• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока по литературе: В. Г. Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч. г.)

Конспект урока по литературе: В. Г. Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч. г.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Краснобрыжая Оксана Григорьевна

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта изучения темы


Тема

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели.

Цели

Образовательные: проанализировать 1-6 главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы, редактировать информацию; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации).

Развивающие: развивать устную речь учащихся самостоятельность, мышление; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать духовно-нравственные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь к близким, гуманизм, чувство справедливости.

Формировать УУД:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Личностные УУД: формировать умение определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Приемы

диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, «лови ошибку», ассоциативный куст, синквейн.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2014.

иллюстрации к произведению, презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная, индивидуальная работа



Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I.Организационный момент





Организует

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе. (слайд№1)

- Начнём наш урок (проверка готовности обучающихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания обучающихся).

Обучающиеся готовы к уроку.

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, на предыдущем уроке мы узнали, что современники называли Владимира Галактионовича «нравственным гением».

- А как вы думаете, почему?

Приблизительные ответы

- В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель.

-Ребята, с чем у вас ассоциируются понятия «хороший человек» и «плохой человек». Плохой человек

- злой

- вредный

- обижает слабых

- обманывает.

Хороший человек

- добрый

- любит родных и близких

- никого не обижает

- говорит правду

- не ворует

- не обманывает.

- Если произведение Короленко называется «В дурном обществе», то о каких людях мы должны узнать? ( О плохих)

Участвуют в диалоге.

Осознают необходимость предварительной работы для точного ответа на вопросы.

Планируют совместную деятельность.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, строят небольшие монологические высказывания, высказывают оценочные суждения.




III. Актуализация опорных знаний





Физминутка

1)Главного героя зовут Вася, ему 10 лет?

2)Главный герой живет в бедной семье?

3)В часовне скрывались бедняки, т.к. им негде было жить.

4)Вася в часовне познакомился с Вальком и Марусей во время молитвы.

5)Валек воровал еду, т.к. его сестре нечего было есть.

6)Маруся - очень подвижная и здоровая девочка.

7)Пан Тыбурций запретил Васе ходить к ним, т.к. его отец судья.

8)Пан Тыбурций любил Валька и Марусю.

9)Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, весела и подвижна.

10)Вася не боялся сказать отцу, что ходит в гости к Вальку и Марусе.

Дети по лесу гуляли, (Маршировать на месте)

За природой наблюдали

(Приложить ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели

(Поднимать голову кверху, тянуть шею)

И их лучики согрели.

Бабочки кругом летали,

Крыльями махали.

(Махи руками)

Дружно хлопаем,

(Хлопать в ладоши)

Ногами топаем.

(Топать ногами)

Хорошо мы погуляли,

(Маршировать, делать вдох -выдох)

И прекрасно отдохнули!

(Сесть за парты) (слайд № 5)

«Лови ошибку» 1.Литературный диктант «да» и «нет» (слайд № 3)

(Результаты литературного диктанта записываются в рабочую тетрадь. Затем учитель дает ключ (слайд № 4) - учащиеся проверяют работу друг у друга. )

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны будем проанализировать поведение героев и сделать вывод, кто же является плохим, а кто хорошим человеком. Что вам для этого нужно?

Формулируют тему и цель урока.

Запись темы в рабочую тетрадь (слайд № 2)

Приблизительный ответ:

Знание произведения, текст, умение читать и делать выводы.

Регулятивные: формулируют тему и цель урока

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

V. Изучение нового материала

Работа с иллюстрациями и учебником

Мини-проекты, подготовленные дома (опережающее домашнее задание)

- Кто такие бедняки?

- Вызывают ли они у вас жалость?

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто из героев на ней изображен? (слайд № 6 )

-Конспект урока по литературе: В.Г.Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч.г.)Конспект урока по литературе: В.Г.Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч.г.) Как вы догадались?

Найдите описание детей в учебнике. Дайте характеристику детям. Запишем ее в тетради в виде синквейна. (Творческая работа)

Ребята, кто мне подскажет, что такое синквейн? (слайд № 7)

Работа в группах (слайд № 8)

(приложение 1)

1 - группа синквейн - Маруся

2 - группа -синквейн - Валек

3 - группа - синквейн - Вася

- Кто изображен на следующей иллюстрации? (слайд № 9)

Конспект урока по литературе: В.Г.Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч.г.)

- Дайте характеристику его поведению. Как он вел себя с Васей.

-Ребята, как вы думаете, кто является смыслом жизни Тыбурция Драба?

- Чем занимались эти детки?

- В чем драма Тыбурция и его детей?

- Кто изображен на этой иллюстрации? (слайд № 10 )

Конспект урока по литературе: В.Г.Короленко «В дурном обществе». Развалины и их обитатели. ( Урок разработан в рамках заочного конкурса методических разработок «Истоки мастерства» среди педагогов, работающих по ФГОС НОО, ООО (5 классы) в 2015/2016 уч.г.)

- Охарактеризуйте отношения Васи с отцом.



Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Ученики выступают с подготовленными сообщениями

Слушают доклады, отвечают на вопросы по иллюстрациям








Синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

1.Вася

2.Добрый, грустный

3.Помогает, переживает

4.Приносит еду для Маруси и Валека

5. Милосердие

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют знания.

Регулятивные: оценивают работу одноклассников.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, высказывают оценочные суждения.

VI. Закрепление нового

2) Работа над проблемными вопросами

Как вы думаете, какая семья счастливее?

Как можно помочь семьям?

Почему автор называет произведение «В дурном обществе»? Действительно ли семья Тыбурция плоха?

Отвечают на вопрос учителя.

Рассуждают о счастье, доброте, милосердии.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения,

синтеза, делают выводы.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, высказывают оценочные суждения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки. (слайд 11,12)

Сравните наши начальные ассоциации плохого и хорошего с теми характеристиками героев, которые мы сделали в течение урока. Сделайте вывод.

- Чему вы научились?

- Какие задания вызвали у вас интерес?

- Какие герои вызвали у вас сочувствие?

Осуществляют рефлексию,

отвечая на вопросы.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

VIII. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение:

«О чем я задумался, читая о семье Тыбурция»
Читать 7-8 главы. (слайд 13)

Записывают домашнее задание



© 2010-2022