «Эффективные методы и приемы организации урока».

  4. «Индивидуально - предупредительный диктант как средство повышения грамотности учащихся»

  5. «Развитие памяти на уроках русского языка при работе с непроверяемыми словами».

  6. «Эффективные методы и приемы организации урока»;

  7. «Использование метода проектного обучения и ИКТ в формировании компентенций при обучении русскому языку и литературе».

Одним из обязательным экзаменом в форме ЕГЭ для учащихся 11 классов является русский язык , поэтому перед учителями стоит большая задача подготовить учащихся именно к такой форме.

Учитель Лискина Елена Александровна проводит большую работу в 11 классе по формированию творческих компетенций обучающихся путем использования ИКТ как одного из факторов повышения качества знаний. Учащиеся составляют и защищают мультимедийные презентации по русскому языку и литературе, как по отдельным темам, так и по блокам тем. Последующие срезы знаний показали, что выполнение подобных работ дает хорошие результаты. На занятиях спецкурсов, которые на протяжении последних лет велись Лискиной Е.А., в 10 и 11 классах отрабатываются навыки выполнения задания КИМов ЕГЭ части А,В. Большое внимание уделяется также развитию речи: отработка навыков написания сочинения-рассуждения части С в ЕГЭ.

Лискиной Е.А. за последние годы были разработаны и проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия:

  1. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. 7 класс. (2010 - 2011 уч. год).

  2. «Понятие о бессоюзном сложном предложении», проведенный в рамках творческой мастерской.9 класс.

  3. Открытый урок - проект по литературе в 11 классе на тему: «Кубофутуризм в искусстве: литературе, живописи и театре».

  4. Открытый урок по литературе в 10-ом классе, проведенный перед учителями района на тему: « Споры вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза».

  5. Внеклассное занятие по литературе в 10-ом классе, проведенный в рамках работы районного семинара учителей русского языка и литературы на тему: «Что такое синквей?».

  6. Дистанционная викторина «Знатоки русского языка и литературы», проведённая в рамках предметной недели.

  7. Дистанционная викторина по русскому языку в средних классах, проведённая в рамках предметной недели.

  8. Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6-ом классе

  9. « Занимательная грамматика», проведённая в рамках предметной недели.

  10. Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию мордовского поэта и просветителя З. Ф. Дорофеева.

Ратниковой С.П.

  1. Открытый урок русского языка в 5 классе на тему «Согласные звонкие и глухие», проведенный перед учителями района.

  2. Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Антонимы», проведенный в день открытых дверей перед учителями и родителями.

  3. Мероприятие по литературе: «Любовь в жизни Ф. И. Тютчева».

  4. КВН по сказкам А. С. Пушкина.

  5. Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: «Урок-обобщение по теме: «Причастие»», проведенный в день открытых дверей перед учителями и родителями.

Велиной А.Е.

  1. Открытый урок по русскому языку в 6-ом классе, проведенный перед учителями района на тему: «Правописание суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных».

  2. Суффикс- значимая часть слова» 5 класс.

  3. Урок - презентация. Русский язык в 6 классе. Тема урока: «Имя прилагательное» (Урок - обобщение) (2010 - 2011 уч. год).

  4. Открытый урок по мордовскому языку. Тема: «Кудонь жувататне» (2010 - 2011 уч. год).

  5. Открытый урок по русскому языку в 6-ом классе, проведенный перед учителями района на тему: «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных.

  6. Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Учителя-словесники в свою работу активно внедряют метод проектов.

За последние годы учащиеся выполнили и успешно защитили следующие работы:

Природа в стихах русских поэтов. 7 класс.(Руководитель- Ратникова С.П.)

Обряды моего села. 8 класс .( Руководитель- Ратникова С.П.)

Омонимы и их виды. 5 класс. .( Руководитель- Велина А.Е.)

Территориальные обозначения в русских былинах. 9 класс(Руководитель- Велина А.Е.)

Историзмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» .10 класс.(Руководитель- Велина А.Е.)

Лошадь в русской литературе как мерило нравственности человека. 6 класс. .

( Руководитель- Велина А.Е.).

Старинные названия предметов быта и одежды. 5 класс. ( Руководитель- Лискина Е.А.)

Изученные орфограммы в пословицах и поговорках.6 класс. ( Руководитель- Лискина Е.А.)

Жаргонизмы в речи школьников.9 класс( Руководитель- Лискина Е.А.)

Влияние ИТ на изменение русского языка 8 класс( Руководитель- Лискина Е.А.)

