Обобщение по теме Морфология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по ФГОС

( В классе висит список детей по группам.Дети входят и смотрят данный список и определяют, кто их них в какой группе).

Учитель: Дети, посмотрите, какой сегодня замечательный день. Во-первых , уже начался второй месяц весны, а это значит, что будет все теплее и теплее. Во-вторых, у вас только-только закончились каникулы. И значит, вы отдохнувшие и полны сил на успешную учебу. В начале урока я предлагаю вам провести жеребьёвку, чтобы определить очередность групп при ответах. Прошу капитанов команд подойти ко мне.

(Капитаны подходят и выбирают номера).

В течение урока каждый ученик за ответы будет получать звездочки. И в результате победит та команда, которая наберет больше всего звездочек.Я прошу капитанов назначить экспертов в своей группе для взаимопроверки.

Учитель: Итак, дети, Надя Слепцова приготовила нам очень интересный материал «Из истории письма». Давайте её послушаем.

Из истории письма. 3-4 тысячи лет тому назад люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков. Это было рисуночное письмо. На куске дерева, на коре, бересте наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов и с их помощью сообщались важные новости. Например, если были нарисованы фигурки лодок, на низ 30 черточек, а рядом 3 дуги и под ними 3 солнца, то это означало, что отряд из 30 воинов совершал поход по реке в течение трех дней.

( рисунок на компьютере или доске).

Не правда ли, как просто! Такие фигурки могут нарисовать даже наши дошкольники. И учиться писать не надо! Не надо запоминать разные правила, учить части речи, склонения, спряжения. Почему же люди отказались потом от такого простого рисуночного письма? Что им не понравилось в этом картинном письме? Попробуем в этом разобраться.

Представьте себе, что вы и сейчас не умеете писать буквами и сообщаете друг другу новости только при помощи рисунков. Вот вы получили записку от своего товарища.

( карточки или на компьютере рисунок)

Учитель:Что же он вам сообщает? Поручим чтение этой записки по группам. Члены каждой группы посоветуются между собой, и капитаны ответят, что же вам удалось здесь прочитать. На выполнение задания 3 мин.

( ответы детей)

Учитель:

Вопросы:

1.Как вы думаете, удобно ли общаться при помощи рисуночного письма?

(ответ:Нет, потому что каждый читает его по-своему)

2.А есть ли в нашей современной жизни рисуночное письмо?

(ответ: дорожные знаки)

(слайд . Дорожные знаки и что они обозначают) (зебра, светофор)

3.Без рисуночного письма не было бы и букв, так как буквы появились именно из рисунков. А из букв мы складываем что?

(ответ: слова)

4. И как же называются правильно с точки зрения русского языка слова, при помощи которых общаемся?

(ответ: части речи)

5. Учитель:

Молодцы. Некоторым учащимся до каникул было дано творческое задание «Найти занимательный материал о частях речи». Я прошу вас внимательно прослушать его и дополнить последнюю фразу

Части речи

Юля. Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришел.

Тигран. Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Костя. После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «Ох» да «АХ»!

Артем. Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

Даша.«НЕ» и «НЕ» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у теплой печи повторяем……….. (части речи) (эту фразу должны повторить дети)

6. Учитель:

Итак, дети, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о частях речи).

Правильно, мы сегодня с вами будем обобщать раздел науки о языке, который изучает части речи. Как называется этот раздел? Запишите в тетради тему урока

Слайд: Обобщение по теме «Морфология»

Учитель: Итак, дети, какие же задачи мы должны сегодня с вами решить?

Слайд с задачами

А) Уметь находить части речи

Б) Правильно их писать

В) Правильно употреблять части речи при общении

7. Учитель:Дети, а как вы думаете, пригодится ли нам в жизни знание частей речи?Зачем? Где?

8. И в начале урока давайте порешаем лингвистические задачки. Обратите внимание на доску.

Слайд:

  1. Определите, являются ли одушевленными существительные кукла, толпа, снеговик, человечество. Свой ответ обоснуйте.

Слайд:

  1. Все ли формы слова терпение употреблены во фрагменте стихотворения.

Кто более иль менее

С терпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

По щучьему велению

Оно не входит в дом,

Мы учимся терпению

И учимся с трудом.

Учитель: Для того чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам выписать все формы слова ТЕРПЕНИЕ и определить падеж слов. На это вам дается 2 минуты

Учитель: Дети, о какой части речи говорилось в данных лингвистических задачках?

Слайд:

  1. Какое прилагательное зашифровано в данных ниже словах? Составьте словосочетания.

