УРОК НА ТЕМУ: Философские мотивы в лирике Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Философские мотивы в лирике Пушкина

Цели урока: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин.

Словарная работа: философ, элегия.

Методические приемы: повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, подготовка к домашнему сочинению.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть стихотворений (2-4 человека)

2. Обобщающая беседа по вопросам на тему поэта и поэзии:

- В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?

- Сопоставьте стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» со стихотворением Державина «Памятник».

- В чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и на значения поэзии?

II. Реализация индивидуального задания

Сообщение на тему «Что такое философская лирика».

III. Чтение стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...»

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Комментирование и анализ.

«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Обратите внимание на эпитеты.

- Почему власть дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.)

- Какие эпитеты характеризуют сердце и ум?

(Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным.)

- К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?».

- Какого восприятие жизни в этом стихотворении? (Жизнь бесцельна и тосклива.)

3. Слово учителя.

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду: Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из тёмных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитровой, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! - это, право, большая удача».

IV. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...» (1836)

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Беседа и комментирование.

- Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность?

- Что значит выражение «сионские высоты»?

(Путь к Сиону - путь к Богу, к Божественной гармонии.)

- Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении?

(Стремление к идеалу и невозможность его достичь.)

- Почему это невозможно?

(Потому что человек - грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам».)

- Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»?

(Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».)

3. Слово учителя.

Итак, это стихотворение о природе человека. Грех преследует человека так же неизбежно, как лев «следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» - Пс. 42, 2). «Лев» символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12-14).

V. Стихотворение «Вновь я посетил...»

1. Слово учителя.

Пушкин жил и творил в трудных условиях в начале 30-х годов. Нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, поэт стремится выйти в отставку и поселиться с ее в деревне.

2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834).

Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 года Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском.

3. Учитель читает отрывок из письма поэта к жене:

«...нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».

4. Выразительно чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».

5. Вопросы и задания по стихотворению.

- Сравнить ход поэтической мысли в письме к жене.

- Попробуйте однозначно определить тему стихотворения.

(В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе.)

- Попробуйте все-таки определить основную тему стихотворения.

(На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает тема смены поколений.)

- Какова взаимосвязь природы и человека?

(Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.)

- В чем отличие обновления человека и природы?

(Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равно душном мире природы.)

6. Обобщающее слово учителя.

Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении - «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое.

Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление - закон природы.

В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».

VI. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

1. Чтение стихотворения подготовленным учеником

2. Вопросы и задания по стихотворению:

- Какие общие мотивы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

- Каково описание природы в стихотворении?

- Сопоставьте изображение природы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Каковы черты сходства и различия в описаниях?

- В чем принципиальная разница в понимании взаимоотношений человека и природы в двух вышеуказанных стихотворениях?

Домашнее задание

1. Ответить письменно на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика?» (на примере двух произведений).

2. Прочитать страницы учебника о лирике Пушкина.

3. Опережающее задание: выучить наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (по выбору ).

© 2010-2022