Статья СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Россетти С.М. Учитель русского языка и литературы

О необходимости сотрудничества с семьей в последнее время говорится очень часто, в том числе в контексте профессиональных обязанностей педагога. В то же время о конкретных формах такого взаимодействия известно крайне мало. На уроках русского языка и литературы мы предлагаем задания нескольких типов: это задания, выполнение которых возможно при совместных действиях продуктивного характера, а также задания, задачей которых является общение, где ребенок выполняет функцию реципиента, интервьюера. К заданиям последней группы относится, к примеру, творческая работа, которую мы предлагаем после изучения темы: ««Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям», (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Детям предлагается составить своеобразное «Предание семьи». Самым сложным, как ни странно, оказывается, убедить родителей, что для истории семьи ценным является любое воспоминание. Задания, выполняемые вместе с другими членами семьи, могут быть более разнообразными. Это могут быть как проекты, в которых родители только помогают оформить готовую работу, так и проекты, в работе над которым родители принимают непосредственное участие. Причем помощь эта не должна быть тайной - на обложке ученик указывает не только себя, но и тех членов семьи, которые помогли ему. На наш взгляд, развить нравственные начала в ребенке, сделать для него историю страны ближе и интереснее возможно через работу над изучением родословных. Этой работой занимаемся много лет и считаем, что нет для ребенка темы более близкой и интересной. Начинать подобную работу можно уже в 7-9 классах. В старших классах появляется возможность установить, каким образом события, происходившие в стране, переплетались с судьбами родных. Для второго проекта («Никто не забыт, ничто не забыто»), который был задан накануне празднования Дня Победы несколько лет назад, были предложены различные формы - газета, журнал, фотоальбом. Основное условие - фотографии военных памятников должны сопровождаться стихотворением или отрывком из прозаического произведения о войне. Проект, несмотря на кажущуюся сложность, был реализован большинством учащихся. Некоторые поехали на Поклонную гору (хотя изначально не планировали это делать) - дарили ветеранам цветы, расспрашивали их о военном времени, фотографировались с ними. Другие ученики, чьи семьи предпочли уехать за город, фотографировали памятники погибшим воинам в окрестностях Москвы и в других городах - для многих неожиданным стало даже их количество. Некоторые ученики рассказывали, как потом вместе с родителями искали информацию об этих памятниках, чтобы оформить проект. Работа родителей состояла и в помощи при выборе стихотворений, поскольку уровень читательской компетенции у пятиклассников недостаточно высок. Особенно важна в аспекте формирования семейных ценностей мотивация выбора тех или иных стихотворений для проекта - «Эти стихи очень нравятся моему дедушке». Очевидно, что таким образом происходит трансляция семейных ценностей - но не авторитарно, а спонтанно, то есть естественным образом.

Работа по формированию семейных ценностей должна начинаться уже с 5 класса, когда еще достаточно велико влияние родителей ребенка, но по мере взросления эта работа должна по-прежнему проводиться, меняется лишь характер заданий или степень участия родителей (например, родители восьмиклассников уже не исполняют роли, а только помогают оформить аудиозапись, улучшить звучание и качество). Целью такой работы является уже не выявление уровня знания текста, а попытка анализа отношений внутри семьи - соответственно, задание носит необязательный характер, но его выполнение поощряется учителем.Итак, говоря о формировании семейных ценностей и о формах взаимодействии с семьей, можно выделить несколько принципов работы: 1) помощь родителей должна быть явной, а не тайной - наравне со своим именем, ребенок должен указать ФИО членов семьи, помогавших ему в работе; 2) результат работы должен быть оценен положительно в целом, вне зависимости от объема или качества аудио- или фотоматериала; 3) семейная форма выполнения задания - только одна из форм, наравне с коллективной, парной, индивидуальной; 4) участие родителей должно быть замечено педагогом, словесно поощрено;5) для выполнения задания должно быть предоставлено достаточно времени, с учетом того, что в большинстве семей свободными для общения оказываются только выходные дни; 6) задания, ориентированные на семейное выполнение, должны предлагаться с пятого класса, когда участие родителей в жизни ребенка еще достаточно велико, но ребенок уже обладает некоторой степенью самостоятельности.Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой. К сожалению, очень часто взрослыми ответственное искусство - воспитание детей недооценивается. Родители - первые учителя и духовно-нравственные наставники своих детей. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?

Список используемой литературы.

  1. Евмений, игумен.. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008

  2. Культура семьи: Учебное пособие / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. - Кострома, 2005.

  3. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. - Клин,

  4. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.

  5. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.- М., 2000.

© 2010-2022