Рабочая учебная программа дополнительного часа по русскому языку для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор МБОО - СОШ №18

_______/Габидуллина В.А. _______ Дмитриева Н.М

«16» сентября 2015 г.



Программа дополнительного изучения русского языка

для учащихся 9 класса















Учитель: Габидуллина В.А.









Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 9К классе МБОО «Средняя общеобразовательная школа №18» с учетом:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года);

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);

  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 3112 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189;

  • Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 года № 1982-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 2 июля 1997 года № 1247) с изменениями;

  • Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 09.07.2012 года №4154/12, от 10.07.2012 года №4165/12;

  • Учебного плана МБОО «СОШ №18» г. Альметьевска Республики Татарстан, утвержденного директором школы от 29.08.2015 г.

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Авторской программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.: Просвещение, 2010 год).

  • Положения о рабочей программе МБОО - СОШ №18 г. Альметьевск.

  • письма МО и Н РТ № 5405/14 от 08.04.2014 года «О дополнительном изучении государственных и родных языков»

Рабочая учебная программа дополнительного часа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Предлагаемый подготовительно - тренировочный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа.

Цели обучения русского языка в школе.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Изучение предмета в 9 классе способствует решению следующих задач:

1) углубление представления о новом разделе - синтаксисе и пунктуации;

2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка - сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;

3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;

4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;

5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;

6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;

7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами - фонетическими, лексическими и грамматическими);

8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;

9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;

10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;

11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.

Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).



Содержание курса

Международное значение русского языка

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5 - 8 классах

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.

Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Строение СПП и пунктуация в нём. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения.

Публичная речь.

Бессоюзные сложные предложения.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Сложные предложения с различными видами связи.(6ч.)

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи.

Повторение и систематизация изученного.

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Способы введения чужой речи.












Содержание программы



Тема занятия

Дата

План.

Факт.

1

Текст. Единицы текста.

03.09

2

План текста. Виды планов.

10.09

3

Основные средства связи между предложениями в тексте.

17.09

4

Стилевое и стилистическое единство текста.

25.09

5

Речевые нормы в тексте.

01.10

6

Типы текста. Повествование.

08.10

7

Особенности текста -описания.

15.10

8

Рассуждение. Особенности рассуждения.

22.10

9

Эссе как вид рассуждения.

29.10

10

Особенности изложения текста. Виды изложений.

12.11

11

Сжатое изложение. Особенности лексики и синтаксиса.

19.11

12

Как писать сжатое изложение. Подготовка к написанию.

26.11

13

Восприятие текста. Определение темы текста.

03.12

14

Главная мысль текста. Микротемы в тексте.

10.12

15

Основные виды компрессии текста.

17.12

16

Основные принципы сжатия текста.

24.12

17

Компоненты текста, способы их сжатия.

14.01

18

Абзац в тексте. Определение способов связи частей текста.

21.01

19

Редактирование сжатого текста. Практикум.

28.01

20

Техника написания изложения. Практикум.

04.02

21

Рассуждение как вид связной речи.

11.02

22

Алгоритм написания сочинения - рассуждения.

18.02

23

Комментарий проблемы текста. Виды комментирования.

25.02

24

Аргументы в рассуждении. Виды аргументации.

04.03

25

Лексические явления для аргументации.

11.03

26

Грамматические явления для аргументации.

18.03

27

Синтаксические средства художественной выразительности.

01.04

28

Вывод. Способы оформления вывода.

08.04

29

Практикум. Создание рассуждения на предложенную тему.

15.04

30

Критерии оценивания сочинения - рассуждения.

22.04

31

Особенности сочинения на лингвистическую тему.

29.04

32

Особенности рассуждения по проблематике текста.

06.05

33

Композиционное и речевое оформление сочинения.

13.05

34

Техника написания сочинения - рассуждения. Практикум.

20.05





Литература и средства обучения

Основная литература

Для учителя:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.

  2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.

  3. Концепция модернизации Российского образования.

  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  5. Программа под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М., 2006 г.

  6. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский .М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература и средства обучения

Для учителя:


  1. Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.:ВАКО,2005.

  3. Обучение сочинениям./ Под ред.А.М.Гринина-Земсковой. Волгоград, 1999.

  4. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников/ Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В. Паранцовой. - М..1999.

  5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

Электронные учебные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.


  1. «Фраза». Обучающая программа-тренажёр по русскому языку.

  2. Электронный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс»



© 2010-2022