Урок по литературе на тему А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения   Цели: Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать стих Воспитывать любовь к русской поэзии, в частности к поэзии Пушкина Ход урока I. Орг. момент. II. Слово учителя.    III.Анализ стихотворения.  1. Чтение стихотворения учителем.   2. Словарная работа. 3. Работа со стихотворным текстом IV. Работа со средствами художес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения

Цели:

  1. Рассмотреть стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…".

  2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать стих

  3. Воспитывать любовь к русской поэзии, в частности к поэзии Пушкина

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Оформление записей в тетрадях.

III. Слово учителя.

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений.

-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…". Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением "Памятник".

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: "Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?" и т.д.).

- О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

- Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп - 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский - чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит - поэт.

в) "всяк сущий" - существующий.

г) тунгус - народность Восточной Сибири.

д) муза - богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

- Начинается стихотворение со слов "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…". Что значит "нерукотворный"?

- Какие ассоциации возникают при слове "нерукотворный"? Спас нерукотворный - это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

- Какое ещё значение несет эпитет "нерукотворный"? Священный, возвышенный.

- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками - разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

- Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина ("доколь Славянов род вселена будет чтить").

- К кому обращена поэзия Пушкина? "…доколь в подлунном мире…" - ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока "жив будет хоть один пиит", пока людям будет нужна поэзия.

- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания - это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

- Почему Пушкин употребил старинное название "Русь", а не Россия, "язык", а не народ? Россия - определенное государство с границами, понятие "Русь" значительно шире, поэзия - достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки - разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

- В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

- Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

- "Веленью Божию, о муза будь послушна". Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

- Каким должен быть поэт? Отважным - "обиды не страшась"; бескорыстным - "не требуя венца"; равнодушным к похвале и клевете - "хвалу и клевету приемли равнодушно",

- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: "В чем предназначение поэта?"

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

- Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: "нерукотворный" - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет "непокорный" - тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. "Душа переживет" - олицетворение, "чувства добрые" - " жестокий век" - эпитеты и антитеза.

- Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

VII. Итог.

- Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. "Я" - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

- Почему памятник нерукотворный - создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант - это божий дар, поэт - творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное - суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Конкурс чтецов

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Комментирование оценок за урок.



© 2010-2022