Солнце + система

Конь + спорт

Компьютер + игра







  1. Ученикам было дано задание раскрыть скобки в словосочетаниях:

(не)скромный мальчик;

(не)поседливый ребенок;

(не)простительная ошибка;

(не)шариковая ручка;

(не)гладкая, шероховатая поверхность

Один ученик решил поступить просто: посмотреть в словаре, слитно или раздельно с НЕ пишутся эти прилагательные. Подумайте, верно ли его решение. Дайте развернутый ответ.

Учитель: Дети, о какой части речи говорилось в данных лингвистических задачках?

Слайд:

  1. Двое учеников поспорили, к какому спряжению следует отнести глагол болеть. Один говорит, что к 1-му, а другой - ко 2-му. Кто прав?

  2. Учитель: Дети, о какой части речи говорилось в данных лингвистических задачках?

Слайд:

8. Ну а теперь, ребята, работа немножко посложнее. Внимание на доску

Составьте предложение, выполнив ряд условий (предложение записывается постепенно, по мере выполнения задачи):

  1. Из предложения У девочки были пушистые волосы взять имя прилагательное, согласовать его с существительным, обозначающим дополнение, из предложения Инеем покрылись кусты

  2. Добавить подлежащее предложения Февраль - вершина зимы

  3. Добавить обстоятельство предложения Осень щедро одарит леса красотой

  4. Из предложения Леса украшают землю взять глагол, употребив его в 3-м лице ед. числа настоящего времени.

  5. Из предложения За деревьямиспрятался маленький домик добавить существительное, употребленное во множественном числе, поставив его в вин.пад.

Полученное предложение разберите по членам и определите, какими частями речи они являются

Слайд: Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья

Учитель: Какое предложение у вас получилось? Опрос фронтальный. Звездочки за правильный ответ.

Учитель: А теперь каждая группа поработает самостоятельно по тем карточкам, которые мне помогут раздать капитаны команд. На работу в группах дается 8-10 минут

9. Работа в группах.

Вам предлагаются теоретическое и практическое задания. На выполнение

теоретической части дается 2-3 минуты. А на выполнение практической части 5 мин.



Карточка 1

  1. Назовите морфологические признаки имени существительного:

А) что обозначает

Б) постоянные признаки

В)непостоянные признаки

Г) каким членом предложения является

Д) приведите примеры



  1. Вставьте пропущенные буквы

Скрываться в зелен…, на площад…, в подземель…, лежать на постел…, на постельк…, заниматься в секци…, лежит на ладон…, участвовал в сражени…, соревновани…, фестивал…, конкурс…, путешествовал по Сибир…, Карели…, Средней Ази…, читали о лини…, говорили о Мари…, побывали в зоопарк…, музе…, навыставк…, растет на берез…, топол…







Карточка 1.

1.Назовите морфологические признаки глагола:

А) что обозначает

Б) постоянные признаки

В) непостоянные признаки

Г) каким членом предложения является

Д) приведите примеры

2. Вставьте пропущенные буквы

Мерца…т, смотр…т, набега…т, восход…т, та…т, стел…шь, вид…т, удивля.. тся, собира…т, обид…т, гон…т, держ…т, подта…т, побре…шь, ве..т, зазелене…т, потеря…шь, напиш…т, задыш…шь, кле…т, ненавид…т, услыш…шь, темне…т, зелене…т, пригон…т, держ…шь.









Карточка 1.

1.Назовите морфологические признаки имени прилагательного:

А) что обозначает

Б) постоянные признаки

В) непостоянные признаки

Г) каким членом предложения является

Д) приведите примеры

2. Вставьте пропущенные буквы

Ранн…й весной, свеж...го хлеба, тягуч..м мёдом, строжайш…го командира, под сильнейш…м дождём, со старш…м братом, в древн…й легенде, тонк…й пряж…й, трескуч…м морозом, у больш…й витрины, после небольш…го перерыва, в син..м небе, за син…м морем, коротк… ночами, дальн… лесом, на весен… солнце, мягк… снегом, в дальн…. дорогу, в глубок… овраге







Учитель: Закончилась работа в группах, я прошу капитанов команд собрать карточки с практическим заданием для взаимопроверки. По результатам работы экспертов мною будут выставлены оценки, о которых я сообщу на следующем уроке.

А мы сейчас с вами обсудим теоретическую часть.

После обсуждения теоретической части.

Первая группа закончила отвечать. Я задаю вопрос другим группам:

- Ребята, есть ли у вас вопросы или дополнения по поводу имени существительного?

(заранее раздаю вопросы)

  1. Как объяснить , зная склонение существительных, почему в слове в большой деревнена конце пишется Е?

  2. От чего зависит слитное или раздельное написание НЕ с существительным?

Вопросы второй группы

  1. Что такое эпитеты? И какое к ним отношение имеют прилагательные? Приведите примеры

  2. От чего зависит окончания прилагательного?



