Уроки русский язык Культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Ангарска


Согласовано: «Утверждаю»

зам. директора по НМР Директор МБОУ «СОШ № 38»

Я.Т.Сорохманюк

«___» ________ 20__ г. «___» _________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По факультативному курсу «Культура речи»

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) 8 класс__ «Б»___

(начальное общее, основное общее, среднее (полное)

общее образование с указанием классов)


Количество часов 34 Уровень базовый

(базовый, профильный)

на 2015 - 2016 учебный год

количество часов всего 34 часа; в неделю 1 час;


методическое объединение русского языка и литературы

Учитель: Смирнова Оксана Анатольевна

Составлена в соответствии с программой (название программы с указанием автора и сборника, год издания) авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина. 2009.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Прошла экспертизу на заседании

методического объединения, протокол №____

от «____» _____2015_г.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультативного курса построена на базе факультативного курса "Культура речи" (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И.,// Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2009. - 80 с. - (Библиотека элективных курсов), рассчитана на учащихся 8 классов общеобразовательных школ. На курс отводится 35 часов (1 час в неделю).

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека - это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основ­ными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи - лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи - устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в ре­зультате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию на­выков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведе­нию, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в со­ответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах рече­вого поведения в различных сферах общения; совершенствуется уме­ние не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и ре­чевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письмен­ные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Содержание программы

8 класс (35ч)

Языковая норма и её виды (3 ч)

Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её пре­одоления.

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся линг­висты о русском языке. Закон о защите русского языка.

Нормированность - отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

Культура речи (5 ч)

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сфе­рой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, яс­ность, логичность, чистота, выразительность, уместность употреб­ления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи (27 ч)

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформу­лированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понят­ности речи. Правильное использование различных пластов лекси­ки как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопо­нятных слов, употреблённых в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графи­ческий).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеля­ризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жарго­низмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые норма­ми нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования - один из источни­ков обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразова­тельная, грамматическая синонимия; многозначность слова, анто­нимия и др.

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гар­моничная фонетическая её организация. Звукопись как изобрази­тельное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное бо­гатство родной речи.

Выразительные возможности, русского словообразова­ния. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с кор­нями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Ос­новные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдо­ха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фра­зеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грам­матическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксичес­ких средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свой­ствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, стилистической уместности и выразительности речи. Осоз­нанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Календарно-тематический план


занятия

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание

Языковая норма и её виды

4

1.

Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

1

2.

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её пре­одоления.

1

3.

Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся линг­висты о русском языке. Закон о защите русского языка.

1

4.

Нормированность - отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

1


Культура речи

3

5.

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.

1

6.

Выбор и организация языковых средств

1

7.

Основные требования к речи: правильность, точность, яс­ность, логичность, чистота, выразительность, уместность употреб­ления языковых средств.

1


Коммуникативный аспект культуры речи

27

8

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформу­лированной мысли.

1

9

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понят­ности речи. Правильное использование различных пластов лекси­ки как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопо­нятных слов, употреблённых в речи.

1

10

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графи­ческий).

1

11

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи

1

12

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеля­ризмы. Жарго­низмы, слова-паразиты.

1

13

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка.

1

14

Словообразование как источник речевого богатства.

1

15

Заимствования - один из источни­ков обогащения русского языка.

1

16

Словарный запас человека и источники его пополнения.

1

17

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразова­тельная, грамматическая синонимия; многозначность слова, анто­нимия и др.

1

18

19

20

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гар­моничная фонетическая её организация. Звукопись как изобрази­тельное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное бо­гатство родной речи.

3

21

22

Выразительные возможности, русского словообразова­ния. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с кор­нями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

2

23

24

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Ос­новные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдо­ха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фра­зеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

2

25

26

Грамматические средства выразительности речи. Грам­матическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксичес­ких средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п.

2

27

28

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свой­ствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

2

29

Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

1

30

31

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

2

32

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, стилистической уместности и выразительности речи.

1

33

Осоз­нанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

1

34

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

1

35

Рефлексия курса

1


Список литературы

Для учащихся

Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. - М., 2000.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Голъдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. - М., 1991.

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. - М., 1977.

Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000.

Колесов ВЗ. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. - М., 2004.

Львова СМ. Речевой этикет - М., 1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М., 2005.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся - М.. 1992.

Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика - М.. 2002.

Норман Б.Х. Язык - знакомый незнакомец. - Минск., 1987.

Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. - М., 1989.

Скворцов ЛЛ. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

Словари

БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. - М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М 1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами - М., 2000.

Для учителя

Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма.-М., 1981.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура ре­чи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. - М., 2006.

ВведенскаяЛА. Культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону 2001.

Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. - М., 2002.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма - Л 1978.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературно­го языка. - М.. 1994.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 - 9 классы. - М., 1989.

Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. - М., 1991.

Минеева СЛ. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование сти­листического мышления). М., 1994.

Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. - М., 2002.

Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. - М., 2006.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.

Уайтпсайд Р. О чем говорят лица. - СПб., 1996.

Словари

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2000.




© 2010-2022