- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» (8 класс)
Конспект урока литературы К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Т.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».
Цели:
Познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы»; развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения.
Создать условия для развития яркой образной связной устной и письменной речи, логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их .
Способствовать воспитанию патриотизма, любви к родине, коллективизма, формированию навыков исследовательской работы.
Тип урока: изучения нового материала, литературоведческого анализа
Ход урока
И мы - не праздно в этом мире жили.
К.Рылеев
I. Организационный момент.
II. Этап целеполагания.
Сообщение темы урока и его целей (выведение целей совместно с учениками, каждый из учеников ставит перед собой определенную цель, которая должна быть достигнута в ходе урока).
III. Основная часть урока
1. Деление на группы (у учеников уже имеется большой опыт работы в группах, поэтому деление происходит согласно их умениям и интересам, с помощью такого деления достигается успешность каждого ученика, т.к. они первоначально могут заняться тем, что хорошо умеют, а затем попробовать что-то другое, т.е. научиться новому).
Учитель озвучивает основную сферу деятельности группы:
- Сегодня мы работаем в группах. На некоторое время вы станете историками, биографами и литературоведами. Прошу вас определиться и занять соответствующие места. Нам предстоит работа с различными источниками информации: книга, интернет, аудиозапись, поэтому каждый из вас сможет выбрать интересный для него вид деятельности.
- Прежде, чем приступить непосредственно к анализу текста литературного произведения, мы должны познакомиться с его автором, исторической эпохой, в которую оно создавалось, узнать особенности жанра и услышать выразительное чтение данного произведения. Поэтому «историки» дадут нам сведения о России начала 19 века и исторической личности, ставшей героем думы, «биографы» расскажут о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева, «литературоведы» раскроют жанровые особенности думы и подготовятся к выразительному чтению произведения.
2. Работа в группах
Ребята работают с книгой, словарями, интернетом, находя нужную информацию. Другие в этот момент создают презентацию, наполняя ее найденной информацией. Два человека из группы литературоведов готовят выразительное чтение думы (у них есть возможность прослушать аудиозапись).
3. Представление презентаций
(Кроме исторической справки о Ермаке)
По одному представителю от группы выступают, учитель по ходу заполняет таблицу, которая одновременно появляется и в тетрадях учеников, записывается определение жанра думы.
Историческая эпоха начала 19 века
Биография поэта
- недовольство правящей властью
- создание тайных обществ
- восстание декабристов 14 декабря 1825 года
- поражение
- Свободомыслие
-член Северного общества
-вдохновитель и организатор восстания
- казнь
- Посмотрите на содержание таблицы, что вы можете сказать? (Информация похожа в первой и второй колонке).
- Как думаете, почему?
- Действительно, мы можем сделать вывод о том, что история и судьба отдельного человека связаны.
- Почему К.Ф. Рылеев пишет свое произведение именно в жанре думы?
4. Выразительное чтение думы.
- Ребята, прочитайте первые строки думы. Можете предположить, как события будут развиваться дальше?
- Давайте послушаем думу целиком, а затем ее проанализируем.
5. Анализ произведения
- Помогут лучше понять думу наши «историки», которые расскажут нам об исторической основе данного произведения.
- А теперь давайте выделим в тексте думы микротемы и озаглавим их, для каждой микротемы выпишите ключевые слова (работа в группах). Вы поработаете в группах, а затем мы сравним, что нам удалось выяснить, чтобы ничего не упустить важного.
Анализ работы групп.
- Какова тема и идея думы Рылеева, какие чувства стремится передать автор читателю?
- О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: "И мы - не праздно в этом мире жили!"?
- Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?
6. Сравнительный анализ (дума в других видах искусства)
- У художника Б. Дехтерева есть картина «Смерть Ермака», посмотрите и скажите, какой эпизод на ней изображен. Найдите и зачитайте строки.
- Дума Рылеева стала очень популярной в народе и на ее слова была написана песня, которая стала народной. Давайте ее послушаем и сравним с думой.
7. Прослушивание народной песни «Смерть Ермака»
- В чем увидели сходства и различия?
III. Заключение.
- Мы познакомились с интересным произведением Кондратия Фёдоровича Рылеева. Давайте еще раз вспомним его жизнь и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?
- Какими качествами должен обладать настоящий человек?
- Перечитаем эпиграф. Давайте в своей жизни возьмем его за правило. Ведь жизнь любого человека должна быть значима не только для него, но и для других.
IV. Домашнее задание
- В качестве домашнего задания предлагаю два вопроса, на один из которых вы должны письменно ответить:
1. «Героизм русского народа в литературе»;
2. «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»