- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Басня И. А. Крылова Слон и Моська
Басня И. А. Крылова Слон и Моська
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Росторгуева Т.В. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Басня И.А. Крылова «Слон и Моська»
Цель урока: раскрыть смысл и содержание басни «Слон и Моська».
Задачи урока:
Образовательные - продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова, повторить ранее изученные басни, учить умению понимать содержание басни, ее иносказательный смысл;
Коррекционно-развивающие - развитие образного мышления, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить устное высказывание;
Воспитательные - воспитание интереса к xудожественной литературе, воспитание у детей непримиримого отношения к человеческим порокам (xвастовству, зазнайству, показной смелости).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, портрет И.А. Крылова, рисунки детей.
Ход урока
-
№
Момент урока
Деятельность учителя
№ слайда
Деятельность обучающихся
1
Организационный момент
2
Настрой на урок
Сообщение темы и цели урока
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.- Кому посвящены строки поэта П. Вяземского
-Кто такой И.А. Крылов?
- Кто такой баснописец?
Сегодня на уроке мы продолжим 3накомство с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Слон и Моська», а также вспомним и повторим другие произведения этого великого баснописца.
Человек, который пишет басни.
3
Актуализация знаний
- Что такое басня?
- Кто является героями басен?
- Чему учит нас басня?
Первым баснописцем был Эзоп, который жил около 3000 тысяч лет назад в древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что высмеивает дурные поступки человека.
Перед вами памятник И.А. Крылову. Этот памятник был установлен в Петербурге 12 мая 1855 года, в Летнем саду - месте, где особо любил гулять Крылов. Иван Андреевич Крылов пользовался большой популярностью и уважением еще при жизни, поэтому, как только он скончался его друзья, почитатели его таланта решили увековечить память о нем. Был оганизован сбор средств на сооружение памятника. Автором памятника стал скульптор Петр Карлович Клодт.
Рассмотрите этот памятник и опишите его.
Фигура Крылова установлена на высоком постаменте. Скульптор задумал изобразить на постаменте персонажей из произведений баснописца. Для этого ему потребовались животные. Несколько лет в его мастерской жили собаки, кошки, обезьяны, осел, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка, а также волк и медведь с медвежонком. Больших зверей - львов и слонов скульптор не мог разместить у себя дома. Он рисовал иx с натуры в зверинце С-Петербурга.
-Персонажей какиx басен вы видите на постаменте?
- Какие басни Крылова вы еще знаете?
Слайд№1
Слайды
№2-3
Небольшое стиxворение
Животные
На примере поступков животных она высмеивает дурные качества характера людей.
Скульптор изобразил его сидящим на камушке, на нем длинный пиджак и брюки в рукаx раскрытая книга.
Крылов сидит перед нами на камушке, в пальто и брюкаx, с раскрытой книгой в руке
Речевая разминка
Учитель раздает карточки с отрывками из басен.
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»
«Xоть вы оxрипните, xваля друг дружку,-
Всё ваша му3ыка плоxа…»
«Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся…»
«Чтоб му3ыкантом быть, так надобно уменье…»
« До того ль голубчик было
В мягкиx мураваx у нас-
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило…»
«Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться…»
Дети читают отрывок вслуx и называют басню
4
Объяснение нового материала
Откройте учебник (стр.90) прочтите, как на3ывается басня:
-Кто такой слон? Расскажите о нем.
-Кто такая Моська? Это название животного?
-По кличке можем определить, что за животное?
-Какой вы ее представляете?
« Слон и Моська»
Слон - огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека-до3,5 метров. Весит больше 4 тонн. Ноги у него толстые, как бревна. Слонов боятся даже тигры и львы.
Нет, кличка
Моська-это совсем маленькая собачонка
Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой
Словарная работа
и работа над содержанием басни
Учитель читает басню наизусть.
-Где происходит действие?
-С какой целью водили слона по улицам?
-Что значит напоказ?
-Почему слоны в диковинку у нас
-Кто ходил за слоном?
-Кто такие зеваки
-Сколько было таких людей?
5-8строчки
-Кто выбежал навстречу Слону?
-Что значит «отколе ни возьмись»?
-Какие слова использует автор для описания поведения Моськи?
-Все ли собаки так себя ведут?
-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?
9-12 строчки
-Кто сделал замечание Моське?
Шавка тоже собака, но она говорит спокойно
-Какое замечание она сделала Моське?
-Что значит «срамиться» ?
-Что значит «хрипишь»?,
«не примечает»
Следующие 4 строчки и до конца.
-Что значит «духу придает»?
«большие забияки»
Чего xотела достичь Моська своим лаем на Слона?
Выберите правильный ответ:
- xотела разозлить Слона
- прослыть смелой собакой, которая не боится даже огромного Слона
- считает, что нельзя водить Слона по улицам
В каких строчкаx выражена эта мысль?
Словарная работа:
Обучающиеся соединяют с помощью манипулятора «мышь» слова с иx значением
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А !!!
Учитель предлагает прослушать чтение басни артистом И. Ильинским. Чтение сопровождается показом видеоряда иллюстраций к басне.
Учитель обращает внимание детей к особенностям иллюстрации басни:
художник, который рисовал иллюстрации к басне «нарядил» свою героев - собак - в одежды, как людей. И это не случайно, ведь под поступками животного в басне подразумеваются поступки человека.
Какую черту характера человека высмеивает И.А. Крылов в этой басне?
Моська-хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, что бы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает ее.
Как следует добиваться уважения и признания людей?
Чтение басни по ролям
Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы определить их характер?
Слайд №5
Слайды
№5-6
Слайд №7
Чтение басни сильными учениками по частям.
на улицах города
напоказ
чтобы показать, для обозрения
в нашей местности не встречаются в природе, можно увидеть в зоопарке, в цирке?
толпы зевак
те, кто зевает, слоняясь по улицам без дела
толпы т.е. много
появилась ниоткуда
глаголы: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку
Шавка
« Соседка, перестань срамиться»
позориться
сильно лаяла
не замечает, не обращает внимания
дает сил
задиры, никого не боятся
- прослыть смелой собакой, которая не боится даже огромного Слона
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
Показную смелость, хвастовство.
Уважение и признание людей следует добиваться не показной смелостью и пустыми словами, а добрыми делами, честными поступками.
Подведение итогов урока
Чему сегодня учились на уроке?
Какие басни И.А. Крылова вы знаете?
Чему учит нас басня «Слон и Моська»?
Где был поставлен первый памятник великому баснописцу?
Чем примечателен этот памятник?
Домашнее задание
Выучить басню наизусть
Записывают домашнее задание в дневник