Народная грамотность.10 класс. ( Руководитель- Лискина Е.А.)

Защита проекта «Народная грамотность» ( Руководитель- Лискина Е.А.)

проходила на III открытой республиканской научно-исследовательской конференции школьников «Юный исследователь», где проект занял 2-е место.

Учителя русского языка и литературы активно поддерживают политику партии Единая Россия в формировании практической компетенции школьников, участвуя в конкурсах. Творческая работа ученицы 10 класса на тему:« Мы вместе с Крымом» была отмечена как работа победителя.

В 2013-2014 учебном году на базе нашей школы был проведен районный семинар учителей русского языка и литературы на тему: «Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях перехода на ФГОС». На котором был заслушан доклад, подготовленный Лискиной Е.А., на тему :

« Интеграционный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла с цельюформирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учащихся». Учителями района были обсуждены уроки: «Правописание суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных»( 6 класс, Велина А.Е.) , Открытый урок русского языка в 5 классе на тему «Согласные звонкие и глухие ( Ратникова С.П.) и внеклассное мероприятие по литературе в 10 классе на тему: «Что такое синквей?», разработанное и проведенное Лискиной Е.А., которое получило высокую оценку коллег района за яркую демонстрацию приёма метапредметной и межпредметной интеграции в ходе разработки занятия.

Учителя-словесники активно участвуют в работе районного МО, в работе школьных семинаров- практикумов. Лискина Е. А. является активным участником работы nsportala, где имеет свой персональный сайт и публикует свои разработки.

За активное участие в работе сообщества учителей она награждена благодарностью администрации этого портала , а на сайте -

proshkolu.ru/user/liskina1971/ разместила материал: «Формирование универсальных учебных действий», 2014 г.

За последний год Лискина Е.А. принимала участие во Всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации. Технологии. Разаработки», в ходе отборочного тура её работа была одобрена и включена в сборник. Дипломом 3 степени награждена за победу в мероприятии «Всероссийский конкурс профессионального мастерства - «Я-учитель».

Проведение предметных недель, организация внеклассной работы по предмету развивает интерес учащихся к предмету, расширяет их умственные способности, воспитывает нравственные качества и повышает интеллектуальный уровень.

За последние годы у детей с повышенной мотивацией к учению возрос интерес к участию в интернет- конкурсах и дистанционных олимпиадах. За последние годы учащиеся участвовали в таких интернет-проектах как дистанционные олимпиады по русскому языку и литературе , проекте « Осенний марафон», «ФГОС-тесте» и получили 12 Дипломов- I степени, 15 Дипломов-II степени и 10 Дипломов-III степени, а так же отмечены грамотами и сертификатами участников. Ученики участвовали в открытом межрегиональном конкурсе литературного мастерства « Юные таланты пера».

В ходе анализа работы учителей русского языка и литературы за последние 3 года прослеживались следующие результаты.

Русский язык

Литература

Годы

Старшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Среднее звено

2011-2012

Ур. обуч.

Кач. Зн.

Ср. балл

Ур. обуч.

Кач. Зн.

Ср. балл

Ур. обуч.

Кач. Зн.

Ср. балл

Ур. обуч.

Кач. Зн.

Ср. балл


85


85


3,9


97


45


3,5


100


100


4,1


100


64


4,1

2012-2013


65


65


3,9


100


40


3,5


100


86


4,3


100


64


3,6

2013-2014


82


72


3,8


100


37


3,4


100


93


4,5


100


69


3,9


Каждый учитель-филолог, выбрав своё направление, объединил в общей работе с коллегами усилия в стремлении активизировать деятельность учащихся: повысить успеваемость по предметам, грамотность, умение выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за период 2011-2014 учебных лет, можно сделать следующие выводы:

  • Работу учителей русского языка и литературы признать удовлетворительной.

  • Считать МО учителей русского языка и литературы основным структурным подразделением методической службы МБОУ « Жуковская СОШ».

  • Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов

  • Активно ведется работа над собственными методическими темами, практикуются творческие отчеты учителей

  • Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля

  • Систематически организуются занятия элективных курсов, ведется внеклассная работа

  • На недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта учителей-предметников

  • Члены МО учителей русского языка и литературы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы

  • Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся

В перспективе коллектив методического объединения планирует : 1)систематизацию материалов из опыта работы по урочной и внеклассной деятельности для создания электронного портфолио каждого учителя -предметника ;

2) повышение квалификации по предмету по графику в межаттестационный период.

9

© 2010-2022