  1. Вопросы третьей группы

  1. Что такое инфинитив? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры

  2. Какое время есть у глагола? Приведите примеры

Собираю карточки у экспертов



  1. А сейчас я предлагаю вам ещё одно интересное задание. Внимание на экран.За правильные ответы даю звездочку

Карточка №2

  1. Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

А) катаре

Б) Дранфакс

В) Ометак

Г) Снипутк

Д) Нелапта

Е) Каликатга

Д) Семоневость

Учитель: Определите, к какой тематической группе относятся восстановленные слова. А какой у нас в стране отмечается праздник в апреле? Когда?

Слайд: Космос

Учитель: Ну а теперь, дети, поработаем устно. Я предлагаю вам составить лингвистическую сказку о частях речи. (Работают в группах)

Учитель: Поделитесь своими сказками с нами. Как вы думаете, сказка какой группы наиболее удачная? Почему?

Учитель: Ну а теперь, дети, давайте соберем наши звездочки и посчитаем. И определимся, какая же команда набрала большее количество. Эта команда по итогам урока получит пять?

Учитель: Итак , дети,

- Легко ли вам было работать в группе?

- Что мешало работе?



Учитель: А сейчас мы проведем с вами итоговое тестирование с помощью оборудования «…..», результаты которого я оценю и на следующем уроке вас проинформирую.

Тестирование.

11. Рефлексия:

А) Какие задачи ставили?

Б) Удалось решить поставленные задачи?

В) Каким способом?

Г) Какие получили результаты?

Д) Что нужно сделать ещё?

Е) Где можно применить знания?

Учитель: Д.З. Дети, обратите внимание на доску.

На доске высказывание выдающегося лингвиста А.М. Пешковского

Слайд: « У каждой части речи свои достоинства»

  1. Как вы понимаете смысл данной фразы?

  2. Я предлагаю вам дома написать небольшое сочинение на данную тему

Чтобы написать сочинение, я прошу вас использовать термины, о которых сегодня шла речь. Это будет первым шагом в развитии ваших умений при написании сочинения на лингвистическую тему, которое является одним из заданий на экзамене в 9 классе.

Я предлагаю вам дома сочинение на выбор. Та группа, которая работала сегодня с существительным, пусть напишет сочинение о глаголе, группа с глаголом - о прилагательном, группа с прилагательным - о существительном. Если есть желание, можно сделать презентацию о частях речи. За неё я поставлю отдельную оценку.

Учитель: А сейчас обратите внимание на большие звездочки, которые у вас лежат на столе. Я прошу вас оценить нашу совместную работу с их помощью.

Красная звездочка - На уроке все было интересно. Я узнал много нового.

Мне это пригодится в жизни.Желтая звездочка - Много было интересного, но ничего нового

Обсуждение

Уважаемые коллеги, готовясь к данному уроку, я стремилась к тому, чтобы выдержать структуру урока по ФГОС. А именно подводила обучающихся к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, задачи, обязательно использовала групповую форму работы, при которой осуществлялся взаимоконтроль. Была проведена рефлексия. Домашнее задание было дифференцированным и опережающим.

На данном уроке я ставила две основные цели:

  1. Содержательные: актуализация знаний об изученных частях речи, развитие умений сопоставлять и соотносить части речи друг с другом, углубление знаний о морфологических признаках сущ, прилаг, глагола

  2. Деятельностные: создание условий для повторения темы «Морфология», развитие готовности к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций, нахождение оптимальных приемов работы в группах, развитие навыков

Условно я разделила урок на три этапа.

На первом этапе, у меня он именуется как «Стадия вызова», я стремилась подвести детей к формулировке темы урока. Для этого заранее был дан материал из истории письма для ознакомления Слепцовой Надежде, которая познакомила класс с рисуночным письмом.На данном этапе проходило формирование коммуникативных учебных действий, а именно: владение монологической речью, навык слушания, навык обмена мнениями, умения представлять и сообщать информацию.

Далее учащиеся предоставили занимательный материал в стихотворной форме о частях речи, в результате которого я создала проблемную ситуацию, приводящую к теме урока и постановке учебных задач, создание мотивации у обучающихся

На «Стадии осмысления» я стремилась к формированию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Дети обучались логически мыслить при решении лингвистических задач, обобщать, давать определения, действовать по алгоритму (работа над составлением предложения). На данном этапе проходила и работа в группах. Я стремилась к формированию и познавательных, и коммуникативных УУД: умения давать определения, обобщать, систематизировать, навык слушания, умения представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, умение аргументировать свою точку зрения.

И на последнем этапе рефлексии формировался регулятивный навык оценки и самооценки; коммуникативный навык умения выражать свои мысли.

Я думаю, что те цели, которые мною поставлены, были достигнуты.

В целом работой детей я удовлетворена, некоторые из них были не столь активны, как хотелось бы.























© 2010-2022