Открытый урок лит. чтение Е. Чарушин Кабан

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение


Тема: Е.И. Чарушин «Кабан».

Цель: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями поведения животных; обогащать словарный запас обучающихся;

  2. Развивать навык осознанного, выразительного чтения; познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;

  3. Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к

животным; воспитывать волевые черты характера.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд1)

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи « В мире животных») (Слайд 2)- 2 р

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем тему « Природа и мы»)

III. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Пункт назначения зашифрован. Посмотрите на слово и догадайтесь, как называется наш пункт.

ЗFQООSNCZALД (Слайд 3)- 2 р

IV. Речевая разминка.

Чтобы попасть в зоосад, необходимо приобрести билеты,(Слайд 4) но нашими билетами будет речевая разминка - чтение с закрытыми половинками слов. - 2 р

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

- читают самостоятельно

- читает вслух один ученик

- читают хором

- читают шёпотом, чтобы предостеречь

- читают с испугом

- читают очень быстро в темпе скороговорки.

V. Формирование новых знаний.

-Весёлое или грустное произведение вы прочитали? Почему?

Давайте мы вернёмся к этому вопросу ещё раз в конце урока и попытаемся прийти к единому мнению.

-От чьего имени идёт повествование?

От имени автора, который побывал в зоосаду. И это автор нашего произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке - Евгений Иванович Чарушин.(Слайд 5)

Е. И. Чарушин родился 11 ноября 1901 года в г. Вятке (Киров). Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный. Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, веселы.

Чарушин был очень талантлив: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем.

Рассказы детей.

5 слайд Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

6 слайд Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

7 слайд В отличии от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

8 слайд Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

9 слайд Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома, в зоосаду. Послушайте рассказ «Кабан», с которым познакомит вас Чепурная Кристина, а вы следите, запоминайте.

а) Первичное чтение (подготовленный ученик) (Слайд 10)

б) Словарная работа ( Слайд11)

Все ли слова вам были понятны? Посмотрите на малознакомые слова.

в) Первичное восприятие

-Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте. (Слайд 12 - 2р)

-Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

-Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.

-Почему так рано? Зачитайте.

-Давайте побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

г) Беседа по содержанию.

-Каких животных описывает Чарушин?

В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями, (Слайд 13) , но будем внимательны, так как слова искажены и если трудно можно посмотреть в книгу.

А) чтение про оленя. (Слайд 14)

-Что нового вы узнали об этом животном?

-А чем занимаются другие животные утром, прочитаем.

Б) чтение про ягуара. (Слайд 15)

В) чтение про медведя. (Слайд 16-17)

Г) чтение про слона. (Слайд 18)

Д) чтение про волков (Слайд19)

-Кто живёт в общей загородке?

(журавли) (Слайд 20-21)

Физминутка. (Слайд 22)

Мы с обитателями зоосада отдохнём,

Физминутку проведём.


VI. Формирование практических навыков.

-Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

-Что насторожило его? Зачитайте.

-Прочитайте эпизод, где описаны кабаны. (Слайд23)

-А вы знаете, что в старину кабана называли "вепрь".

-Что написано на табличке про кабана?

Ученик рассказывает о кабанах. (Кабан - крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки.

У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана - страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами. Продвигаются по лесу гуськом: впереди - самый сильный. Летом - по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот).

VII. Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

-Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 24)

-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

/Интересно! Ничего не вижу!/

-Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте.

/Всё из рук попадало!/

-Понравилось ли это Серёжке?

-Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

/Прощай, моя акварель!/

-Какие чувства он испытывает?

/Делать что-то надо/!

-Что он решает? Зачитайте его действия.

-Как себя чувствует в это время автор?

/Вспотел со страху!/

-Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

-Состояние автора? Зачитайте.

/Чуть не слетел!/

-Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

-Как повели себя кабаны? Зачитайте.

-Поясните слова: «Простыми свиньями побежали в свой хлев»

-Чем заканчивается история? Зачитайте.

VIII. Обобщающая беседа.

-Чего устыдился Чарушин?

-В каком предложении заключается главная мысль? Зачитайте.

-Почему Чарушин назвал свой рассказ "Кабан", ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?

/Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение. Посмотрите ещё раз на его эмоциональное состояние. Как нарастает потрясение человека, увидевшего не одного, а группу кабанов./

-Почему автор так их испугался?

Вспомните, что мы узнали из таблички о кабанах. Видимо, Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.

IX. Идейно-эстетический анализ.

-С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно - насмешливым, с юмором)

-О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости)

-Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

/Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих./

-Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым?

/ Скорее всего, автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним./

X. Работа с пословицами. (Слайд 25)

-Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу?

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться - в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит - тот и бежит.

-Какой порок высмеивают пословицы?

-Пригодятся ли вам знания, которые вы получили сегодня на уроке?

XI. Рефлексия. (Работа в парах.)

- А сейчас работаем в парах. Переверните карточки, которые у вас на столах,

отгадайте по ключевым словам героя рассказа.

1. Е.И.Чарушин (Слайд 26 - 4р ) (наблюдательный, анималист, любознательный, любит животных)

Открытый урок лит.чтение Е.Чарушин Кабан Слайд 27

2.Кабан (Слайд 28 - 5р )(беспокойный, чавкает, вепрь, хищник, громадный)

Открытый урок лит.чтение Е.Чарушин Кабан Слайд 29

-С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли).

-Любите, наблюдайте и оберегайте животных - это наши младшие друзья!

-Вот и закончилось наше путешествие по зоосаду.

(Слайд 30)

XII. Домашнее задание.

1 - прочитай рассказ, нарисуй рисунок животного

2 - прочитай рассказ, составь план

3 - прочитай рассказ, напиши сочинение «Если бы кабаны не были ручными…»

XIII. Итог урока.

Ребята у нас с вами осталось еще одно задание, у вас на столе лежат листы. Вставьте при помощи стрелок пропущенные слова или рисунки в предложения. Выполни взаимопроверку. (Слайд 31)

Оценки за урок.


© 2010-2022